Методическая статья «Развитие познавательной активности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
Автор: Харитонова Елена Николаевна
Организация: МАОУ СОШ №31
Населённый пункт: Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск.
Современные стандарты образования предполагают трансформацию традиционной модели обучения от передачи знаний, умений и навыков к развитию личности обучающегося путём создания педагогических условий для освоения им необходимых теоретических и практических аспектов учебных дисциплин, позволяющих ему стать деятельным и конкурентоспособным членом развивающегося общества. В связи с этим одной из основных задач современного образования является развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Начиная с 2011 года, все российские школы перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В этом документе особое внимание формированию познавательных универсальных учебных действий уделено в поправках, которые внесены в ФГОС НОО в 2017 году и вступили в силу с 1 сентября 2018 года.
Для достижения высоких личностных, предметных и метапредметных результатов развитие данных черт личности обучающегося должно находиться в системе начального образования. Такой подход позволит сформировать уверенную и мобильную личность, способную к саморазвитию и совершенствованию собственных знаний и практических навыков в зависимости от потребностей общества.
Методологической основой в данной сфере является теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова. Сущность этой теории заключается в целенаправленной познавательной активности младших школьников и их самостоятельности в учебной деятельности как высшей степени показательной успешности освоения дисциплины через концепции системно-деятельностного подхода.
Процесс полноценного освоения знаний должен осуществляться посредством мыслительной деятельности. Мыслительная деятельность в данном случае направлена на решение проблемных ситуаций. Она должна проходить в трёх уровнях: репродуктивном, поисковом и исследовательском. Современная система образования исключает первый уровень, ориентируется на обеспечение активации самостоятельных действий обучающихся, направленных на решение конкретных учебных и творческих задач на уроках в начальной школе.
Эффективность достижения цели повышается путём организации урочной и внеурочной, индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, направленной на решение проблемных ситуаций или творческих задач.
Методические основы развития познавательной активности на уроках в начальной школе предполагают:
1. подбор содержания учебного материала, способствующего обогащению знаний, расширению кругозора, приобретению опыта и одновременно вызывающего интерес в необходимое эмоциональное сопровождение;
2. применение форм, методов работы, направленных на создание проблемных учебных ситуаций, требующих от обучающихся активных самостоятельных действий;
3. учёт творческого и исследовательского компонента в подборе видов заданий;
4. организацию деятельности, которая характеризуется постепенным нарастанием уровня самостоятельности в выполнении заданий.
Наиболее эффективными методами обучения для формирования познавательной активности младших школьников являются следующие:
1.Игровые методы. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
2.Проблемное обучение. Огромное значение для развития познавательной активности имеют проблемные задачи:
-задачи с несформулированным вопросом;
-задачи с недостающими данными.
3.Компьютерные технологии: презентации, применение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), тесты (для тематического контроля), различные мультимедийные программы, и т.д.
4.Технология развития критического мышления: приёмы “Верю - не верю”, простые вопросы, уточняющие вопросы, интерпретационные (объясняющие) вопросы, творческие вопросы, оценочные вопросы, практические вопросы.
5.Проектный метод. Практика показывает, что использование проектной деятельности возможно при обучении различным дисциплинам, входящим в школьную программу.
Для достижения высокого уровня сформированности познавательной активности нужно придерживаться исторического, нравственного, краеведческого принципов на уроках. Можно использовать в работе такие формы работ и виды заданий, которые требуют исследовательского или творческого подхода:
-самостоятельное составление задач, сказок с использованием названий объектов родного края;
-поиск загадок, пословиц на данную тему;
-составление кроссвордов, пазлов, шифровок, крат и другое.
Для актуализации знаний и рефлексии на уроках и во внеурочной деятельности можно использовать следующие формы работы:
1. Шифровка - решая примеры, уравнения и задачи, ученики получают буквы или слова, а потом складывают из них слова или фразы.
2.Триггеры - за картинками или листочками с номерами скрываются примеры или вопросы. Дети выбирают, за какую картинку хотят заглянуть. По принципу работы напоминает телевизионную игру «Своя игра».
3. QR-код - Ученики наводят телефоны на простой черно-белый значок и получают информацию: задачи и примеры, вопросы, теоретический материал.
4. Кроссворд — универсальный инструмент для познавательной деятельности. В такой форме дети могут расшифровать тему в начале урока или повторить термины в конце занятия. Создание математического кроссворда подходит для учебного проекта, индивидуального или группового.
5. Пазл - решая примеры и отвечая на вопросы, дети постепенно раскрывают интересную картинку.
6. «Волшебная лестница» - Существует много форм самооценивания и оценки урока: на полях тетради, в виртуальном опросе, в виде развернутого отзыва на виртуальной доске и т.д.
Развитие познавательной активности и самостоятельности младшего школьника это трудоёмкий процесс, который требует со стороны ребёнка контроля и саморегуляции, а со стороны учителя – организации учебно-воспитательного процесса, который будет формировать данные качества.
Организация форм учебной деятельности путём создания интересных и творческих проблемных задач позволит повысить уровень познавательной активности, мотивации к обучению, самостоятельности школьников и уверенности их в своих способностях.
Литература:
Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема. // Начальная школа. 2003. №1.
Бормотова М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников. // Начальная школа.2005. №9.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2016. - 124 с.
Гальперин, П. Я., Талызина, И. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2016. - 284 с.