СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие познавательных процессов"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.  Эффективная коррекционная работа требует определения содержания индивидуальных коррекционных программ, основанных на оценке резервов потенциальных возможностей ребенка.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие познавательных процессов"»























Рабочая программа

«Развитие познавательных процессов»

на 2016 – 2017 учебный год








Возраст обучающихся: 1 классы (6,5-8 лет)

Год обучения: 2016-2017 уч.год





Составитель: Журавлева Марина Юрьевна

педагог – психолог,

1 квалификационная категория











Пояснительная записка

Актуальность.

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка.

Во-первых, меняется социальная позиция ребёнка. Из дошкольника он превращается в школьника. У него появляются новые обязанности: делать уроки, быть внимательным, дисциплинированным.

Во-вторых, у ребёнка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу школьники должны «научиться учиться», т.е. запоминать учебный материал, решать задачи.

В системе общего образования особой проблемой является постоянное увеличение числа школьников, не справляющихся со стандартными требованиями учебной программы. Причины стойкой неуспеваемости учащихся рассматривались многими выдающимися педагогами и психологами (Ю.К. Бабанский, А.А. Бударный, З.И. Калмыкова, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, и др.). Как правило, неудачи в учении чаще всего вызываются несоответствием предъявляемых требований психофизиологическим особенностям детей.

Учебная деятельность основана на развитии навыков произвольного поведения ребёнка. Известно, что, если ребёнок характеризуется слабым развитием «комплекса произвольности», он плохо привыкает к школе, в следствие чего, ребёнок становится неуспешным. Ребёнок медленнее запоминает и усваивает учебную программу. Как помочь ребёнку адаптироваться в школе? Необходимо развивать познавательные процессы: мышление, внимание, восприятие, память, эмоционально-волевую сферу, а также произвольность психических процессов: умение быть внимательным, умение контролировать себя самостоятельно, способность на произвольные волевые и интеллектуальные усилия.

Эффективная коррекционная работа требует определения содержания индивидуальных коррекционных программ, основанных на оценке резервов потенциальных возможностей ребёнка, т.е. "зоны ближайшего развития".

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий; помощь в адаптации к учебному процессу.


Основные задачи:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы

2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  1. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  2. формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  3. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  4. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

Все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и память, и мышление.

Сроки реализации программы

Реализация программы рассчитана на один год, но познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении обучения его в начальной школе. Программа рассчитана на детей 6,5-8 лет. Занятия проводятся в течение учебного года один раз в неделю 35-40 минут. Всего 34 часа.

Структура занятия

Основу групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников, развитие познавательных процессов. Необходимым элементом всех занятий являются упражнения, направленные на создание и поддержание благоприятного внутригруппового климата.

-Начало занятия

-Разминка

-Основная часть

-Рефлексия

-Окончание занятия

Виды контроля: диагностика, наблюдение, рефлексия.


Ожидаемые результаты обучения


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий  .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию)

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса  в 1-м классе являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-выявлять функциональные отношения между понятиями.


Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

из них

всего часов

теория

практика


I


1. Входная диагностика познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

4


4

II


2. Развивающие игры и упражнения:

2.1. Развитие внимания

2.2. Развитие памяти

2.3. Развитие мышления

2.4. Развитие восприятия и воображения

2.5. Развитие навыков саморегуляции

2.6. Развитие логического мышления

2.7. Развитие наглядно-образного мышления

2.8. Совершенствование мыслительных операций

2.9. Тренировка мышления

3.0. Решение логических задач






3

3

3


3

2


3


3


2


2

2

26

III


4. Итоговая диагностика познавательных процессов

4


4






Итого: 34

часа







Учебно – методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2011 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)»

2.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

3.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

4.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)



Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2012г.

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)»


Список литературы для родителей



Автор, год издания

Название пособия

1.

Архипова И.А. , Екатеринбург: У-Фактория, 2004г.

«Книга для родителей первоклассника»

2.

Гиипенрейтер Ю.Б., Москва: Масс-Медиа, 1995г.

«Общаться с ребенком как?»

3.

Сост.Шабанова А.А., Волгоград: Учитель, 2007г.

Математика: развивающие задания для учащихся 1-2 классов начальной школы

4.

Субботина Л.Ю., Екатеринбург, 2005г.

«Учимся играя: развивающие игры для детей 6-10 лет»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!