III. Работа над темой урока. | 1. Краткое сообщение о художнике. 2. Словарная работа. 3. Работа с толковым словарём 4. Запись в тетради. 5. Физминутка 6. Молчаливое рассматривание картины. 7. Выявление первоначальных впечатлений. 8. Постановка учебной задачи. Построение выхода из затруднения. 9. Практическая деятельность по реализации построенного проекта. а) Составление плана сочинения. Работа над композицией. б) Коллективная работа над вступлением. г)Работа над основной частью. д)Коллективная работа над заключительной частью. е)Коррекция | Заранее подготовленные ученики делают небольшое сообщение о жизни и творчестве И.Т. Хруцкого, используя презентацию. 1-й ученик: Иван Трофимович (Фомич) Хруцкий (1810–1885) один из лучших русских живописцев, признанный специалист по натюрморту, родился в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии в 1810 году в семье греко-католического священника. Первоначальное художественное образование он получил в Полоцком высшем пиарском училище. В 1827 г. Хруцкий переезжает в Петербург, где берет уроки живописи у английского живописца Дж. Доу и учится в Академии художеств. 2-й ученик: Работы художника (учитель демонстрирует репродукции картин): ранние этюды «Натюрморт с вазой», «Натюрморт с птичкой» (1832), «Плоды и птичка» (1833), «Фрукты» (1834), картины-натюрморты: «Натюрморт со свечой» (1830), «Цветы и плоды» (1836, 1839), исполненные в предметно-иллюзионистической манере; пейзажная живопись: «Вид на Елагином острове в Петербурге» (1833), «Вид в имении» (1847); портреты литовского митрополита Иосифа Семашко (1842), неизвестного молодого человека (1842), Миколая Малиновского (1855); интерьеры: «В комнате» (1854), «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи» (1855), привлекательные непосредственностью восприятия натуры, тонкостью живописи. Работа в группах - Перед тем как начать работать с картиной И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды», нам следует вспомнить о том, что такое натюрморт? Обсудите в группах и выскажите свое мнение. -Верно, а ещё мы на уроках рисования читали такое стихотворение о натюрморте. Учитель читает стихотворение: Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу- Знай, что это - натюрморт! Предлагает найти научное толкование слова натюрморт в словарях. -Давайте поработаем со словарями и найдём научное толкование этого слова. 1-я группа: Натюрморт-это изображение на картине вещей, цветов, фруктов, снеди и т п ... Русский толковый словарь В .В.Лопатина 2-я группа: 1) Жанр в изобразительном искусстве (главным образом в живописи и графике), посвященный изображению крупным планом неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи и т.п. 2) Картина с таким изображением. ... Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой 3-я группа:Натюрморт, натюрморта, м. (фр. nature morte - мертвая природа) (живоп.).1. только ед. Изображение в живописи неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. (кроме пейзажа и человеческих трупов). Натюрморт - специальность этого художника. 2. Самая картина с таким изображением. Художник написал прекрасный натюрморт. ... Толковый словарь Д.Н.Ушакова 4-я группа: Натюрморт , -а, м. Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари. II прил. натюрмортный, -ая, ое. Толковый словарь С.И.Ожегова Фиксация термина на доске и в тетради: «Натюрморт - из французского языка «мертвая природа» - изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве». - А сейчас отдохнём. Выполним музыкальную физкультминутку. Наши красные цветки Распускают лепестки (плавно поднимаем руки вверх) Ветерок чуть дышит Лепестки колышет (качание руками влево - вправо) Наши красные цветки Закрывают лепестки, (присели, спрятались) Головой качают, (движение головой влево – вправо) Тихо засыпают. Демонстрирует репродукцию картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды» - Рассмотрите репродукцию картины. Проводится беседа. - Что изображено на картине? (Ваза с цветами и фрукты) - Нравится ли вам картина? Какие чувства она у вас вызывает? (Хочется протянуть руку и попробовать парочку спелых и сочных персиков или желтую грушу. Или взять в руки красивый и пышный букет, понюхать эти цветы.) - Что привлекло ваше внимание: цветы, ваза, плоды, цвет и форма плодов? -Какие краски использовал художник? - Всмотритесь в цветы, перечислите их (эта работа вызывает у детей затруднение, т. к. некоторые цветы им неизвестны, подсказывает учитель). – Это розы, пионы, ирисы, нарциссы, гиацинты, васильки, незабудки, колокольчики. - Почему картина названа «Цветы и плоды»? (Ответы: «Букет цветов занимает центральную часть картины. Плоды — это общее название для фруктов и овощей»). - Перечислите плоды на картине (персики, груши; кроме того, грозди винограда и тыква, колоски овса). Учитель создаёт проблемную ситуацию. -Художник картину пишет красками, создавая образ. А сможете ли вы описать увиденное словами? Можете ли вы сейчас дать полное описание картины? Попытайтесь. - Что мы должны сделать? Фиксация на доске алгоритма действий: 1. Рассмотреть картину, ее детали. 2. Определить ее тему, мысль художника. 3. Собрать материал. 4. Составить план сочинения. 5. Попробовать составить устное описание картины. - Определите мысль художника. (Ответы: «Автор хотел нам передать красоту, щедрость природы, название точно передает гармонию жизни, что на смену цветам приходят всегда плоды»). - Из каких частей состоит самый простой план? (Ответы: «Из вступления, основной части и заключения»). План сочинения-описания. 1. Дать общее представление о картине. 2. Описание деталей, частей изображенного на картине. 3. Отношение автора к тому, что он описывает. - Поработайте в группах и составьте планы к картине. Примерные планы учащихся: 1 вариант 1. Роскошный букет и спелые фрукты. 2. Мастерство художника в изображении а) цветов; б) плодов; в) других деталей натюрморта. 3. Великолепие щедрых даров природы, запечатленных И. Т. Хруцким. 2 вариант 1.Несколько слов о художнике И.Т. Хруцком. 2. Описание картины а) цветы б) плоды в) предметы 3. Ваше мнение о картине. Какое настроение она вызывает? - Попробуйте написать вступление к сочинению. Например: На картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» мы видим великолепный натюрморт с роскошным букетом цветов и спелыми фруктами. Художник не случайно выбрал теплую гамму: он хотел передать красками радостное восприятие окружающего мира. Кроме того, это краски осени – поры созревания плодов и пышного цветения. - Поработайте в парах по рядам охарактеризуйте изображенное на картине (форма, цвет, характерные признаки, расположение), подобрав интересные, разнообразные выразительные средства. 1 ряд — цветы 2 ряд — плоды 3 ряд - другие предметы - Что автор изобразил на переднем плане? Что мы видим на заднем плане? - Попробуйте написать заключение к сочинению. Варианты ответов: 1) Прекрасные цветы, сочные фрукты и ягоды — все это как дивный дар жизни принес человеку замечательный русский художник И.Т. Хруцкой. 2)Картина Хруцкого «Цветы и плоды» вызывает истинное наслаждение роскошными дарами осени. 3)В картине отразилось радостное любование художника красотой и богатством природы. 4)Рассматривать работу Хруцкого - настоящее удовольствие. В нее вложены мастерство, наблюдательность и огромная любовь художника. 5)Все в картине дышит радостью жизни, восхищением великолепными дарами солнечного лета. Учитель читает несколько образцов сочинений. Выяснение затруднений, возникших у учащихся в процессе составления рассказа. Рекомендации учителя. Работа по предупреждению речевых ошибок. -Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов. -Подберите синонимы к словам, зафиксируйте в тетради: 1) художник (живописец, мастер кисти, автор картины, создатель картины) 2) картина (полотно, репродукция, холст, натюрморт) 3) чудесная картина (замечательная, прекрасная, живописная, восхитительная) 4) художник создает (пишет, изобразил, создал, сумел передать) 5) находится (располагается, изображено, стоят, лежат). Лексико-орфографическая подготовка. -Выполните индивидуальную карточку, вставьте пропущенные буквы. Н_рядная, д_к_р_тивная, ст_ит, п_оны, ир_сы, н_з_будки, в_с_льки, в_кру_, л_жат, яг_ды, пл_ды, пр_зрач_ный, ст_кан, в_да, л_мон, справ_, _громн_я, р_зреза_ый, ябл_к_, в_н_град, л_жащая, гр_фин, слев_, кор_б, п_ложе_ых, з_леные, л_сточки, в_дна, к_рзин_ч_ка, н_полне_ая, ст_б_льками, _вса. | Ученики слушают сообщение, просматривают презентацию, запоминают названия картин, некоторые этапы жизни и творчества художника. Организуют группы, обсуждают, дают ответы, что изображение на картине цветов, плодов, предметов быта-это натюрморт. Работают в группах с толковыми словарями, находят нужную информацию, выбирают отвечающего, демонстрируют ответ классу. Самостоятельно работают в тетрадях, фиксируют термин. Дети под музыку повторяют танцевальные упражнения, с анимационным сопровождением Всматриваются в тишине в картину, размышляют об увиденном. Ведут беседу, строят логическую цепь рассуждений, высказывают своё мнение, делятся впечатлениями, дают оценку увиденному. Дети затрудняются, попытки неудачны, не знают с чего начать, составляют алгоритм действий. Отвечают на заданные вопросы. Образуют мини-группы (по 4 ученика), составляют планы, обсуждают зачитывают их. Выслушиваются разные варианты, приходят к общему мнению. Работают в парах по рядам, прослушивание ответов, редакция, дополнения учащимися, комментарии учителя, фиксация в черновике удачных, понравившихся выражений. Сначала каждый ученик обдумывает ответ, затем высказывают свою мысль вслух. Предлагаются разные варианты ответов. Каждый ученик работает по карточке индивидуально, вписывает пропущенные, затем проверяют коллективно. | П – формулируют ответы на поставленные учителем вопросы; осуществляют логические действия; адекватно воспринимают информацию, полученную из объяснения учителя, ответов учащихся; самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации при работе с учебником, со словарями; выражают собственное мнение, обосновывая его, строят устное монологическое высказывание на определённую тему, определяют последовательность частей текста, составляют план, владеют умениями ведения разговора; Р – принимают и сохраняют учебные задачи; самостоятельно находят несколько вариантов решения учебной задачи; осуществляют самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности; вносят необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; отбирают адекватные средства достижения цели деятельности; К- строят сообщения в соответствии с учебной задачей, принимают участие в работе парами, группами, допускают существование различных точек зрения, используют правила вежливости в различных ситуациях; контролируют свои действия в коллективной работе и контролируют действия партнёра; Л- понимают значение предмета русского языка в собственной жизни, развивают чувства гордости за свою Родину, народ, понимают оценку учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; осознают ответственность за общее дело. |