Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования "Детская школа искусств"
Тетюшского муниципального района Республики Татарстан
Мастер - класс
по программе ПО.01.УП.01. «Специальность и чтение с листа»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Фортепиано»
по теме
«Развитие технических навыков и игровых
движений в процессе обучения игре на фортепиано"
Подготовлен и проведен Баландиной Е.Ю., преподавателем музыки МБУ ДО "ДШИ" г.Тетюши РТ |
Тетюши, 2024
Цель:
- научить работать над техническими упражнениями, а также технически сложными местами, конкретизируя способы технической работы для преодоления трудностей в музыкальном произведении.
Задачи:
1. формировать навыки целенаправленной работы над техническими упражнениями: гаммами, аккордами, арпеджио, применяя их на практике.
2. развивать в учащихся внимательное отношение к нотному тексту изучаемого произведения;
3. вырабатывать пианистические навыки, пластичные и универсальные, необходимые для овладения техникой в каждом конкретном произведении;
4. развивать музыкальное мышление, направленное на осознание сходности ситуаций в работе над однотипными фортепианными сочинениями или их фрагментами;
5. сформировать эмоциональную отзывчивость в процессе исполнения произведения;
6. добиваться максимальной концентрации внимания, полной сосредоточенности, самонаблюдения и анализа своих действий.
Тип урока: комбинированный
Используемое оборудование:
2 фортепиано, нотная литература, мультимедийное оборудование, презентация урока.
Ход урока:
- Педагог: Чтобы научиться хорошо играть, необходимо развивать фортепианную технику. Техника - это комплекс умений, навыков, приёмов, с помощью которых пианист добивается художественного и звукового результата. Работа над техникой начинается с первых шагов обучения. Особое внимание необходимо уделять положению корпуса: ученик должен почувствовать «стержень» вдоль спины;
- постановке рук: естественное положение руки на клавиатуре – необходимое условие для профессионального роста ученика. Каждый палец руки имеет свою характеристику и для каждого необходимо мышечное развитие. Этого можно добиться с помощью специальных упражнений. Какими бы упражнениями мы ни занимались, необходимо соблюдать «два золотых правила»: играть ближе к черным клавишам; пальцы должны находиться максимально параллельно клавиатуре.
Характер человека, свойства его темперамента, особенности высшей нервной деятельности и душевной конституции - все это и многое другое непосредственно проявляется в технике музыканта. Поэтому развитие техники есть нечто большее, нежели «просто развитие пальцев и кисти».
От занятия к занятию мы говорим о правилах посадки: положение корпуса - это первое, на что следует обращать внимание при организации аппарата ученика. Главным ощущением правильности осанки должно быть ощущение «стержня», проходящего вдоль спины. Такая осанка позволяет сохранять устойчивость посадки и даёт возможность свободно поворачиваться и наклоняться в разные стороны. Сохранять осанку помогает хорошая опора на ноги (фундамент).
Мы говорим о постановке рук, при этом исключаем насилие над созданным природой исполнительским аппаратом обучающегося. Естественное положение руки на клавиатуре – необходимое условие для профессионального роста ученика. От урока к уроку учащийся ближе «знакомится со своей рукой» - ведь каждый палец руки имеет свою характеристику и для каждого необходимо мышечное развитие. Этого можно добиться с помощью специальных упражнений. Нельзя не учесть одного важного момента: какими бы упражнениями мы ни занимались, необходимо соблюдать «два золотых правила»: играть ближе к черным клавишам; пальцы должны находиться максимально параллельно клавиатуре.
Организацию движений ученика мы строим таким образом, чтобы воспитать правильное отношение к фортепиано, как к поющему инструменту. Работа над техникой начинается с первых шагов обучения: это игра разными штрихами - non legato, legato, staccato.
- Разогреем пальчики. Играем гамму e moll вверх и вниз крепкими активными, четкими пальцами; мышцы рук и пальцев энергично работают, выколачивают (метод автоматизации аппарата). Представь, что твои пальцы – это острые «стальные» клювики, попадающие точно в цель. Настраиваемся на урок психологически.
1. - играем на legato гамму e moll (расходящуюся), соблюдаем акценты.
- гамма e moll – игра на стаккато: пальцы коротко ударяют по клавишам и как бы отскакивают от них; после удара надо быстро поднимать пальцы, кисть должна быть собранной. Излишние пальцевые движения затрудняют игру и приводят к перенапряжению.
- гамма e moll (объединяем два штриха legato и stakkato). Сочетание штрихов legato и stakkato мы встречаем во многих произведениях, в т.ч. в основной программе. Это трудно. Правая – легато; левая – стаккато. « Голова должна идти впереди рук».
Вниз наоборот.
2. Арпеджио длинное и короткое
Помни о двух золотых правилах!
Прикосновение подушечкой, кисть податливая, не вихляющая, ощущаем дно клавиши, не давим.
3. хроматическая гамма. В своих произведениях мы наблюдаем движение по полутонам. В октаву играем хроматическую гамму правой и левой. Играем, делая акцент на 1 (счет до 6-ти), штрих non legato, кисть собрана, не делать излишних пальцевых движений, они затрудняют игру и приводят к перенапряжению.
4. Аккорды. Часто в произведениях мы наблюдаем аккорды в партии левой руки.
- Педагог: Как нужно исполнять аккорды?
- Ученик: играть одновременно и ровно, выдерживать.
- Педагог: Играем аккорды по три звука: ощущение зафиксированности мышц в ладони на своеобразную «вилочку» в трезвучиях. «Не вязнуть», не поднимать высоко пальцы над клавиатурой, звуки воспроизводить одновременно и ровно. Устранить лишние движения, добиваться движения «вглубь клавиатуры».
Взятие «дна» клавиши пальцами с использованием веса руки – это важный не только технический, но и психологический момент, во время которого исполнитель должен услышать полную красоту звучания инструмента и почувствовать при этом мышечное «физическое» удовольствие.
5. В период разучивания учащемуся следует выявлять эпизоды, требующие дополнительной работы. Исполнителю нужно отметить наиболее трудные моменты, например, с аккордовой техникой. Так как именно аккордовой техникой учащиеся владеют слабо. Часто в произведениях мы встречаем аккорды, поэтому нужно освоить прием кистевого движения, уделить особое внимание рукам и пальцам. Руки – тыл, пальцы – фронт, т.е. полное взаимодействие кисти, плеча и предплечья.
Подчеркну, что между исполнением октав и остальных интервалов существует большая разница. Октавные места доставляют много хлопот. Поэтому разумно поработать над «освобождением» рук, цепкостью и упругостью кончиков пальцев.
- Упражнение: используя попарно разные пальцы, не глядя на клавиатуру, исполняем двузвучия вразброс – до ощущения зафиксированности мышц в ладони на своеобразную «скобочку». Поднимаем кисть высоко над клавиатурой – «игра в слепого музыканта» позволяет лучше освоить клавиатуру, вырабатывая зрительную независимость.
-Исполняем упражнение на двузвучие правой рукой. Верная аппликатура, свободная рука, ощущение «скобочки». Затем двумя вверх и вниз.
- Педагог: Итак, поработаем над Этюдом Юрия Весняка. Что ты знаешь о композиторе?
- Ученик: Юрий Андреевич Весняк - талантливый ростовский композитор род. в 1957г. Дважды окончил Ростовский музыкально-педагогический институт – сначала по классу баяна, позднее по классу композиции. Композиторское дарование Ю. Весняка проявилось в различных жанрах. Успехом пользуется его музыка к спектаклям театра кукол: «Карлсон», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Новогодние приключения Бабы-Яги», «Кто моя мама», «Приключения кота Леопольда», «Гусенок» и другие.
- Педагог: проведем краткий анализ Этюда. Темп Largo – широко, медленно.
- Начнем с формы. Сколько частей? (две). В каждой по 2 предложения.
- Ученик: 1 часть – форма периода, тональность D dur.
- Ученик: 2 часть - форма периода, h moll (параллельная).
Движение мелодии?
- Ученик: Мелодия этюда движется по секвенциям и в 1 и во 2 части. /Секвеции - последовательное повторение мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте.
- Ученик: в 1 части 1 предложения движение нисходящее ломаное, скачкообразное; во 2 предложении – восходящее, в основном по терциям
Педагог: Движение мелодии 2 части? (нисходящее)
- ученик: Заканчивается Этюд в одноименной тональности H dur, восторженно и ярко.
- Педагог: Какие технические трудности мы встречаем в этюде? Посмотри на размер.
- Ученик: размер 6/8 - сложный размер: состоит из шести долей, и каждая доля равняется восьмой ноте.
- Исполнение: работа над мелодией 1,2,3 (играть ровно)
- Работа над аккордами в левой (1 часть), аккорды в правой (2 часть).
Исполнение: Ю.Весняк Этюд
- Педагог: Что получилось, а что нет? (необходимо развивать внутреннеслуховые представления: «Слышу – играю», не все аккорды получились, проговорить каждый звук, добиваться более качественного звучания, соблюдать апликатуру. поиграй упражнения, рука в собранном состоянии.
- Педагог: С точки зрения большинства учащихся техника – это беглость пальцев, умение крепко и четко играть гаммы, арпеджио, пассажи. Но все это не исчерпывает всего понятия, т.е. это узкий смысл.
Объемное толкование техники, если подходить к ней с общеэстетических, философских позиций, есть умение выразить в своем творчестве именно то, что желаешь выразить; это возможность материализовать свой замысел в звуках, т.е. реально воплотить в исполнении те звуковые образы, которые созданы воображением и живут во внутреннем мире исполнителя (в сфере его внутреннеслуховых представлений).
С точки зрения современной науки внутреннее представление, мысленная установка есть определенным образом организованная психическая энергия, которая трансформируется в энергию физическую. Действия руки обретают вследствие этого практическую целесообразность, делаются направленными и логичными. В этой связи говорят о «слышащей руке» - руке, настроенной, благодаря внутреннему представлению, на нужные движения и приемы.
- Педагог: Наши пальцы разогрелись, поэтому нужные движения и приемы мы попробуем показать в произведении Эдны Мэй Бернам "Кружащиеся листья"
- Педагог: Что ты знаешь о композиторе?
Ученик: Эдна Мэй Бернам (1907-2007) - известное имя в фортепианной педагогике. Она начала изучать инструмент в возрасте семи лет по урокам своей матери, а затем получила специальность фортепиано в университете Вашингтона и педагогическом колледже в Лос-Анджелесе. Эдна Бернам автор оригинальных композиций, в том числе серии фортепианных игр "Дюжина в день", тираж которых составил более 25 миллионов. Она сочинила сотни песен и пьес, разработала учебные пособия для детей, изучающих фортепиано, которые актуальны и по сей день.
- Исполнение "Кружащиеся листья" Эдна Мэй Бернам
Педагог: Форма произведения: 3-х частная (1 и 3 одинаковые)
Ученик: размер 4/4, темп умеренный
- Педагог: Какие трудности при исполнении встречаются в данном произведении, над которыми нужно поработать?
Ученик: мелодия движется триолями
Педагог: Как получается триоль? (от деления длительности на три равные части)
В чем трудность исполнения триолей? (трудно исполнить ровно)
- играем триоли, проговаривая словосочетание до – ми – ки, (упражнение от звука до по белым клавишам вниз: 3,2,1,3,2,1 и т.д.)
- Исполнение мелодии на триоли 1 и 2 частей (выборочно)
Педагог: Какие еще трудности?
Ученик: аккорды, арпеджированный пассаж с чередованием рук, в конце 2 части пассаж из аккордов в обеих партиях, чистая педаль,
Педагог: активными пальцами брать аккорды;
- исполнение аккордов в характере, соблюдать динамику, штрихи для воплощения муз.образа
Педагог: «не вязнуть» на аккордах, слушать основную тему. Пальцы не поднимать высоко над клавиатурой, звуки воспроизводить одновременно и ровно. Устранить лишние движения, добиваться движения «вглубь клавиатуры». «Скользить» по клавишам, применяя удобную аппликатуру (мягко, стройно). Достать «дно» клавиши пальцами, используя вес руки – важный не только технический, но и психологический момент, во время которого ты должна услышать полную красоту звучания инструмента и почувствовать при этом мышечное «физическое» удовольствие. Необходима педаль – запаздывающая, педаль легато, связующая, плавно соединяющая гармонические последования и мелодические звуки.
Часто в произведениях мы встречаем двузвучия, которые доставляют свои неудобства. Двузвучия мы наблюдаем в пьесе татарского композитора Ильгама Байтиряка "Майский сверчок". Прежде чем исполнить, поиграем упражнение.
- Упражнение: используя попарно разные пальцы, не глядя на клавиатуру, исполняем двузвучия вразброс – до ощущения зафиксированности мышц в ладони на своеобразную «скобочку». Поднимаем кисть высоко над клавиатурой – «игра в слепого музыканта» позволяет лучше освоить клавиатуру, вырабатывая зрительную независимость.
-Исполняем упражнение на двузвучие отдельно правой, левой рукой. Верная аппликатура, свободная рука, ощущение «скобочки». Затем двумя вверх и вниз.
Педагог: Что ты знаешь о композиторе?
Ученик: Байтиряк Ильгам Илгизович (1967) - татарский композитор, прошел путь от музыкальной школы г. Казани по классу фортепиано до Казанской государственной консерватории по классу композиции у профессора Ш.К.Шарифуллина. Автор симфонической, камерно-инструментальной, хоровой, вокальной и детской музыки. Член Союза композиторов России (1995). Его сочинения исполняются Государственным симфоническим оркестром РТ, Камерным оркестром «Новая музыка», ведущими солистами республики.
Педагог: Пьеса «Майский сверчок» вошла в первый сборник детских пьес для фортепиано, написанных в раннем возрасте. В него также вошли пьесы «Деревенский танец», «На зелёненькой лужайке», «Весенняя капель», «Янтарные бусы», «Ручеёк». В пьесах ярко ощущается татарский национальный колорит. Они просты, интересны и легко запоминаются,
- Исполнение "Майский сверчок" Ильгам Байтиряк
- Педагог: О чем это произведение?
Ученик: Это программное произведение о весне: проснулась природа и все живое. Все зеленеет, в воздухе свежесть. А майский сверчок путешествует, перелетает с цветка на цветок, пьет росу, общается с друзьями, радуется солнышку.
Педагог: Д/з поработай над штрихами, педалью, динамикой.
Педагог: Для активизации интереса учащихся к занятиям и развитию их творческих возможностей мы практикуем ансамблевые формы музицирования, которые чрезвычайно полезны для обучения детей всех возрастов, уровня подготовки и способностей.
Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся органически в единое целое.
Педагог: Итак, "Джазовый экспромт" Т.Киселевой
-Что это за пьеса? В чем ее необычность?
Ученик: Эта пьеса написана в ритме джаза. Джаз – профессиональное музыкальное искусство, часть мировой культуры, которой более 100 лет. Основным элементом джазовой музыки является специфическая ритмическая пульсация (акцентирование слабых долей 2-й и 4-й, смещение акцентов при повторении одной и той же мелодии).
- Педагог: Наши пальцы разогрелись (неразогретыми пальцами мы не имеем права исполнять техничное произведение, можем нанести вред). Представь, что ты на сцене.
Исполнение: Т.Киселева "Джазовый экспромт"
- Педагог: Проанализируй свое исполнение, что получилось, что не получилось, над чем будешь работать (с чем справишься сама, а где нужна помощь педагога).
- Ученик: В мелодии проговорить каждую нотку, точный ритмический рисунок, акценты на слабую долю, исполнять в темпе, соблюдая динамику, штрихи - все средства музыкальной выразительности для воплощения музыкального образа.
- Педагог: Мы продолжим работу над данным произведением, а именно над фразировкой, кантиленой звука и т.д. на следующих занятиях.
Разогреть аппарат, психологически настроиться, собраться внутренне – это особая трудность нашей специфической деятельности – этому необходимо учиться. Точность игры («снайперская» точность), аккуратность пальцевой «работы» - непременное и единственное условие избавления от всех неприятностей, сопряжённых с «забалтыванием». Каждый палец не просто должен твёрдо, до упора встать на нужную клавишу, он должен попасть на нужную точку этой клавиши.
Д/з: 1) играть гамообразные движения, в т.ч. хроматические гаммы, арпеджио (длинное, короткое), аккорды для совершенствования различных видов техники.
2) для прочного запоминания произведение полезно проигрывать мысленно, это поможет выявить нетвердо выученные места и закрепить их (важный навык).
3) не обходить технические трудности, использовать различные приемы и способы для их преодоления.
Заключение: Научить юного музыканта продуктивно работать - одна из наиболее сложных задач, стоящих перед педагогом. Ученику нужно найти удобные, пластичные игровые движения, осваивая новое музыкальное произведение. Требуемые движения нужно искать, пробуя, экспериментируя, отбирая нужное, удавшееся. И если каждое очередное проигрывание произведения будет подчинено этой главной задаче, если заработают механизмы самонаблюдения и самоконтроля, - успех, в конце концов, будет обеспечен.
- Педагог: Завершить урок я хочу высказыванием великого Ф.Листа: «Высшая цель технической работы – воплощение музыкального замысла. Не от упражнения зависит техника, а от техники упражнения»
Литература:
1.Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве: Сб.статей и материалов /Сост. Е.Бронфин/ - Л.: Музыка, 1985 – 142с., нот.
2.Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: Учеб.пособие для студ.высш.пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.
3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.- М., 1958.-с.239.
4. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 384с.
5. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника: Учеб.пособие для студ.муз.-пед.фак. и отд–ий высш. и сред.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.-192с.
Юрий Андреевич Весняк - талантливый ростовский композитор род. в 1957г. Дважды окончил Ростовский музыкально-педагогический институт – сначала по классу баяна, позднее по классу композиции. Композиторское дарование Ю. Весняка проявилось в различных жанрах. Успехом пользуется его музыка к спектаклям театра кукол: «Карлсон», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Новогодние приключения Бабы-Яги», «Кто моя мама», «Приключения кота Леопольда», «Гусенок» и другие.
Эдна Мэй Бернам (1907-2007) - известное имя в фортепианной педагогике. Она начала изучать инструмент в возрасте семи лет по урокам своей матери, а затем получила специальность фортепиано в университете Вашингтона и педагогическом колледже в Лос-Анджелесе. Эдна Бернам автор оригинальных композиций, в том числе серии фортепианных игр "Дюжина в день", тираж которых составил более 25 миллионов. Она сочинила сотни песен и пьес, разработала учебные пособия для детей, изучающих фортепиано, которые актуальны и по сей день.
Джазовый экспромт.
Эта пьеса написана в ритме джаза. Джаз – профессиональное музыкальное искусство, часть мировой культуры, которой более 100 лет. Основным элементом джазовой музыки является специфическая ритмическая пульсация (акцентирование слабых долей 2-й и 4-й, смещение акцентов при повторении одной и той же мелодии).
Байтиряк Ильгам Илгизович (1967) - татарский композитор, прошел путь от музыкальной школы г. Казани по классу фортепиано до Казанской государственной консерватории по классу композиции у профессора Ш.К.Шарифуллина. Автор симфонической, камерно-инструментальной, хоровой, вокальной и детской музыки. Член Союза композиторов России (1995). Его сочинения исполняются Государственным симфоническим оркестром РТ, Камерным оркестром «Новая музыка», ведущими солистами республики.
В первый сборник детских пьес для фортепиано вошли произведения, написанные в раннем возрасте: «Деревенский танец», «На зелёненькой лужайке», «Весенняя капель», «Янтарные бусы», «Ручеёк», «Раздумье», «Желание», «Тоска», «Мотылёк», «Майский сверчок» и др. В пьесах ярко ощущается татарский национальный колорит. Они просты, интересны и легко запоминаются,
Вильям Гиллок (1 июля 1917 – 7 сентября 1993) - один из ярких американских педагогов и создателей фортепианной музыки для детей и юношества. Его называли «Шубертом детских композиторов». Гиллок оставил после себя огромное творческое наследие. Его произведения звучат на музыкальных фестивалях и конкурсах всего мира. Он награжден премией за заслуги в музыкальном образовании, занесен в книгу «Кто есть Кто для американской нации», отмечен как активный новатор и пропагандист, преподаватель и композитор.