РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Для развития творческих способностей обучающихся необходимо создать условия:
Подготовить необходимые материалы для творчества.
Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру.
Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям.
Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска.
Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами.
Проявлять симпатию к попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих
ВЫВОД
Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей обучающихся. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества.
Роль педагога: сформировать способность СМОТРЕТЬ и ВИДЕТЬ; ЧУВСТВОВАТЬ, ПОЗНАВАТЬ, ТВОРИТЬ; вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования);
.
Только так у обучающихся возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.
Художественная деятельность – это вид культурной практики, который может быть организован в форме совместной практической деятельности педагога и детей.
Свою деятельность осуществляют
через создание игровых образовательных ситуаций,
на одних - дети погружаются в мир
красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомятся с жанрами искусства (портрет, натюрморт, пейзаж) например «Мир натюрморта», «Секреты художника портретиста», «Как цвет помогает понять настроение картины?»;
на других – осваивают новые способы действий с материалами, экспериментировали с цветом, с
разными фактурами «Можно ли рисовать без красок?», «Нетрадиционное рисование».
Игровые образовательные ситуации состоят из трех частей:
чтобы заинтересовать совместной деятельностью детей в первой части провожу
постановку игровой проблемы, игровой
мотивации.
Во второй части происходит обогащение детского творческого опыта. Вместе с детьми мы рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, или активизирую детскую деятельность на создание какого–либо продукта детского творчества.
В третьей части обобщаю полученный опыт, обыгрываем ситуацию и она плавно перетекает в игру и практическую часть.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детско-юношеский центр»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Развитие творческих способностей
обучающихся в процессе различных видов художественной деятельности
Автор-составитель:
Бекетова Е.Е – педагог МБУ ДО «ДЮЦ»
1 квалификационная категория
Краснокаменск 2021 г.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Создание условий для развития художественно-творческих способностей у обучающихся в процессе продуктивной деятельности, нацелить детей на деятельность творческую, оригинальную связанную прежде всего с воображением.
ЗАДАЧИ
Знакомить с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов .
Упражнять в преобразовании материалов в различные конструкции.
Содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования..
Развивать художественное восприятие, наглядно- образное мышление, творческое воображение и художественный вкус.
Поддерживать проявления инициативности, индивидуальности, рефлексии.
Активизировать творческие проявления в процессе собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа.
Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности.
ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы:
Приемы ТРИЗ-технологий, например даю детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам.
Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками.
Это игры–опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование молоком, соком овощей и фруктов.
Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.
Рисование ладошками и пальцевая техники, граттаж, кляксография, ниткография, монотипия, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, листьями.
Игры И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ обучающихся.
Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов;
Игры разработанные психологом В.В.Степановой типа «Дорисуй» и другие игры для развития воображения, фантазии и творческих способностей.
Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые упражнения на развитие умений создавать композиции.
Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения
Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, соли.
Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и окружающего мира.