СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие олимпиадного движения в рамках реализации проекта «Одаренные дети».

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадное движение - это одно из направлений реализации Программы "Одаренные дети". Участие в олимпиадном движении позволяет детям повысить уровень своей самооценки.

Просмотр содержимого документа
«Развитие олимпиадного движения в рамках реализации проекта «Одаренные дети».»

Моя сегодняшняя работа продиктована реалией времени, когда мы включились в реализацию проекта «Одаренные дети».

В апреле 2017 года мне посчастливилось со своей ученицей 11 класса стать участником Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, которая проходила в городе Смоленске.

В моей педагогической деятельности это был первый опыт участия в олимпиаде такого уровня. В ходе общения с руководителями делегаций, лекций и круглых столов, анализа олимпиадных заданий я приобрела некоторый опыт работы с одаренными детьми в рамках подготовки к олимпиаде.

И сейчас, когда проходит муниципальный этап предметных олимпиад, хочется еще раз поговорить о развитии олимпиадного движения в рамках реализации проекта «Одаренные дети».

Реальная педагогическая практика выделяет три типа одаренности, которые имеют прямое отношение к общеобразовательной школе. Академическая одаренность — ярко выраженная способность учиться. Интеллектуальная одаренность — способность выполнять сложную интеллектуальную работу, то есть уметь думать, анализировать, сопоставлять факты. Творческая одаренность - проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении.

Принимая во внимание, что не каждому одаренному ученику удается достичь успеха в предметных олимпиадах, очевидно, имеются особенности, отличающие ученика – "олимпиадника" от учащихся с творческой одаренностью.

Когда в сентябре начался школьный этап предметных олимпиад, многие учителя сетовали на то, что это очень рано после летних каникул, не принимая во внимание тот факт, что подготовка к олимпиаде- это не повторение изученного школьного материала, а кропотливая работа изо дня в день, начиная с начальной школы, над расширением знаний в области предмета, выходящих за рамки школьной программы.

Олимпиада – это серьезная пора и для учащихся, и для педагогов. Успешность выступления зависит от многих факторов: интеллектуальной, физической и психологической подготовки учащегося.

Участие в олимпиадном движении позволяет детям повысить уровень самооценки; способствует расширению и углублению знаний по учебным предметам, помогает определиться с выбором будущей профессии.

Олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени подготовленности учащихся к олимпиадам, но и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в той или иной предметной области, стимулируют углубленное изучение предмета. В предметных олимпиадах основой успеха является не сумма конкретных знаний учащегося, а его способность логически мыслить, умение создать за короткий срок достаточно сложную и, главное, новую для него логическую конструкцию. Решая задачу выявления творческих способностей учащегося, т. е. умения «нестандартно мыслить», олимпиадные задания в значительной степени отошли от стандартных («школьных») заданий.

Как добиться успешного участия школьника в олимпиаде?

Для успеха нужно решать нестандартные задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных заданий. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно готовиться.

Олимпиада – это внеклассная форма обучения. Чтобы подготовить учащихся к участию в олимпиадах и проводить олимпиады, учителю необходимо вести кружки, факультативы, проводить большую подготовительную работу, подбирать и выполнять различные задачи и задания олимпиадного типа, детально знакомиться с различными вопросами, с новинками литературы. Для подготовки школьников к олимпиадам следует иметь индивидуальный подход к каждому ученику и основной упор делать на самостоятельную работу обучающегося.

Подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку (любого уровня) должна начинаться на уроках, а также на занятиях, которые в учебном плане образовательной организации относятся к части, формируемой участниками образовательного процесса, в рамках факультатива и, конечно, в рамках профильного элективного курса.

В основе подготовки к Олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности: подготовка к Олимпиадам должна быть непрерывным процессом, начинающимся еще в начальной школе.

Школьникам для успешного выступления в олимпиадах требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. Особая подготовка к олимпиаде требуется для учащихся, прежде всего, потому, что при их организации и проведении предпочтение отдается оригинальным идеям, решениям тех или иных проблем с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и т. д. К тому же участникам олимпиад часто предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и такие задания, которые выходят за рамки учебных программ даже углубленного изучения предмета.

• Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;

• уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;

Выявлять наиболее одаренных и заинтересованных школьников и их родителей необходимо через:

• наблюдения в ходе уроков;

• организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;

• оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

Очень важным моментом в подготовке является создание творческой группы, команды школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

• реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;

• уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

Как спланировать работу?

• при планировании работы с группой школьников избегать формализма и излишней заорганизованности;

• оптимально выстраивать индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);

• Предусмотреть возможность отдыха, релаксации;

• Применять различные формы индивидуальной и парной работы.

• Расширять кругозор:

• читать книги, журналы

• работать в Интернете

• общаться дистанционно

• участвовать в интенсивных школах и т.д.

  • учитывать особенности работы по некоторым разделам русского языка.



Олимпиада для школьников рассчитана на проверку знаний всей системы языка, поэтому задания включают и проверку собственно знаний по словообразованию и морфологии и синтаксису и, естественно, лексики. С одной стороны, школьникам необходимо продемонстрировать знания, например, в области словообразования, с другой стороны, важно проявить умение видеть типичные формы и исторические изменения.

Характер заданий.

1. Знание современного и исторического морфемного членения слова. Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.

2. Особенно интересными, но и непростыми являются задания «проблемного» характера: например, задания на проверку знаний в области исторической орфоэпии языка. Учащиеся должны сопоставить языковые факты (фрагменты стихотворений) с целью выявления территориальных особенностей произношения ( например, петербургского и московского); по принадлежности автора к той или иной территории учащиеся должны сделать вывод о различии. Задания такого типа проверяют умение сопоставлять и анализировать языковые факты.

3. Задания на выявление исторических чередований являются обязательными в любом туре олимпиады, так как направлены на проверку орфографической зоркости школьника. Здесь, на мой взгляд, очень продуктивным при подготовке является прием «Лови ошибку».

4. Задания на знание семантики устаревших слов проверяют чутье школьника в области русской словесности. Прежде всего, задания данного типа опираются на тексты художественной литературы разных эпох и учащиеся должны показать знания не только в области языка, но и литературы. При этом участники должны показать знание и семантической системы современного русского литературного языка.

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

5. Задания по фразеологии. Они занимают особое место в олимпиаде и посвящены проверке общей эрудиции школьников. Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

6. Задание на знание исторического написания слов являются одними из самых актуальных, поскольку указывают, помимо собственно лингвистических причин, на внелингвистические факторы изменения графики: это процессы, происходящие в обществе и влияющие на смену алфавита, в частности, участие властей в формировании русской графики и орфографии.

7. Участники олимпиады должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения, при этом они должны отметить, что некоторые буквы, включенные в алфавит в определенный исторический период, становятся отражением влияния культуры и языка другой страны .

8. Задания, связанные с сопоставлением лингвистических фактов в диахроническом аспекте, нацелены также и на знание межкультурной коммуникации.

Хочу вам продемонстрировать некоторые задания заключительного этапа олимпиады для учеников 9 класса. Фотография была сделана с экрана при анализе выполнения заданий соревновательных туров

Известный лингвист В.В. Виноградов говорил: «Слова, идеи и вещи должны изучаться как аналогические и взаимодействующие ряды явлений».

При анализе различных источников по развитию олимпиадного движения мною сделаны выводы о необходимости соблюдения следующих принципов.

  1. Ненавязчивость и добровольность. Личность учителя, его желание и умение заинтересовать является толчком к началу занятий.

2. Высокая мотивация обучения.

В п. 12. ФЗ «Об образовании» говорится: «Победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предоставляются следующие особые права при приеме в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников

1) прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников.

2) быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников.

Поступление в престижное учебное заведение , на примере старших товарищей, удачное выступление на олимпиадах, конференциях, конкурсах является достаточной мотивацией для занятий.

Обратная связь с родителями ученика играет не последнюю роль. Ученик – учитель – родитель являются звеньями одной команды.

3. Продуманность и систематичность занятий

В заключении хочу сделать некоторые выводы о путях повышения эффективности работы с одаренными детьми в области олимпиадного движения для повышения рейтинга учебного заведения , в части результативности выступления обучающихся в предметных олимпиадах:

• Организовывать подготовку к учебным олимпиадам в течение всего учебного года.

• Скомплектовать банк данных одаренных и мотивированных детей по учебным предметам.

• Обеспечить методическую поддержку учителям, проводящим подготовку к олимпиадам.

• Привлечь преподавателей высшей школы к работе по подготовке к олимпиадам.

Важно понять, что педагог, который подготавливает учеников к олимпиадам, фактически встает в педагогическую позицию тьютера, сопровождающего: он выстраивает индивидуальный маршрут ребенка и сопровождает его во время этого пути.

Закончить хочу словами известного русского ученого Д.И. Менделеева: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев».

Творческих всем успехов, рождения новых талантов и гениев и высоких результатов!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!