СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей учащихся

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся через организацию взаимодействия начального общего и дополнительного образования для реализации требований ФГОС второго поколения с использованием метапредметного подхода в области изобразительного искусства

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся»

Из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся через организацию взаимодействия начального общего и дополнительного образования для реализации требований ФГОС второго поколения с использованием метапредметного подхода в области изобразительного искусства



Теоретическое обоснование инновационной деятельности по реализации требований ФГОС

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования – это требования нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( ФГОС).

При реализации ФГОС результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования определяются уровнем применения универсальных учебных действий. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов урочной и внеурочной деятельности.

При этом для определения целей образования и воспитания и путей их достижения важен учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических природосообразных особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения.

Требования нового образовательного стандарта определяют личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые обязательно должны отражать формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

А метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями нового ФГОС начального общего образования, должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
  1. сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  2. овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  3. овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).


По требованиям нового ФГОС начального общего образования вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Так как ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала, именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.



При этом ориентация на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС осуществляется только при реализации принципа взаимосочетаниия технологий обучения и воспитания основного общего образования и внеурочной деятельности.

Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в общем и дополнительном образовании применяется «технология коллективной творческой деятельности» (И.П. Волков, И.П. Иванов).

Цели технологии:

1) выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)

2) воспитание общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию, и реализации их творческих способностей.

Возрастные особенности применения технологии творчества для младших школьников реализуются через игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты. Художественное творчество является для ребенка формой оформления реаль­ности при помощи визуальных образов. Возможно, здесь имеет место процесс «воспоминания о пережитом и творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка». (Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М., 1967, с.7).

Система моей инновационной методической работы заключается в разработке комплекса взаимодополняющих друг друга уроков по ИЗО и занятий ДО «Вятская игрушка» по развитию творческих способностей школьников и реализации требований ФГОС не только для начальной школы, но и её преемственности для второй ступени общего образования в области изобразительного искусcтва. Например:

класс

Тема урока

Тема занятия

1 класс

«Изображать можно в объеме. Использование пластилина»


«Мир полон украшений». Использование различных художественных материалов.


«Как украшает себя человек. Изображение сказочных героев»

«Фантазия из комка»



«Фантазия на пласте»




«Иллюстрация к сказке»

2класс

«Осенний листопад»


«Подводный мир»


«Человек и его украшения»




«Фантастический замок». Постройка и фантазия.



Рельеф «Дары осени»


«Сказочная рыба»


«Украшения для мамы. Керамические бусы, пуговицы, кулоны. Мелкая пластика.


«Домик – подсвечник»

3 класс

«Посуда у тебя дома»


«Ажурные ограды»


«Парки, скверы, бульвары»


«Скульптура в музее и на улице»

«Вазочка», «Карандашница»


«Декоративная решетка»


Рельеф «Городской пейзаж»


«Портрет героя сказки»





Описание опыта работы на примере методических разработок урока изобразительного искусства и занятий ДО «Вятская игрушка» для обучающихся третьего класса.

Представляемые мною методические разработки урока изобразительного искусства и занятия кружка объединяются общей темой «Народная игрушка». В программе начального общего образования урок планируется проводить в первом триместре.

Для мотивационного этапа урока выбрана сюжетно-ролевая игра «Ярмарка мастеров», в которой учебная деятельность учащихся построена на сравнении, анализе игрушек народных промыслов России.

На втором этапе самоопределение учащихся на основе антиципации основывается путем решения игровой проблемной ситуации, через групповую форму организации учебной деятельности для выполнения творческого задания – создания устного сообщения: «Всяк свою игрушку хвалит». При этом используются метапредметные УУД: структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания, использовать разные способы поисковой работы с разными источниками информации; выявлять закономерности, взаимосвязи и различия технологий изготовления игрушки различных народных промыслов.

Первичная проверка понимания реализуется путем разгадывания кроссворда «Карусель», когда выявляется уровень усвоения учащимися первичных понятий.

На этапе закрепления нового материала проводится выполнение практической работы по раскрашиванию в рабочей тетради орнаментов игрушки по индивидуальному выбору, на основе применения учащимися предметных УУД.

Рефлексия психоэмоционального состояния обучающихся по окончанию урока и мотивации на предстоящее участие в занятии кружка осуществляется методом опроса учащихся и дачи разноуровнего домашнего задания – загадки «Наша вятская народная игрушка».

В соответствии с созданною мною авторской программой детского объединения дополнительного образования детей «Вятская игрушка», я применяю несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:

1). Комплектование учебных групп однородного состава на начальном этапе обучения: класс – группа. Полный охват учащихся дает более углубленное изучение предмета, способствует формированию основ художественной культуры, эстетического отношения к миру, потребности в художественном творчестве.

2). Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне на втором этапе обучения позволяет более продуктивно заниматься с детьми, сделавшими осознанный выбор.

3). Индивидуальная допрофессиональная подготовка в группе старшего звена обучения на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений и природосоообразных способностей, проявившихся интересов обучающихся и их успехов в художественно- творческой деятельности. Работа с одаренными детьми. Главным достоинством организации такого индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении и творческом развитии, вносить необходимую коррекцию.

При планировании занятий кружка для учащихся начальной школы мною используются художественно-образные формы проведения занятий. Урок «Народная игрушка» в третьем классе имеет своё продолжение на занятии кружка «Вятская игрушка» как пример взаимодействия урочной и внеурочной деятельности для реализации программы начального общего образования по развитию УУД и творческих способностей обучающихся.

Тема раскрывается на двух технологически и творческо-образных взаимосвязанных занятиях. Последовательная связь урока и двух занятий позволяет развивать творческое мышление от первичного аналитического представления на уровне образцов народных игрушек нашей страны до возможности реализации своих творческих способностей в создании авторской работы в традициях игрушки родного края.

Мотивационная часть первого занятия «Лепка «птички» по мотивам дымковской игрушки» строится на проверке выполнения домашнего задания, данного на уроке «Народная игрушка», мобилизуя коммуникативные и познавательные УДД обучающихся. Актуализация знаний по теоретической части занятия основана на сюжетно – образном восприятии обучающимися новых знаний, носящих историко – краеведческую направленность. Динамическая разминка подготавливает кисти рук к последующему этапы –лепке из глины. В антиципационной ситуации и на основе актуализации метапредметных УУД творческая практическая работа по лепке глиняной игрушки «птичка» обеспечивает индивидуальный подход реализации природосообразных способностей обучающихся. Развивая метапредметные алгоритмические УУД, творческие фантазии детей не ограничиваются. Коррекция и рефлексия сравнительной самооценки выполненных учащимися работ и полученных познавательных УУД направлена на самомотивацию развития индивидуальных творческих способностей третьеклассников, позволяет провести дифферинцированный отбор одаренных детей.

Занятие второе: «Роспись птички» планируется методически и технологически взаимосвязанным с предыдущим уроком и первым занятием. В диалоговой форме общения с элементами сюжетно – ролевой игры проводится мотивационная и актуализационная часть занятия, что позволяет развивать творчески – образное мышление обучающихся.

Практическая и коррекционная часть занятия развивает предметные УУД по изобразительному искусству и повышает рефлексивную самооценку детей, способствует их творческому самовыражению и самореализации.

Результатом реализации в течение многих лет моей авторской программы дополнительного образования является стабильность и положительная динамика высокого уровня усвоения программ общего образования по изобразительному искусству на всех ступенях образования. Немаловажным фактором успешной взаимосвязи общего и дополнительного образования является наличие оборудованных в соответствии с ФГОС учебных кабинетов и мастерской ДО «Вятская игрушка». Высокий процент поступления учеников в профильные учебные заведения свидетельствует об успешности развития их природосообразных художественно – творческих способностей. Учащиеся школы побеждают в областных и российских конкурсах детского творчества, две ученицы школы: Гвоздева Юлия, Гребенева Елена получили гранты Президента РФ в рамках программы по поддержке талантливой молодежи. Выпускница школы Михалицына Юлия работает на промысле «Дымковская игрушка».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!