Региональные практики реализации адаптированных программ и программ инклюзивного образования
Мастер-класс
Рощина Галина Овсеповна, зав. кафедрой инклюзивного образования ИРО ЯО
Международный форум Евразийский образовательный диалог"
познакомиться - с эффективными практиками инклюзивного образования - методикой описания эффективной практики инклюзивного образования
Реализация адаптированных программ
Программы инклюзивного образования
Практика - прием, метод, технология, программа, проект, система работы?
Эффективная Практика инклюзивного образования
– осознанная, систематическая деятельность школы, группы педагогов, родителей, отдельного педагога, направленная и приводящая к включению «особого» ребенка в учебно-воспитательный процесс с целью реализации его права на равный доступ к образованию, коммуникации и взаимодействия «на равных» в гетерогенной группе, раскрытию его уникальных возможностей.
Инклюзивный подход к образованию невозможен без изменения установок, целей, без трансформации отношения к разнообразию человеческого материала, с которым приходится сталкиваться образовательной системе. При инклюзивном подходе нормой считается многообразие..
Эффективная Практика инклюзивного образования
– научно-обоснованная;
– учитывает особые
образовательные потребности
целевой аудитории;
– воспроизводимая;
– сделанная «под ключ».
Основные условия эффективности практики инклюзивного образования
- Раннее включение в инклюзивную среду. Это обеспечивает возможность абилитации, то есть первоначального формирования способностей к социальному взаимодействию.
- Приоритет социализации как процесса и результата инклюзии.
- Организация поддерживающего пространства и специального сопровождения.
- Индивидуальная направленность образования.
- Командный способ работы.
- Активность родителей, их ответственность за результаты развития ребенка.
- Развитие позитивных межличностных отношений в гетерогенной группе.
Основные критерии эффективности практики инклюзивного образования
- успешность овладения образовательной программой детьми с ОВЗ;
- отсутствие пропусков занятий без уважительной причины;
- положительная динамика психосоматического здоровья и снижение заболеваемости детей с ОВЗ;
- наличие друзей у детей с ОВЗ среди детей группы и одноклассников;
- активность участия детей с ОВЗ в системе дополнительного образования;
- активное участие родителей в сопровождении детей с ОВЗ;
- участие детей и подростков в коллективных видах деятельности;
Основные критерии эффективности практики инклюзивного образования
- успешность овладения образовательной программой детьми с ОВЗ;
- отсутствие пропусков занятий без уважительной причины;
- положительная динамика психосоматического здоровья и снижение заболеваемости детей с ОВЗ;
- наличие друзей у детей с ОВЗ среди детей группы и одноклассников;
- активность участия детей с ОВЗ в системе дополнительного образования;
- активное участие родителей в сопровождении детей с ОВЗ;
- участие детей и подростков в коллективных видах деятельности;
Основные индикаторы эффективности практики инклюзивного образования
- сохранность контингента в гетерогенных (инклюзивных) классах;
- количество выпускников с ОВЗ, получивших профессию и трудоустроенных;
- количество детей с ОВЗ, имеющих достижения в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках, обще школьных мероприятиях;
- отзывы родителей о деятельности школы по внедрению инклюзивного подхода;
- количество родителей детей с ОВЗ, принимающих активное участие в жизни школы.
Региональный ресурсный центр «Развитие инклюзивного образования в общеобразовательных организациях» Практика инклюзивного образования
Примеры эффективных практик инклюзивного образования в Ярославской области
- Творческие загородные лагерные смены для детей с ОВЗ, нормально развивающихся сверстников и их родителей
- Включение детей с ОВЗ в инклюзивные группы для осуществления комплексной подготовки к школе
- Тематические областные социальные акции «Дети-детям», направленные на решение проблем интеграции детей с ОВЗ в социокультурное пространство
- Инклюзивный иппотеатр
- Инклюзивный фестиваль творческих возможностей «Я-на коне! Командный приз».
- Образовательная игра «Лошадиные профессии»
- Практика инклюзивного образования в условиях дополнительного образования для детей с аутизмом. Проект «Лето со смыслом»
Технология социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, в рамках дополнительного образования на основе коллективного взаимообучения. Технология допрофессиональной и профессиональной подготовки детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью в рамках дополнительного образования на основе обучения народным ремеслам. Технология организации частичной инклюзии детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата в рамках дополнительного образования на основе соревновательной деятельности.
Технология инклюзивной и коррекционно-развивающей педагогической практики «Песочные сказки». Сказкотерапевтическая технология формирования навыков эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми у дошкольников с ОВЗ. Технология инклюзивной и коррекционно-развивающей педагогической практики «Учимся – играя». Профилактика трудностей начального школьного обучения у младших школьников с пониженной обучаемостью (в том числе дети с ЗПР).
Технология инклюзивной и коррекционно-развивающей педагогической практики проведения инклюзивной творческой лагерной смены с использованием методов ландшафтной арт-терапии. Технология инклюзивной и коррекционно-развивающей педагогической практики организации взаимодействия детей с ОВЗ и нормально развивающихся старших школьников в процессе проведения социальных акций. Технология инклюзивной и коррекционно-развивающей педагогической практики включения детей с ОВЗ в творческую деятельность
- В ЯО активно применяются следующие методы анималотерапии :
- дельфинокоррекция – актуальная и востребованная технология реабилитации и социализации детей с тяжелыми нарушениями: ДЦП, аутизм, ЗПР, умственная отсталость. Реализуется на базе ярославского дельфинария
- канистерапия – социально-реабилитационная технология, направленная на социально-бытовую адаптацию, социально-средовую реабилитацию, обучение навыков проведения досуга и отдыха .
Время профессионального роста
Выявление, описание и распространение эффективных практик инклюзивного образования – модернизация содержания образования для всех.
Время профессионального роста
Благодарю за внимание
Образование без границ
Контактная информация:
Россия г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
Тел.: +7 (4852) 21-92-36
Сайт: www.iro.yar.ru
E-mail: [email protected]