I.Организационный момент | Вхождение в урок, дети сидят, учитель читает стихотворение. | Учить мотивации к учебной деятельности. Ученик внутренне должен собраться, подготовиться и нацелиться на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации: «хочу», «надо», «могу» | Ужасно интересно Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем И мир большой познаем. - Человек ещё не проник во все тайны природы. Может быть эти открытия совершите и вы! А что для этого нужно делать? Используется приём этапа мотивации - рифмованное начало урока | Ученики слушают. Ответы учащихся. | Фронтальная работа. | Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания К: аргументировать свои суждения | Устные ответы. |
II.Актуализация знаний | Дидактическая игра «Ложь/Правда» | Пояснить, что каждый ученик на данном этапе должен внутренне осознать потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные знания. Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме. | - Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? - Что нового вы узнали о насекомых? - Приведите примеры насекомых, которые вам известны… - А Мудрая Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. 1 ученик работает у доски, а остальные помогают. Если вы согласны, то хлопаем в ладоши, если нет – то топаете ножками. 1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? 2. Муха – это насекомое? 3. У насекомого 8 ног? 4. Божья коровка спасает растения от тли? 5. Паук – это насекомое? 6. Гнездо осы похоже на большой шар? 7. У бабочки 6 крыльев? Используется приём этапа актуализации знаний – да-нет - Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет? - А в какое время года насекомых много? | Слушают учителя и отвечают на вопросы. Ученик у доски распределяет зеленые и красные карточки по группам «ложь/правда», а остальные учащиеся помогают. Ответы учащихся | Фронтальная и индивидуальная работа. | Л: освоение роли ученика; формирование интереса к учению. Р: определять цель учебной деятельности с помощью учителя. | Работа по карточкам. |
III.Формулирование темы урока | 3 пазла с изображениями муравья, стрекозы и карася. | Учить подводить детей к тому, чтобы они сами смогли сформулировать тему урока | -Молодцы! Разделимся на 3 группы: 1,2,3 ряд. Встаньте в полукруг. -Сейчас я раздам вам пазл. Ваша задача его собрать и назвать, кто получился на картинке. - Назовите кто у вас на картинке. Можете присаживаться на свои рабочие места. - Как вы думаете, кто лишний? (карась) - Почему? (остальные насекомые, а карась – рыба) - Как вы думаете о ком мы сегодня будем говорить? - Какие задачи вы перед собой поставите? - Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб. | Учащиеся делятся на группы. Слушают, учителя и собирают картинки. У одной группы стрекоза, у другой, муравей, у третьей карась. Приложение 1 Определяют тему и задачи урока. | Групповая работа. | П: выделять существенные признаки предметов, обобщают знания. Л: проявлять уважение к одноклассникам Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке К: выражать свои мысли. | Работа с пазлами. |
IV. Изучение нового материала | 1.Загадка. 2.Таблица. «Строение рыб» 3.Сообщение учителя «Строение рыб» 4. Физкультминутка. | Учить продумывать «изюминку» урока. Наполнять учеников знаниями, умениями и навыками. Давать урок, развивая понимание этих знаний, умений и навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смысла. Учить подбирать учебные задания в соответствии с принципом «от простого задания к сложному заданию». На данном этапе задания, способствующие осмыслению материала учеником. | 1. Загадка. - Отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепашка: Плаваю под мостиком. И виляю хвостиком. По земле не хожу. Рот есть да не говорю. Глаза есть – не мигаю. Крылья есть, но не летаю. - Где могут жить рыбы? - В любой ли воде могут жить рыбы? - А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть? - Что должен сделать человек, чтобы они не погибли? 2. - Муравьишка Вопросик хотел бы знать: - А могут ли рыбы жить на суше? - Кто согласен с этим утверждением.? - Чтобы ответить на этот вопрос Муравьишка Вопросик предлагает вам выполнить задание в парах. - Муравьишка Вопросик заглянул в водоем и увидел там вот такую рыбу. - Кто прочитает, как называется эта рыба? (красноперка) - Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? -Изучите по рисунку в учебнике строение этой рыбы и заполните таблицу. Найдите указанные части у других рыб, изображенных в учебнике. 3. Сообщение учителя о строении рыб. - Так могут ли рыбы жить на суше? Что необходимо им для жизни? -Молодцы! Используется приём – проблемный диалог 4.Проводит физкультминутку. | 1.Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы учителя. 2.Слушают учителя и высказывают своё мнение. Заполняют таблицу с помощью учебника. Приложение 2 3. Слушают сообщение учителя и проверяют таблицу слайду презентации. 4.Повторяют движения полёта насекомых за учителем. | Фронтальная работа. Работа в парах. | П: извлекать из текста необходимую информацию, анализировать и синтезировать материал, составлять модели (схемы) Р: планировать учебное действие, удерживать цель до получения результата, оценивать весомость приводимых суждений Л: применять навыки делового сотрудничества (считаться с мнением другого, проявлять терпение и доброжелательность); развитие эмоционально-нравственной отзывчивости К: аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли Р: работать по плану, инструкции | 1.Устные ответы. 2. Работа по учебнику и заполнение таблицы. 3.Сообщение по данной теме. 4.Контроль выполнения упражнений. |
V. Первичное закрепление с проговариванием. | Карточки: РЕЧНЫЕ, МОРСКИЕ, АКВАРИУМНЫЕ | Учить подбирать учебные задания в соответствии с принципом «от простого задания к сложному заданию». На данном этапе задания, способствующие закреплению материала учеником | - Как вы думаете, в какой воде живут рыбы? - Значит, рыбы бывают речные и морские. - Как называются рыбы, которые живут дома в специальных емкостях? (аквариумные) - Перед вами карточки с заданием. Слева изображено 6 рыб. Пройдя по линии определите, где живут эти рыбы. - Проверка. На данном этапе ученики самостоятельно выполняют проверку по предложенному эталону. Учитель создаёт ситуацию успеха для каждого ученика. | Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно работают по карточкам. Приложение 3 С помощью слайда проверяют работу. | Фронтальная и индивидуальная работа. | П: выделять необходимые знания для решения задачи, проводит анализ учебного материала Л: воспринимать речь учителя, проявлять внимание Р: сравнивать результаты своей работы с образцом, адекватно оценивать свою деятельность | Устные ответы. Работа по карточкам. |
VII. Рефлексия учебной деятельности | У детей на столах смайлики: грустный, весёлый, мечтающий. | Пояснить, что на данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. | - Если на уроке у вас всё получилось, то выберите веселый смайлик. -Если у вас возникали затруднения, то выберите мечтающий смайлик. -Если вы считаете, что вам надо ещё потрудиться, не всё было удачно, то выберите грустный смайлик. Используется приём – дерево настроения | Дети выбирают смайлики. | Фронтальная работа. | Л: самооценка на основе критериев успешности Р: осуществлять итоговый контроль деятельности | Оценивание работы учащихся на уроке. |