Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.
Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения школьника, испытывающего трудности в обучении.
Рабочее место ребенка с нарушением зрения располагается в центре класса, на первой-второй парте. Однако необходимо учитывать вид косоглазия. При сходящемся косоглазии - основная работа проводится на вертикальной поверхности; при расходящемся косоглазии — на горизонтальной поверхности.
Наилучшей нормой освещения класса, в котором занимаются дети с нарушениями зрения, является освещение 700-1000 люкс. Свет должен быть рассеян по всей комнате.
Педагогу рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета.
Следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Следует снизить требования к почерку ребенка.
Рекомендуется смена видов деятельности с использованием зрительной гимнастики, включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.
Педагог должен говорить медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание.
Рекомендуется использовать пособия с матовой поверхностью и черным контуром. Таблицы или изображения, висящие в классе, должны быть лишены стёкол и висеть на уровне глаз учащихся. На таблицах или наглядных пособиях должно быть меньшее количество деталей, т.к. нагромождение деталями затрудняет рассматривание и понимание.
Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения урока, так как требуется более длительное время для зрительного восприятия.
Следует чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть).
При выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность выполнения задания.
Нужно давать ребенку возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал.
При работе с телевизорами или компьютерами недопустимы следующие условия:
просмотр телепередач в полной темноте;
изменение освещенности на экране, мелькание, выключение и включение общего освещения при демонстрации кинофильмов и диапозитивов;
показ диафильмов на стене, поскольку при этом в значительной степени снижается яркость и искажается цвет изображений;
длительная фиксация взгляда на экране телевизора (необходимо время от времени менять направление взгляда — это дает глазам отдых);
контрастность изображений в учебных пособиях и оптикоэлектронных приборах должна находиться в пределах 60—100 %, а насыщенность цветовых тонов должна составлять 0,8—1,0.
Наиболее часто встречающиеся заболевания органов зрения и трудностей, возникающих у ребенка в связи с этим.
Миопия (близорукость). Дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметовв пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.
Гиперметропия (дальнозоркость).
У детей сужено поле обзора, им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, поэтому нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.
Астигматизм – заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этомнарушена: форма, величина, размеры. Детям трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты.
Косоглазие. Характеризуется нарушением бинокулярного зрения. Возникают трудности в ровном написании букв, цифр, рисовании по контуру, чтении, попадании предметом в цель. Снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения отсюда ошибки выделения формы, величины, пространственного расположения предметов.
Нистагм – спонтанное колебание движения глаз. Возникаюттрудности в длительной работе с предметом на близком расстоянии, чтении, письме.