«Современные аспекты подготовки детей к обучению
к школе в условиях детского сада»
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.
И по этому в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики, подготовка детей 5-6 летнего возраста к обучению в школе. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция – неуклонное усложнение программы 1 класса, внедрение в практику образовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования. Поэтому сейчас активизировался поиск путей обеспечения преемственности в содержании работы ДОУ и начальной школы, прежде всего определение новых подходов к организации образовательного процесса, принципов построения программы и использования педагогических технологий.
Образовательные программы дошкольных и общеобразовательных учреждений должны быть преемственными, т.е. программа начальной школы должна базироваться на образовательной программе ДОУ. Но, к сожалению, на практике происходит все наоборот: идея преемственности программ и технологий нередко сводится к механическому переносу их из начальной школы в ДОУ. Сложившаяся ситуация во многом является результатом недооценки самоценности дошкольного возраста, его значения в развитии ребенка.
Что же входит в понятие «готовность к школьному обучению»? Прежде всего, психологическая и физическая готовность ребенка к школе. Ее нельзя понимать в узком смысле – только как умение писать, читать, считать. Речь идет не о требованиях школы к ребенку с позиции обучения, а о подготовке ребенка к школьному периоду жизни. Чему же можно и нужно научить дошкольника в ДОУ? Какие качества необходимо воспитать у него, чтобы подготовить к систематическому и обязательному усвоению знаний? Среди главных составляющих понятий «готовность к школе» особое место должно занимать развитие любознательности и познавательной активности, умение самостоятельно думать и решать логические задачи. Главное – развивать потенциальные возможности узнавать новое, последовательно рассуждать, выделять существенные признаки, сравнивать предметы и т.д.
Другим важным условием успешного обучения в школе является развитие произвольности умственных процессов (внимание, память, мышление, воображение) и волевой регуляции поведения, т.е. умение направлять свои усилия на решение определенных задач. Уже в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка умение владеть собой, не отступать перед трудностями, соблюдать правила поведения, быть дисциплинированным и т.п. Не надо забывать, что успешное обучение дошкольников может осуществляться только в – игровой, т.е. учебная задача должна быть заключена в форму игры и порождаться самой игрой.
Таким образом, новые требования ГОС ДО к содержанию дошкольного образования меняют сам смысл понятия «готовность к школе», который теперь понимается более широко, ориентирует нас на раннее развитие ребенка на основе всестороннего учета его возрастных и индивидуальных особенностей. ДОУ начинает работу по адаптации ребенка к школе, а школа продолжает. В ДОУ принимаются все необходимые меры для всестороннего развития детей, выявления их способностей и наклонностей путем игры и продуктивных видов детской деятельности (лепке, рисования, конструирования, аппликации и т.п.). В первом классе должен осуществляться плавный переход игровой к учебной деятельности. Причем игра, как средство обучения, на первых порах должна доминировать.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных изменений и навыков, необходимых для обучения в школе.
Исследования новообразований и изменений в психике ребенка.
Исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
Изучение изменений ребенка сознательно подчинять свои действия при последовательном выполнении словесных указаний взрослого.
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. Проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Таким образом, решить проблему преемственности детского сада и школы, можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Только тогда две ступени начального образования будут действовать не изолировано друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе организовать учебно-воспитательный процесс с опорой на развитие, получаемое детьми в ДОУ, а последним работать с ориентацией на последующую образовательную работу в школе.