СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения ЕГЭ: формулирование проблемы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал позволяет качественно осуществлять работу по сложному практическому и теоретическому вопросу, требующему решения, исследования.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения ЕГЭ: формулирование проблемы»

Сочинение ЕГЭ задание 27

  1. Формулирование проблемы

ПОМНИТЕ!

Проблема должна быть ПОСТАВЛЕНА, РАССМОТРЕНА автором текста, а не просто затронута.

Способы формулирования проблемы

  • Ряд риторических вопросов, созвучных проблеме текста:

  • Должны ли мы помнить известных людей? Почему часто мы забываем их, когда они исчезают с экрана телевизора или уходят со сцены? Что нужно сделать, чтобы сохранить память о них? Именно такие вопросы возникают после прочтения текста А.Н. Вертинского, который поднимает важную проблему забвения выдающихся личностей.

  • В чём нуждается одинокий пожилой человек? Что является для него основой благоприятного существования? Именно такие вопросы возникают после прочтения текста Б.П. Екимова, который рассматривает важную нравственную проблему одинокой старости.

  • Один риторический вопрос, созвучный проблеме текста (проблема и есть вопрос, требующий решения):

  • Когда возникает отвращение к себе и как от него избавиться? Ответ на этот вопрос можно найти, прочитав текст В. Тендрякова, который поднимает важную нравственную проблему человеческого раскаяния.

  • Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет И.А. Ильин

  • Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящён текст З. Прилепина

  • Сочетание слова «проблема» с существительным в Р.п.: проблема (чего?):

  • А.Н. Вертинский в предложенном для анализа тексте поднимает проблему забвения выдающихся личностей.

  • В тексте писателя А. Вознесенского рассмотрена проблема духовной деградации человека.

  • Нравственная проблема понимания милосердия нашла отражение в предложенном для анализа тексте Ф. Искандера.



ПОМНИТЕ!

Самый простой способ определить проблему – найти в тексте главную мысль и превратить её в вопрос, который и станет сформулированной проблемой.

Следуйте от позиции автора к проблеме:

  • Выявите основную мысль текста;

  • Запишите её в виде законченного предложения;

  • Определите, на какой вопрос отвечает это предложение;

  • Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.

Рекомендации по формулированию проблемы

  1. В первом абзаце необходимо упомянуть фамилию автора.

  2. Необходимо помнить, что термины «тема» и «проблема» не являются синонимами.

  3. Нужно учитывать, что в тексте может быть рассмотрено несколько проблем, при этом достаточно выявить только одну и работать с ней, а не формулировать все и комментировать в дальнейшем каждую из них.



Речевые клише для формулирования проблемы исходного текста


  • Сформулирована проблема

  • Освещена проблема

  • Обсуждается проблема

  • Автор поднимает (рассматривает) проблему

  • Автор размышляет (рассуждает) над проблемой

  • Проблема нашла отражение в тексте


Проблематика текстов ЕГЭ (блоки)

  • Взаимоотношения отцов и детей

  • Роль детства и семьи в становлении личности человека, его нравственных ориентиров

  • Роль классической литературы в духовном развитии современного общества

  • Человек и искусство

  • Сложность и противоречивость человеческих поступков

  • Нравственность и мораль

  • Отношения человека с другими людьми

  • Восприятие человеком окружающего мира

  • Одиночество человека

  • Отношение человека к миру природы

  • Бережное отношение человека к языку

  • Проблемы, связанные с отрицательными качествами человека

  • Проблемы, связанные с положительными качествами человека

  • Общечеловеческие проблемы

  • Отношение человека к войне

  • Образование и наука


ПОМНИТЕ!

  • Проблема (чего?) смысла жизни

  • Вопрос (о чём?) о смысле жизни


  • Писатель – журналист – публицист – фамилия автора



ТИПЫ проблем

  1. Философские

  2. Социальные

  3. Политические

  4. Нравственные

  5. Экологические

  6. Эстетические



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!