Сочинение ЕГЭ задание 27
Формулирование проблемы
ПОМНИТЕ!
Проблема должна быть ПОСТАВЛЕНА, РАССМОТРЕНА автором текста, а не просто затронута.
Способы формулирования проблемы
Ряд риторических вопросов, созвучных проблеме текста:
Должны ли мы помнить известных людей? Почему часто мы забываем их, когда они исчезают с экрана телевизора или уходят со сцены? Что нужно сделать, чтобы сохранить память о них? Именно такие вопросы возникают после прочтения текста А.Н. Вертинского, который поднимает важную проблему забвения выдающихся личностей.
В чём нуждается одинокий пожилой человек? Что является для него основой благоприятного существования? Именно такие вопросы возникают после прочтения текста Б.П. Екимова, который рассматривает важную нравственную проблему одинокой старости.
Один риторический вопрос, созвучный проблеме текста (проблема и есть вопрос, требующий решения):
Когда возникает отвращение к себе и как от него избавиться? Ответ на этот вопрос можно найти, прочитав текст В. Тендрякова, который поднимает важную нравственную проблему человеческого раскаяния.
Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет И.А. Ильин
Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящён текст З. Прилепина
А.Н. Вертинский в предложенном для анализа тексте поднимает проблему забвения выдающихся личностей.
В тексте писателя А. Вознесенского рассмотрена проблема духовной деградации человека.
Нравственная проблема понимания милосердия нашла отражение в предложенном для анализа тексте Ф. Искандера.
ПОМНИТЕ!
Самый простой способ определить проблему – найти в тексте главную мысль и превратить её в вопрос, который и станет сформулированной проблемой.
Следуйте от позиции автора к проблеме:
Выявите основную мысль текста;
Запишите её в виде законченного предложения;
Определите, на какой вопрос отвечает это предложение;
Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.
Рекомендации по формулированию проблемы
В первом абзаце необходимо упомянуть фамилию автора.
Необходимо помнить, что термины «тема» и «проблема» не являются синонимами.
Нужно учитывать, что в тексте может быть рассмотрено несколько проблем, при этом достаточно выявить только одну и работать с ней, а не формулировать все и комментировать в дальнейшем каждую из них.
Речевые клише для формулирования проблемы исходного текста
Сформулирована проблема
Освещена проблема
Обсуждается проблема
Автор поднимает (рассматривает) проблему
Автор размышляет (рассуждает) над проблемой
Проблема нашла отражение в тексте
Проблематика текстов ЕГЭ (блоки)
Взаимоотношения отцов и детей
Роль детства и семьи в становлении личности человека, его нравственных ориентиров
Роль классической литературы в духовном развитии современного общества
Человек и искусство
Сложность и противоречивость человеческих поступков
Нравственность и мораль
Отношения человека с другими людьми
Восприятие человеком окружающего мира
Одиночество человека
Отношение человека к миру природы
Бережное отношение человека к языку
Проблемы, связанные с отрицательными качествами человека
Проблемы, связанные с положительными качествами человека
Общечеловеческие проблемы
Отношение человека к войне
Образование и наука
ПОМНИТЕ!
Проблема (чего?) смысла жизни
Вопрос (о чём?) о смысле жизни
ТИПЫ проблем
Философские
Социальные
Политические
Нравственные
Экологические
Эстетические