СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации преподавателям по адаптации первокурсников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации преподавателям по адаптации первокурсников»

Рекомендации преподавателям по адаптации первокурсников

Практически любой учитель скажет, что начало первого курса - сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в учебном заведении в целом. И хотя каждое учебное заведение— сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые студентами в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев сами превокурсники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
• непривычное расписание (новый режим);
• много новых корпусов, которые неизвестно как расположены;
• новые друзья (или я сам в новом коллективе);
• новый классный руководитель;
• Для современного первокурсника, приходящего в учебное заведение первого сентября, зачастую все оказывается новым: учителя, иногда и одноклассники, и даже обучение – предметное и по специальности. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать правила поведения, ориентироваться в новых ситуациях.

Среди трудностей школьной жизни первокурсников в родительских анкетах наиболее часто указываются:


• возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;
• возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
• новые, непривычные требования к оформлению работ;
• необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
Это представляет особую проблему в период адаптации «первокурсников» к жизни техникума, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность. Серьезной проблемой для первокурсника является и смена классного руководителя. Принятие классных и социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых учащихся появляются сложности в организации самостоятельной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании учебного заведения. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми — одно из главных условий успешной адаптации детей. Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обучения. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.

Рекомендации учителям-предметникам

• Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности первокурсника в выборе способа подачи материала, терминологии.
• Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая первокурсникам усваивать материал.
• Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
• Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» студентами и подавлять их инициативу.
• Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
• Создавать обстановку успеха.
• Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
• Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, психологом.
• Налаживать эмоциональный контакт с группой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!