Рекомендации РОДИТЕЛЯМ: «РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ»
Уважаемые родители!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь!
Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
СОВЕТЫ
Прежде чем вы вступите в конфликт, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее
Стили поведения, которых должен придерживаться взрослый, наблюдающий ситуацию ссоры:
Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в "речевое" русло. То же относится к ситуации взаимодействия двоих ребят, один из которых традиционно оказывается побежденным в споре и вынужден все время уступать. В этом случае, если вы не вмешаетесь в течение спора, то у одного из детей может развиться робость и неуверенность в своих силах и даже в своих правах.
Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть "айсберга", а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.
Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если вы пошутите и покажете ситуацию в забавном свете, то сразу заметите, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние.
Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки. То есть допустимо, когда ребенок жалуется на то, что другой наступил ему на ногу или грубо ответил, но старайтесь не допускать выражений типа: "Да он медведь косолапый!" или "Он всегда такой нервный и грубиян!".
Правило 5. Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя своими собственными детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. Не забудьте вслух объяснить своим детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают. Даже когда вы считаете нужным наказать одного из ребят, все равно напомните ему, что вам это неприятно, вы его очень любите и надеетесь, что он поймет пользу наказания и исправится. Также позаботьтесь о том, чтобы у вашего единственного сына или дочери не возникало сомнений в крепости родственных отношений, если решаете конфликт между вашим ребенком и его приятелем.
Рекомендации родителям
«Как себя вести в конфликте с ребенком»
Выясните, в чем состоит причина конфликта. Для этого можно использовать как уточняющие вопросы (Как получилось, что ....?) или техники активного слушания, которые позволяют понять и назвать чувства другого человека без оценивания (Ты сегодня подрался в школе, так как был сильно зол на Колю). И еще немаловажное условие: выяснение причин должно проходить после того, как Вы овладели своими чувства, без криков и ругани.
Четко сформулируйте, чего вы хотите и чего хочет ваш ребенок. К
примеру: «Я хочу, чтобы посуда была чистой к моему приходу домой. Ты хочешь, чтобы у тебя было достаточно свободного времени для общения с друзьями».
Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта с учетом интересов всех участников. Возможно составления письменного списка. Желательно формулировать желаемое поведение в позитивной форме (Не дрался, а спокойно общался с другими учениками; не сбегал с уроков, а присутствовал на всех занятиях). Чем более конкретные меры прописаны, тем больше вероятности, что они будут приняты и выполнены (Вместо уборки в комнате - сложить вещи в шкафу и порядок с книгами на письменном столе).
Совместно дайте оценку всем вариантам и выберите тот, который максимально соответствует интересам всех участников взаимодействия.
Будьте гибкими, если желаете достичь главного - разрешения конфликта.
5 .Договоритесь действовать в соответствии с данным вариантом, старайтесь следовать договоренностям, желательно с указанием срока договоренности. К примеру, наш договор действует в течение следующей недели. В случае нарушения договоренности не судите строго ни ребенка, ни себя. Возможно, причина в том, что при выборе решения кто - то был не совсем искренним и на самом - то деле предложенный выход из ситуации кого - то не устраивал. Имеет смысл пересмотреть договоренность и вновь прийти к обоюдному согласию.
Предупреждение детско-родительских конфликтов
Для конструктивного поведения родителей в конфликтах с детьми следует придерживаться следующих правил:
Всегда помнить об индивидуальности ребенка.
Учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения.
Стараться понять требования ребенка.
Помнить, что для перемен нужно время.
Противоречия воспринимать как факторы нормального развития.
Проявлять постоянство по отношению к ребенку.
Чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив.
Одобрять разные варианты конструктивного поведения.
Совместно искать выход путем перемены в ситуации.
Уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно».
Ограниченно применять наказания, соблюдая при этом справедливость и необходимость их использования.
Дать ребенку возможность почувствовать неизбежность негативных последствий его проступков.
Расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений.
Использовать положительный пример других детей и родителей.
Учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.
Для предупреждения и разрешения детско-родительских конфликтов можно предложить следующие рекомендации:
исключайте столкновения родителей и детей, так как они могут стать основой для разрушения хороших отношений;
делайте все от вас зависящее, чтобы быть добрым к ребенку и в то же время проявлять оправданную твердость;
научите ребенка справляться со своим гневом;
применяйте все способы выражения любви к ребенку: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и дисциплина;
предупреждайте конфликты при помощи понимания, прощения и способности уступать;
основным методом общения с ребенком должна быть безусловная любовь;
эффективно используйте стили поведения в конфликтной ситуации, учитывая конкретные обстоятельства.
Тема: «Разрешение конфликтных ситуаций»
Цель: выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов родителей с детьми и выстроить модель адекватного поведения
Задачи:
Определить сущность понятия «конфликт»
Выявить источники и психологические механизмы типичных конфликтных ситуаций между родителями и детьми
Оценить различные стратегии поведения в конфликте и выстроить на диагностических основаниях собственную модель, адекватную семейным традициям
Форма: семинар-тренинг
Методы: дискуссия, мозговой штурм, деловая игра, анкетирование, наглядность (презентация, видеофильм), работа в малых группах
Планируемые результаты:
Определена сущность понятия «конфликт», причины возникновения конфликтов между родителями и детьми
Определены стратегии поведения при конфликте, способы и приёмы выхода из него,
Родители выстроят модели поведения в конфликтной ситуации, направленные на их разрешение
Родители определят свою склонность к конфликтам
Оборудование: листы А-4, ручки, коробка, интерактивная доска, компьютер, презентация к родительскому собранию, бланки с анкетами, видеоролик
Подготовка к собранию:
Составление и подбор вопросов для размышления, цитат о конфликтах, упражнений, анкет для учащихся и родителей
Создание презентации к родительскому собранию
Подбор видеоролика, соответствующего теме собрания
Анкетирование учащихся, анализ анкет
Ход собрания:
Всем родителям раздаются белые листы, формата А4
1. Взаимное приветствие. Родителям предложено расслабиться, закрыть глаза и представить себя деревом – абрикосом. Высоким, с раскошной кроной, сочными, зелёными листочками, с плодами – абрикосками, такими ароматными, красивыми, живописно висящими на веточках. Все любуются и восхищаются вами. Вдруг, откуда не возьмись, появляются бабочка-боярышница и гусеница и говорят: «Сейчас я тебя буду есть» - сказала бабочка, «А я листочки твои та быстро продырявлю» - сказала гусеница. Подумайте, чтобы вы ответили этим вредителям. Откройте глаза и запишите ответ. (слайд 2)
Анализируем. Что произошло между деревом и вредителями?
Да, да, слово «конфликт» с лат. означает столкновение.
Сегодняшняя наша встреча посвящена теме конфликта, мы попробуем разобраться, что такое конфликт, какой стратегии поведения лучше придерживаться, чтобы разрешить его, как не допускать эскалации конфликта, какими способами и приёмами надо пользоваться, чтобы найти выход из сложившейся ситуации, также сегодня у каждого из вас будет возможность оценить свою склонность к конфликтам.
2. Вопросы для осмысления:
Кто никогда в жизни ни с кем не конфликтовал? Возможно ли такое?
Что же такое конфликт? Какие причины могут привести к конфликту родителей с детьми?
Если конфликт произошёл, что надо сделать для снятия его остроты?
Каковы на ваш взгляд ошибки родителей, приводящие к конфликтам с детьми?
В чём особенность конфликта с подростками?
Часто ли ребёнок является свидетелем неприятных разборок между другими членами семьи
(слайд 3)
А сейчас я хотела бы вам привести несколько цитат о конфликте:
1. «Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания» (У.Джеймс)
2. «Конфликт – это спасение…хотя бы одной стороны, что её…интересы нарушают, ущемляют, игнорирует другая сторона» (У.Линкольн)
3. От любви до ненависти – один шаг, а от ненависти до любви – километры шагов» (Стендаль)
(слайд 4)
3. Просмотр видеоролика «Конфликты с детьми"
4. Анализ ситуации:
На листочках родителям предложено ответить на вопросы. Обязательно оговаривается, что задание анонимное и просьба отвечать честно. Однако писать надо разборчиво, чтобы можно было прочитать.
Запишите эмоции, возникшие у вас в момент просмотра видеоролика
Какая проблема взаимоотношений между матерью и детьми является главной, приводящей к жестокому обращению, к тому, что теряется любая способность разрешить конфликт в данной ситуации?
Что для вас является главной проблемой в конфликтах с вашим ребёнком?
На выполнение задания отводится 7 мин. Затем листочки сдаются в коробку, перемешиваются, каждый родитель выбирает любой из ответов и зачитывает аудитории.
Примерные ответы:
Ужас, страх, недовольство, отвращение, презрение, неприязнь (к матери), жалость, сочувствие, сожаление, грусть (к детям)
Мать не хочет понимать и слышать детей, она старается учесть исключительно собственные интересы.
Мы отдаляемся друг от друга, я раздражаюсь, начинаю кричать, отец берёт ремень, мне трудно сдерживаться, я говорю резкости, а потом жалею и пью лекарства и т.д.
(слайд 5)
5. Теоретическая часть: Конфликт – это острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия.
Конфликт можно описать формулой:
Ситуация + повод=последняя капля, или
Противоречия + инцидент= конфликт
У родителей конфликты бывают чаще с детьми подросткового возраста, т.к. именно в это время у ребёнка в организме происходит коренная перестройка, перестраивается не только тело, но и психика. Одна лишь гормональная буря, бушующая внутри тела вчерашнего ребёнка, может привести к неконтролируемым эмоциональным всплескам. Поэтому в это время для родителей очень важно:
1) Уметь услышать и понять потребности подростка
2) Помочь расширить ему поведенческий репертуар, попытаться показать, что есть много др.способов реагирования, кроме бунта.
(слайд 6)
Причин, появления конфликтов между подростками и родителями множество, чтобы узнать о них, обратимся к презентации (слайды 7 и 8)
6. Анализ анкетирования учеников:
С целью выявления уровня конфликтности, способов реагирования детей в классе/школе на конфликтные ситуации, с вашего согласия мы провели анкетирование «Твоё поведение в конфликтной ситуации»
Детям было предложено ответить вопросы:
Ты конфликтный человек?
Легко ли тебе выяснить с кем-то отношения?
Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?
Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь для себя какие-то выводы?
С кем ты чаще всего конфликтуешь?
Что может стать поводом к конфликтной ситуации?
Кто первым пытается разрешить конфликт – ты или другая сторона?
Что ты как правило отстаиваешь в конфликте?
Меняется ли твоё отношение к людям, с которыми ты конфликтовал?
Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации или понимание конфликтов придёт само, с опытом?
Анкета позаимствована из справочника социального педагога. Автор О.С.Гришанова, издательство «Учитель», 2014 – 296с.
Озвучивание общих результатов анкетирования. На пункты, имеющие большинство отрицательных ответов обращаем внимание, даём рекомендации
(слайд 9)
7. Анкетирование родителей:
Тест для родителей
«Оценка склонности к конфликту»
(методика В.А. Алексеенко)
ИНСТРУКЦИЯ: Вам предлагается выполнить тест, содержащий 10 пар утверждений и шкалу самооценки. Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение в левой и правой колонках. При этом отмечаете кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка проводится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда, 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.
1 | Рвётся в спор | 7 6 5 4 3 2 1 | Уклоняется о спора |
2 | Свои выводы излагает, не терпящим возражений | 7 6 5 4 3 2 1 | Свои выводы излагает извиняющимся тоном |
3 | Считает, что добьется своего, если будет рьяно возражать | 7 6 5 4 3 2 1 | Считает, что проиграет, если будет возражать |
4 | Не обращает внимание на то, что другие не принимают доводов | 7 6 5 4 3 2 1 | Сожалеет, если видит, что другие не принимают доводов |
5 | Спорные вопросы обсуждает в присутствии оппонента | 7 6 5 4 3 2 1 | Рассуждает о спорных проблемах в отсутствие оппонента |
6 | Не смущается, если попадает в напряжённую обстановку | 7 6 5 4 3 2 1 | В напряжённой обстановке чувствует себя неловко |
7 | Считает, что в споре надо проявлять свой характер | 7 6 5 4 3 2 1 | Считает, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции |
8 | Не уступает в споре | 7 6 5 4 3 2 1 | Уступает в спорах |
9 | Считает, что люди в споре легко выходят из конфликта | 7 6 5 4 3 2 1 | Считает, что люди в споре с трудом выходят из конфликта |
10 | Если взрывается, то считает, что без этого нельзя | 7 6 5 4 3 2 1 | Если взрывается, то вскоре ощущает чувство вины |
Итого баллов __________
Интерпретация результатов:
На каждой строке соедините отметку по баллам (отметки – кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра 4) влево означает склонность к конфликтам, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов. Подсчитайте общее количество баллов. Сумма равная 70 баллам указывает на очень высокую степень конфликтности, 60 юаллов – на высокую, 50 баллов – на выраженную конфликтность. Число 11-15 юаллов – указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.
Анкета позаимствована из справочника социального педагога. Автор О.С.Гришанова, издательство «Учитель», 2014 – 296с.
8. Упражнение «Качества для успешного разрешения конфликтов»
Цель: актуализировать качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликта
Метод: «мозговой штурм»
Правила:
Не повторять чужие идеи
Высказывать только то, что ещё не называлось
Не оценивать другие идеи
Участникам необходимо по очереди называть качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов. Идеи записываются на доске
Примеры идей:
Умение слушать и слышать другого. Хладнокровие и выдержка. Сдержанность в эмоциях. Терпение. Умение влиять на другого. Красноречие. Умение убеждать. Способность поставить себя на место другого и т.д.
(слайд 10)
9. Теоретическая часть:
В психологии выделяют 5 основных способов выхода из конфликта:
1. Соревнование – учитываются интересы только одной стороны, т.к. один из участников конфликта «идёт по головам», совершенно не считается не с чьими интересами, кроме как извлечь выгоду для себя.
2. Избегание – 2 стороны уходят от конфликта, при этом их интересы неудовлетворенны, как следствие – таится обида.
3. Приспособление – одна сторона уступает второй стороне конфликта. При этом жертвует своими интересами ради другого.
4. Компромисс – частично учтены интересы обеих сторон.
5. Сотрудничество – удовлетворены интересы обеих сторон практически полностью
(слайд 11)
Следует отметить, что любой способ имеет свои положительные и отрицательные моменты, наиболее лучшими способами принято считать компромисс или сотрудничество. Всё же самым оптимальным – сотрудничество. Однако и здесь есть свои минусы: временные и энергетические затраты, негарантированность успеха.
Поэтому кроме способов, можно ещё посоветовать приёмы, помогающие разрешить конфликт:
1.Понять другого:
Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему.
2. Сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. “Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!”. Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.
3. Первому сделать шаг к урегулированию отношений. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
Миролюбие — ваш союзник. Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться, если вы виноваты в какой-то доле. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас. Будьте гибкими.
4. Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.
5.Прибегнуть к мнению третьего, авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.
Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)
О - открытость ума.
П - положительное отношение.
Р - рациональное мышление.
С - сотрудничество.
Т - терпимость к людям.
(слайд 12)
10. Деловая игра «Помогите разрешить конфликт»
Цель: выявить причины конфликта со стороны взрослых и со стороны детей
Метод: работа в малых группах
Время выполнения – 10 мин.
Объедините участников собрания в 6 малых групп
Предложите им сесть в разных углах аудитории
Распределите роли:
«ведущий» - организует обсуждение;
«хронометрист» - следит за временем выполнения задания
«стенографист» - записывает за участниками группы их высказывания
«лаборант» - обеспечивает группу необходимыми материалами
«докладчик» - представляет результаты работы группы
Каждая группа получает карточку с ситуацией. Необходимо разрешить конфликт
(слайд 13)
Ситуация 1. Дочь встречается с пареньком из неблагополучной семьи. Соответственно ее родители всячески ограничивают общение девочки с ним. Парень, решившись, пришел к ним домой, чтобы увидеть любимую, однако родители высказали ему всё. Что думали о нём и об их любви. Результат – «море» слёз, конфликт, отчуждение.
Ситуация 2. Подросток обманул родителей: сказал, что идёт в библиотеку писать сочинение, а сам отправился в кино. В семье узнали об этом случайно. Типичная реакция на эту ситуацию – конфликт
Ситуация 3. Подросток «зарос» двойками. Из шклы непрерывным потоком следуют жалобы учителей, родители принимают меры, но ничего не меняется. Юноша ушёл в себя, грубит, пропускает уроки. И вот однажды, во время очередного конфликта он заявляет родителям, что машины ремонтировать можно и не имея среднего образования и эту постылую учёбу он намерен прекратить. Родители, имеющие высшее образование в ужасе. Что делать?
Ситуация 4. В семье очень болезненно относятся к потенциальной опасности возникновения алкоголизма у ребёнка (есть печальный опыт у одного из членов семьи). И вдруг, встретив подростка с дискотеки, родители замечают, что он «навеселе». Буря эмоций. Конфликт
Ситуация 5. Юноша входит в состав группировки, представляющей одну из молодёжных субкультур. Он обрил голову, носит перчатки «без пальцев», куртку с заклёпками. От педагогов много замечаний, т.к. такой стиль одежды не соответствует требованиям Устава школы. После очередного приглашения в школу, родители ультимативно заявили сыну свои требования: «Или мы – или заклёпки». Он ответил, что не будет придавать, но имидж не изменит. А если родители не согласны, он уйдет из дома жить к товарищу, т.к. он согласен
Ситуация 6. Дочь «вбила» себе в голову, что слишком толстая, поэтому не может никому понравиться. Перестала есть, раздражается по пустякам и однажды в сердцах обвинила в «изъяне» родителей («это из-за вас я такая»).
По окончанию работы докладчики выступают с отчётами.
11. Упражнение «Закончите предложения»
Цель: осмыслить самое опасное и разрушительное в конфликте с ребёнком
Метод: «незаконченные предложения»
Материалы: бланки с предложениями
Ход упражнения:
«Я хочу…»
«Когда я сердит(а), я…»
«Я должен…»
«Я больше всего боюсь…»
«Мне труднее всего забыть…»
«Мне больше всего не хватает…»
«Меня беспокоит…»
«Самое лучшее для меня это…»
«Я понимаю что…»
«Я долго не могу забыть…»
«Мне бывает стыдно за…»
(слайд 14)
По окончанию работы родителям предлагается разделиться на группы и поделиться впечатлениями от выполненного задания (10 мин.).
Опираясь на сказанное группами подходим к выводу: конфликт родителей с детьми негативно сказывается на 2-х сторонах. Поэтому давайте находить конструктивные пути из его выхода.
12. Раздача памяток родителям «Правила общения при конфликте с ребёнком»
ПАМЯТКА
«Правила общения при конфликте с ребёнком»
Поведение в позиции слушающего:
Будьте терпеливы (не перебивайте, прежде, чем сказать что-либо, обдумайте, поймите, что ваша задача помочь ребёнку в выражении своих проблем;
Поймите ребёнка. Не оценивайте его чувства, в противном случае велика вероятность получить в ответ противоречие;
Не давайте советов. Дождитесь, чтобы ребёнок сам нашёл выход из конфликтной ситуации;
Поведение в позиции говорящего:
Не обвиняйте ребёнка (не говорите, что это случилось из-за его недостатков)
Дайте возможность ребёнку первому рассказать о своих мотивах и желаниях, не говорите о них первыми;
Расскажите первыми о своих мыслях, чувствах, действиях. Только после этого можете жать, что то же самое сделает ребёнок
Не переходите на личности, имейте самообладание. Также не описывайте ребёнка «ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т.п.». Говорите только по существу;
Избегайте слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребёнка, в пример приводите те ситуации, которые вы оба с ребёнком хорошо понимаете.
13. Завершение собрания: рефлексия и прощание
Попросите участников по очереди закончить одну из фраз, написанных на доске
- Я понял(а)…
- Я почувчтвовал(а)…
(слайд 15)