План-конспект
урока по математике
Тема урока: Решение квадратных уравнений различными способами.
Цель урока: Отработка навыков решения квадратных уравнений.
Задачи урока:
Образовательные: формирование умений применять полученные ранее знания, систематизировать и ориентироваться в них, применять методы решения квадратных уравнений к различного рода задачам, отработка навыков по решению уравнений.
Воспитательные: воспитание математической культуры, интереса к познавательному процессу, формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля, требовательного отношения к себе в процессе подготовки к уроку.
Развивающие: развитие наблюдательности, логического мышления, способности выбирать оптимальное решение для нахождения корней квадратного уравнения, умения рассуждать и аргументировать свои действия.
Оборудование: написанные на доске примеры для устной и самостоятельной работы, таблица со значениями коэффициентов, карточки с дифференцированными заданиями для самоконтроля и взаимоконтроля, справка «Решение квадратных уравнений».
Тип урока: урок – смотр знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся: квадратные уравнения различного вида встречаются в заданиях ОГЭ, в блоке «Алгебра», задания № 6.
Каждый обучающийся получает для работы на уроке справку «Решение квадратных уравнений».
2. Актуализация опорных знаний.
Общий вид квадратного уравнения : а
+вх +с =0 ,а
0,
х - переменная, а, в, с - некоторые числа
а – первый коэффициент, в – второй коэффициент, с – свободный член.
На доске начерчена таблица, в которой не заполнен последний столбец.
Задание: составьте квадратные уравнения с заданными коэффициентами а, в, с.
№ | а | в | с | Уравнение |
1 | -2 | 5 | 0 | -2 +5х =0 |
2 | 1 | 0 | 16 | +16=0 |
3 | 2 | 6 | -8 | 2 +6х-8=0 |
4 | 3 | -5 | 6 | 3 -5х+6=0 |
5 | -1 | -4 | 0 | - -4х=0 |
3. Изучение нового материала.
1). Решение полного квадратного уравнения а
+вх +с =0 , а
0.
D=
- 4ас ( по латыни означает «различитель» )
а). Если D
0, то существуют два различных действительных корня.
=
,
=
;
б). Если D=0, то существуют два одинаковых действительных корня.
в). Если D
то действительных корней нет.
Решение неполных квадратных уравнений.
а). Если в
0, с=0
а
+вх =0;
х (ах+в) = 0;
либо х=0, либо ах+в=0;
ах = -в;
х= -
б). Если в=0, с
0.
а
+ с =0;
а
= -с;
= -
;
-
0, то
=
,
=
-
0, то уравнение не имеет корней.
в). Если в=0, с=0
а
= 0;
= 0;
х = 0.
4. Формирование умений и навыков.
На доске записаны возможные варианты постановки вопросов при решении квадратных уравнений в заданиях ОГЭ.
- Если уравнение имеет более одного корня, в ответ запишите больший из них.
- Если уравнение имеет более одного корня, в ответ запишите меньший из них.
- Если уравнение имеет более одного корня, в ответ запишите сумму корней.
- Если уравнение имеет более одного корня, в ответ запишите произведение корней.
Ответы учащиеся записывают в бланках ОГЭ.
Фронтально решаются уравнения:
1).
- 6х = 16 в ответ запишите сумму корней;
2).
-15 = 2х в ответ запишите меньший из корней;
3). -
+ 28 = 0 в ответ запишите больший из корней;
4). 4
- 7х = 0 в ответ запишите произведение корней.
Ответы учащиеся записывают в бланках ответов ОГЭ.
5. Закрепление пройденного материала.
Каждый учащийся получает индивидуальную карточку, которая содержит три теоретических вопроса и два квадратных уравнения различного вида.
После окончания решения учащиеся обмениваются карточками, проверяющий отмечает верные и неверные решения. После проверки карточки сдаются учителю на проверку.
6. Решение квадратных уравнений иного вида, встречающихся в заданиях ОГЭ.
1). ( -4х+1 )( -2х-7 ) = 0 в ответ запишите меньший из корней;
2). ( 5х – 2)( -х +3 ) = 0 в ответ запишите сумму корней;
3).
=
;
4).
=
;
7. Решение квадратных уравнений повышенной степени сложности, встречающиеся в части 2 блока «Алгебра» ОГЭ.
1).
- 2х +
=
+ 8;
2).
-2х -
=
+ 35;
3).
+
- 12 = 0;
4).
- 4
- 21 = 0;
5). .
-
- 6 = 0;
6).
=
.
8. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание.
Домашняя контрольная работа.
1). Решите уравнения:
1).
+ 10 = 7х; 4). 5
+ 8х + 3 = 0;
2). 8
- 12х + 4 = 0; 5).( х- 6 )( 4х – 6 ) = 0;
3) .
- 32 = 0; 6).
=
;
2). Творческие задания.
1).
- 3х +
=
+ 18;
2).
+ 2
- 8 = 0;
3).
=
;
Домашняя контрольная работа.
1). Решите уравнения:
1).
+ 10 = 7х; 4). 5
+ 8х + 3 = 0;
2). 8
- 12х + 4 = 0; 5).( х- 6 )( 4х – 6 ) = 0;
3) .
- 32 = 0; 6).
=
;
2). Творческие задания.
1).
- 3х +
=
+ 18;
2).
+ 2
- 8 = 0;
3).
=
;
Домашняя контрольная работа.
1). Решите уравнения:
1).
+ 10 = 7х; 4). 5
+ 8х + 3 = 0;
2). 8
- 12х + 4 = 0; 5).( х- 6 )( 4х – 6 ) = 0;
3) .
- 32 = 0; 6).
=
;
2). Творческие задания.
1).
- 3х +
=
+ 18;
2).
+ 2
- 8 = 0;
3).
=
;