СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение прикладных задач с использованием сравнения и округления десятичных дробей.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционный урок - математическое путешествие. Урок направлен на формирование практических навыков решения задач на сравнение и округление десятичных дробей.

Просмотр содержимого документа
«Решение прикладных задач с использованием сравнения и округления десятичных дробей.»

Тема урока: Решение прикладных задач с использованием сравнения и округления десятичных дробей.

Тип урока: урок применения знаний.

Используемая технология: системно – деятельностного подхода.

Форма проведения урока. Нетрадиционный урок - математическое путешествие.

Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников.

Задачи урока.

Образовательная:

  • Усиление прикладной направленности.

  • Формирование функциональной грамотности школьников.

  • Повторить и обобщить правила сравнения и округления десятичных дробей.

  • Продолжить работу над развитием вычислительных навыков.

Воспитательная:

• добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи;

• способствовать формированию у учащихся определенного набора компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;

• способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач.

Развивающая:

  • развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.

Задачи: создание условий для развития функциональной грамотности.

Познавательные УУД:

- уметь искать информацию в задачниках, ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

– уметь слушать и слышать, уметь работать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Планируемые результаты.

Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием

Метапредметные:

- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,

- уметь анализировать задачу,

- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.

Методы работы на уроке: словесный, наглядный, практический, проектный.

Форма работы: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, карточки с заданием.

Структура урока:

  1. Организационный этап, мотивация учащихся (1 мин).

  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5 мин).

  3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин).

  4. Актуализация знаний (5 мин).

  5. Применения знаний, умений в знакомой и измененных ситуациях (10 мин).

  6. Физкультминутка. (2 мин).

  7. Применение знаний в новой ситуации. (17 мин).

  8. Информация о домашнем задании (1 мин).

  9. Итог урока. Рефлексия (2 мин).

Ход урока.

  1. Организационный этап, мотивация учащихся (1 мин).

Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок. Работая, сегодня на уроке вы будете оценивать свою работу по «Оценочному листу». Подпишите свой листочек. После каждого этапа урока, не забывайте оценивать свою работу, проставляя в соответствующей графе заработанные баллы.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5 мин.).

Ребята, чтобы узнать, как вы усвоили материал предыдущих уроков, проверим ваше домашнее задание.

Разукрасьте бабочку в соответствии с ответами. Учитывайте, что правая и левая части одинаковые (симметричные): красным – те части, ответ на которых «да»; коричневым – те части, ответ на которых «нет»; черным – части, связанные с ответом, в котором вместо звездочки можно вставить цифру 3; синим – те части, где ответом является число 2. Оставшиеся части сделайте желтыми

Оцените свою работу в оценочном листе.

Притча «Все в твоих руках» (видео-запись, читает Василий Лановой) Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом. Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.” Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: “Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?” Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: “Всё в твоих руках”

Действительно, все в наших руках: творить для других, помогать и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей;

- брать у мира новые знания и новый опыт, получать достойное вознаграждение. Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы получили новый опыт и обогатились новыми знаниями.

3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин).

Ребята, давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлых уроках? Какие операции с десятичными дробями вы умеете выполнять?

Мне хотелось бы обратиться к вам со словами известного математика, который занимался кораблестроением, Алексея Николаевича Крылова (1863-1945)

"Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле"

Как вы думаете, что здесь имеется ввиду, в каком деле нам может пригодиться математика? Нужны ли десятичные дроби в практической деятельности? Как по вашему мнению, какая будет тема нашего урока? (Решение практических задач с использованием сравнения и округления десятичных дробей). Открываем тетради, подписываем число, классная работа и тему урока. А теперь давайте попробуем определить цель урока: повторить известные действия с десятичными дробями; применить действия с десятичными дробями в разных ситуациях: при решении практических задач.

Оцените свою работу в оценочном листе.

4.Актуализация знаний (5 мин).

Итак, ребята мы продолжаем изучать десятичные дроби и совершим мы свое путешествие в мир десятичных дробей на кораблях.

Девиз путешествия: "Знания имей отличные по теме "Дроби десятичные ".

Прежде чем начнем путешествие, необходимо проверить готовы ли мы к путешествию. Каждый правильно решенный пример говорит, о том, что мы готовы отправиться в путь.

Выполним несколько заданий устно.

1задание. Прочитайте дроби: 3,7; 3,507; 20,279. Что означает цифра 7 в записи этих десятичных дробей?

2задание. Среди утверждений, определите, верное утверждение или ложное.

1) Дробь 6,3 меньше, чем 2,178, т.к. в записи первой дроби используют меньше цифр.

2) Дробь 2,274 равна дроби 2,724, т.к. обе дроби записаны одинаковыми цифрами.

Какие правила сравнения дробей подтверждает правильность ваших выводов.

3 задание. Назовите дробь, равную данной дроби: 0,20; 3,500; 70,730000; 45,4500.

Какое правило использовали?

Оцените свою работу в оценочном листе.

5. Применения знаний, умений в знакомой и измененных ситуациях (10 мин).

Ребята, вы молодцы, я вижу, что вы готовы к путешествию. Скажите, чего нам не хватает для путешествия? Конечно же кораблей. Попробуем сами изобрести наши корабли. Объявляется конкурс «Мечта» (построить корабль из предложенных материалов. В конвертах лежит 10 треугольников и из них необходимо соорудить корабль).

Затем посчитайте какое количество вы использовали треугольников на строительство корабля и запишите в виде десятичной дроби. Придумайте название вашей проектной работе и подпишите маркером того цвета, который соответсвует вашему настроению. Кто быстрее, тот будет первой защищать свою проектную работу. На творческое задание вам отводится 3 минуты. Молодцы ребята. Оцените свою работу в оценочном листе.

Мы отправляемся в путешествие и нас встречает остров «Исторический»

В России учение о десятичных дробях впервые было изложено в 1703 году в первом российском учебнике «Арифметика» выдающимся ученым Леонтием Филлиповичем

А его фамилию вы прочтете сами, если правильно выберите ответ.

Вывешивается плакат: выясните, в каком столбике верно записано число.

Напишите в кружке букву, ему соответствующую.


Пять целых две сотых

5,02

5,2

5,002

М

Р

П

М


Одна целая восемь десятых

1,008

1,8

1,08

В

А

Д

А


Три целых двадцать пять тысячных

3,25

3,0025

3,025

Щ

Л

Г

Г


Двенадцать целых семь сотых

12,07

12,7

12,007

Н

Л

У

Н



Восемнадцать целых восемь десятых

18,08

18,008

18,8

Ж

О

И


И


Шесть целых пятнадцать тысячных

6,15

6,015

6,0015

Б

Ц

Ю

Ц


Ноль целых девять сотых

0,9

0,09

0,009

Ф

К

Э


К

Двадцать одна целая четыре десятых

21,4

21,04

21,004

И

Т

Я

И


Две целых сорок семь тысячных

2,47

2,047

2,0047

Л

Й

В


Й

Оцените свою работу в оценочном листе.

Вы успешно преодолели «Исторический остров», а впереди у нас пролив «Наш край».

 Выполнить задания с самопроверкой по эталону.

  1. Общая протяженность автомобильных дорог в Щигровском районе 318 км 845 м. Выразите длину дорог в километрах и округлите до целых. (318,845 км ≈ 319 км)

  2. Общая протяженность автомобильных дорог в п. Вишневка 25 км 342 м. Выразите длину дорог в километрах и округли до целых. (25,342 км ≈ 25 км)

  3. 1265,45 км2- площадь территории Щигровского района. Округлите площадь до целых. (1265км2)

  4. 47,56 км2- площадь территории Вишневского сельсовета. Округлите площадь до целых. (48км2)

 Эталон.

№ задания

Задание

Ответы

1

Длина дорог Щигровского района

318 км 845 м =318,845 км. ≈ 319 км

2

Длина дорог п. Вишневка

25 км 342 м =25,342 км. ≈25 км

3

Площадь Щигровского района

1265,45 км2 ≈ 1265 км2

4

Площадь Вишневского сельсовета

47,56км2 ≈ 48 км2


Оцените свою работу в оценочном листе.

6. Физкультминутка. (2 мин).

Игра «истинно-ложно»

Устали? Отдохнем!

Я буду зачитывать некое математическое утверждение. Вы должны определить истинно оно или ложно. Если вы считаете, что утверждение истинное, то ставите руки на пояс и выполняете наклон вперед, а в противном случае – руки за голову и совершаете вращение туловищем вправо и влево.

1. У треугольника три стороны.

2. 22 больше 8.

3. У квадрата все стороны равны.

4. Масса слона больше массы муравья.

5. 5 * 5 больше 25.

Оцените свою работу в оценочном листе.



7. Применение знаний в новой ситуации. (17 мин).

Мы продолжаем интересное путешествие по миру десятичных дробей и встречает нас

«Бухта задач», где нас ждут интересные и познавательные задания.

У вас на столах лежат листочки с задачей.

Выполните эту работу в парах.

Прочитайте задачу. 1) Дорожный знак, изображённый на рисунке, называется «Ограничение ширины». Его устанавливают перед мостами, тоннелями и прочими сооружениями, чтобы запретить проезд транспортного средства, габариты которого (с грузом или без груза) превышает установленную ширину

. Какому из данных транспортных средств этот знак запрещает проезд?

1) «Валдай» шириной 1.8 м

2) «Бычок» шириной 2300 мм

3) Бульдозер шириной 340 см

4) «Газель» шириной 25дм

Может ли этот знак встретиться нам в жизни? Для кого эта информация важна? Почему подобная информация важна для водителей?

Оцените свою работу в оценочном листе.

2) В таблице представлена информация о некоторых парусных кораблях, которые до сих пор используются для прохождения практики курсантами мореходных училищ, проведения научных исследований.

Название судна

Год спуска на воду

Длина судна

Ширина судна

Класс судна

Экипаж, человек

«Седов»

1921

117,5 м

14,7 м

Барк

70

«Крузенштерн»

1926

114,5 м

14,2 м

Барк

70

«Мир»

1987

109,6 м

14 м

Корабль

55

«Надежда»

1992

109,4 м

14 м

Корабль

50

«Паллада»

1989

108,6 м

14 м

Корабль

51

«Херсонес»

1988

108,6 м

14 м

Корабль

55

Прочитайте ответы пятиклассников на вопрос: В каком году был спущен на воду корабль, имеющий длину судна меньше 109 м и меньшую численность экипажа? Правы ли они? Объясните почему.

Ответ Фёдора: В 1989 году. Прав ли Фёдор?

Ответ Иры: В 1992 году. Права ли Ира?

Оцените свою работу в оценочном листе.

3) Решить задачу ( один ученик работает у доски).

Отец решил облицевать кафелем стену кухни, длина которой равна 4м 50см, а высота – 3м. Хватит ли ему 20 ящиков кафеля, если одна плитка имеет форму квадрата со стороной 15 см, а в одном ящике находится 30 плиток?

4) Коля купил продукты, причём масса свёртков оказалась равной 0,756 кг, 1,2 кг и 2,87 кг. Чтобы выяснить, тяжёлой ли будет сумка, он прикинул, сколько примерно килограммов ему придётся нести: 0,756 ≈ 1; 1,2 ≈ 1; 2,87 ≈ 3; 1 кг + 1 кг + 3 кг = 5 кг.

Рассуждая таким же образом, прикиньте общую массу покупок, если масса каждой равна: 2,05 кг, 3,7 кг и 0,925кг.

Оцените свою работу в оценочном листе.

Вы успешно преодолели «Бухту задач», а впереди у нас «Мыс Успеха».

– Ребята, вы хорошо работали в парах, проверяли свои решения по образцу, а теперь вы должны применить свои знания, умения самостоятельно.



Самостоятельная работа.

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу с подсказками, с последующей самопроверкой. Самопроверка с помощью карточек желтого, красного и зеленого цвета. Желтый , красный

Самостоятельная работа.Сравните десятичные дроби:

3,4 3,41

0,97 0,112

457,50 457,5

1,1872 1,188

=

Оцените свою работу в оценочном листе.

8.Информация о домашнем задании (1 мин).

Домашнее задание на завтра у вас будет творческим. Придумать и красиво оформить на альбомном листе задачу, которая была бы решена с помощью действий с десятичными дробями, записать на листок условие задачи и нарисовать рисунок по этому условию, а в тетрадь записать её решение. Постарайтесь, чтобы ваша задача понравилась учащимся класса, чтобы данные в условии соответствовали реальности.

Повторить правила.

  1. Итог урока. Рефлексия (2 мин).

Итак, команда причалила к берегу. Сбросили якоря. А все ли трудности мы преодолели? Давайте подсчитаем среднюю оценку Ваших результатов.

Учащиеся подсчитывают баллы в оценочном листе, переводят в оценку:

13 и более баллов – оценка "5"; 

 9-12 баллов – оценка "4";

5-8 баллов – оценка "3".

За работу на уроке выставить оценки (собрать дневники). Отметить, сколько "5 и 4".

– Успешно ли прошло наше путешествие, достигли ли мы цели?

– Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось?

– С каким настроением вы работали на уроке?

Рефлексия. Каждому учащемуся выдаётся "солнышко и тучка".

– Ребята, я прошу вас дать оценку своей деятельности на уроке. (прикрепляют на доске)

Изображение "солнышко" – старался, все получалось; работал в полную силу своих возможностей; чувствовал себя уверенно.

Изображение "солнышко, прикрытое тучкой" – старался, но не все получалось, испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

Изображение "тучка" – не старался, у меня не было желания работать, сегодня не мой день.

– Наше путешествие успешно завершено. Не будем останавливаться на достигнутом. Я рада, что вы уходите с хорошим настроением. Пусть у вас всегда будет радостное, солнечное настроение, и на память о нашем уроке возьмите солнышко. Спасибо за урок!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!