Тема урока: Решение прикладных задач с использованием сравнения и округления десятичных дробей.
Тип урока: урок применения знаний.
Используемая технология: системно – деятельностного подхода.
Форма проведения урока. Нетрадиционный урок - математическое путешествие.
Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников.
Задачи урока.
Образовательная:
Усиление прикладной направленности.
Формирование функциональной грамотности школьников.
Повторить и обобщить правила сравнения и округления десятичных дробей.
Продолжить работу над развитием вычислительных навыков.
Воспитательная:
• добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи;
• способствовать формированию у учащихся определенного набора компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;
• способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач.
Развивающая:
развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.
Задачи: создание условий для развития функциональной грамотности.
Познавательные УУД:
- уметь искать информацию в задачниках, ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
– уметь слушать и слышать, уметь работать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Планируемые результаты.
Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием
Метапредметные:
- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,
- уметь анализировать задачу,
- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Методы работы на уроке: словесный, наглядный, практический, проектный.
Форма работы: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, карточки с заданием.
Структура урока:
Организационный этап, мотивация учащихся (1 мин).
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5 мин).
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин).
Актуализация знаний (5 мин).
Применения знаний, умений в знакомой и измененных ситуациях (10 мин).
Физкультминутка. (2 мин).
Применение знаний в новой ситуации. (17 мин).
Информация о домашнем задании (1 мин).
Итог урока. Рефлексия (2 мин).
Ход урока.
Организационный этап, мотивация учащихся (1 мин).
Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок. Работая, сегодня на уроке вы будете оценивать свою работу по «Оценочному листу». Подпишите свой листочек. После каждого этапа урока, не забывайте оценивать свою работу, проставляя в соответствующей графе заработанные баллы.
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5 мин.).
Ребята, чтобы узнать, как вы усвоили материал предыдущих уроков, проверим ваше домашнее задание.
Разукрасьте бабочку в соответствии с ответами. Учитывайте, что правая и левая части одинаковые (симметричные): красным – те части, ответ на которых «да»; коричневым – те части, ответ на которых «нет»; черным – части, связанные с ответом, в котором вместо звездочки можно вставить цифру 3; синим – те части, где ответом является число 2. Оставшиеся части сделайте желтыми
Оцените свою работу в оценочном листе.
Притча «Все в твоих руках» (видео-запись, читает Василий Лановой) Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом. Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.” Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: “Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?” Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: “Всё в твоих руках”
Действительно, все в наших руках: творить для других, помогать и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей;
- брать у мира новые знания и новый опыт, получать достойное вознаграждение. Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы получили новый опыт и обогатились новыми знаниями.
3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин).
Ребята, давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлых уроках? Какие операции с десятичными дробями вы умеете выполнять?
Мне хотелось бы обратиться к вам со словами известного математика, который занимался кораблестроением, Алексея Николаевича Крылова (1863-1945)
"Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле"
Как вы думаете, что здесь имеется ввиду, в каком деле нам может пригодиться математика? Нужны ли десятичные дроби в практической деятельности? Как по вашему мнению, какая будет тема нашего урока? (Решение практических задач с использованием сравнения и округления десятичных дробей). Открываем тетради, подписываем число, классная работа и тему урока. А теперь давайте попробуем определить цель урока: повторить известные действия с десятичными дробями; применить действия с десятичными дробями в разных ситуациях: при решении практических задач.
Оцените свою работу в оценочном листе.
4.Актуализация знаний (5 мин).
Итак, ребята мы продолжаем изучать десятичные дроби и совершим мы свое путешествие в мир десятичных дробей на кораблях.
Девиз путешествия: "Знания имей отличные по теме "Дроби десятичные ".
Прежде чем начнем путешествие, необходимо проверить готовы ли мы к путешествию. Каждый правильно решенный пример говорит, о том, что мы готовы отправиться в путь.
Выполним несколько заданий устно.
1задание. Прочитайте дроби: 3,7; 3,507; 20,279. Что означает цифра 7 в записи этих десятичных дробей?
2задание. Среди утверждений, определите, верное утверждение или ложное.
1) Дробь 6,3 меньше, чем 2,178, т.к. в записи первой дроби используют меньше цифр.
2) Дробь 2,274 равна дроби 2,724, т.к. обе дроби записаны одинаковыми цифрами.
Какие правила сравнения дробей подтверждает правильность ваших выводов.
3 задание. Назовите дробь, равную данной дроби: 0,20; 3,500; 70,730000; 45,4500.
Какое правило использовали?
Оцените свою работу в оценочном листе.
5. Применения знаний, умений в знакомой и измененных ситуациях (10 мин).
Ребята, вы молодцы, я вижу, что вы готовы к путешествию. Скажите, чего нам не хватает для путешествия? Конечно же кораблей. Попробуем сами изобрести наши корабли. Объявляется конкурс «Мечта» (построить корабль из предложенных материалов. В конвертах лежит 10 треугольников и из них необходимо соорудить корабль).
Затем посчитайте какое количество вы использовали треугольников на строительство корабля и запишите в виде десятичной дроби. Придумайте название вашей проектной работе и подпишите маркером того цвета, который соответсвует вашему настроению. Кто быстрее, тот будет первой защищать свою проектную работу. На творческое задание вам отводится 3 минуты. Молодцы ребята. Оцените свою работу в оценочном листе.
Мы отправляемся в путешествие и нас встречает остров «Исторический»
В России учение о десятичных дробях впервые было изложено в 1703 году в первом российском учебнике «Арифметика» выдающимся ученым Леонтием Филлиповичем
А его фамилию вы прочтете сами, если правильно выберите ответ.
Вывешивается плакат: выясните, в каком столбике верно записано число.
Напишите в кружке букву, ему соответствующую.
Пять целых две сотых | 5,02 | 5,2 | 5,002 |
М | Р | П |
Одна целая восемь десятых | 1,008 | 1,8 | 1,08 |
В | А | Д |
Три целых двадцать пять тысячных | 3,25 | 3,0025 | 3,025 |
Щ | Л | Г |
Двенадцать целых семь сотых | 12,07 | 12,7 | 12,007 |
Н | Л | У |
Восемнадцать целых восемь десятых | 18,08 | 18,008 | 18,8 |
Ж | О | И |
Шесть целых пятнадцать тысячных | 6,15 | 6,015 | 6,0015 |
Б | Ц | Ю |
Ноль целых девять сотых | 0,9 | 0,09 | 0,009 |
Ф | К | Э |
Двадцать одна целая четыре десятых | 21,4 | 21,04 | 21,004 |
И | Т | Я |
Две целых сорок семь тысячных | 2,47 | 2,047 | 2,0047 |
Л | Й | В |
Оцените свою работу в оценочном листе.
Вы успешно преодолели «Исторический остров», а впереди у нас пролив «Наш край».
Выполнить задания с самопроверкой по эталону.
Общая протяженность автомобильных дорог в Щигровском районе 318 км 845 м. Выразите длину дорог в километрах и округлите до целых. (318,845 км ≈ 319 км)
Общая протяженность автомобильных дорог в п. Вишневка 25 км 342 м. Выразите длину дорог в километрах и округли до целых. (25,342 км ≈ 25 км)
1265,45 км2- площадь территории Щигровского района. Округлите площадь до целых. (1265км2)
47,56 км2- площадь территории Вишневского сельсовета. Округлите площадь до целых. (48км2)
Эталон.
№ задания | Задание | Ответы |
1 | Длина дорог Щигровского района | 318 км 845 м =318,845 км. ≈ 319 км |
2 | Длина дорог п. Вишневка | 25 км 342 м =25,342 км. ≈25 км |
3 | Площадь Щигровского района | 1265,45 км2 ≈ 1265 км2 |
4 | Площадь Вишневского сельсовета | 47,56км2 ≈ 48 км2 |
Оцените свою работу в оценочном листе.
6. Физкультминутка. (2 мин).
Игра «истинно-ложно»
Устали? Отдохнем!
Я буду зачитывать некое математическое утверждение. Вы должны определить истинно оно или ложно. Если вы считаете, что утверждение истинное, то ставите руки на пояс и выполняете наклон вперед, а в противном случае – руки за голову и совершаете вращение туловищем вправо и влево.
1. У треугольника три стороны.
2. 22 больше 8.
3. У квадрата все стороны равны.
4. Масса слона больше массы муравья.
5. 5 * 5 больше 25.
Оцените свою работу в оценочном листе.
7. Применение знаний в новой ситуации. (17 мин).
Мы продолжаем интересное путешествие по миру десятичных дробей и встречает нас
«Бухта задач», где нас ждут интересные и познавательные задания.
У вас на столах лежат листочки с задачей.
Выполните эту работу в парах.
Прочитайте задачу. 1) Дорожный знак, изображённый на рисунке, называется «Ограничение ширины». Его устанавливают перед мостами, тоннелями и прочими сооружениями, чтобы запретить проезд транспортного средства, габариты которого (с грузом или без груза) превышает установленную ширину
. Какому из данных транспортных средств этот знак запрещает проезд?
1) «Валдай» шириной 1.8 м
2) «Бычок» шириной 2300 мм
3) Бульдозер шириной 340 см
4) «Газель» шириной 25дм
Может ли этот знак встретиться нам в жизни? Для кого эта информация важна? Почему подобная информация важна для водителей?
Оцените свою работу в оценочном листе.
2) В таблице представлена информация о некоторых парусных кораблях, которые до сих пор используются для прохождения практики курсантами мореходных училищ, проведения научных исследований.
Название судна | Год спуска на воду | Длина судна | Ширина судна | Класс судна | Экипаж, человек |
«Седов» | 1921 | 117,5 м | 14,7 м | Барк | 70 |
«Крузенштерн» | 1926 | 114,5 м | 14,2 м | Барк | 70 |
«Мир» | 1987 | 109,6 м | 14 м | Корабль | 55 |
«Надежда» | 1992 | 109,4 м | 14 м | Корабль | 50 |
«Паллада» | 1989 | 108,6 м | 14 м | Корабль | 51 |
«Херсонес» | 1988 | 108,6 м | 14 м | Корабль | 55 |
Прочитайте ответы пятиклассников на вопрос: В каком году был спущен на воду корабль, имеющий длину судна меньше 109 м и меньшую численность экипажа? Правы ли они? Объясните почему.
Ответ Фёдора: В 1989 году. Прав ли Фёдор?
Ответ Иры: В 1992 году. Права ли Ира?
Оцените свою работу в оценочном листе.
3) Решить задачу ( один ученик работает у доски).
Отец решил облицевать кафелем стену кухни, длина которой равна 4м 50см, а высота – 3м. Хватит ли ему 20 ящиков кафеля, если одна плитка имеет форму квадрата со стороной 15 см, а в одном ящике находится 30 плиток?
4) Коля купил продукты, причём масса свёртков оказалась равной 0,756 кг, 1,2 кг и 2,87 кг. Чтобы выяснить, тяжёлой ли будет сумка, он прикинул, сколько примерно килограммов ему придётся нести: 0,756 ≈ 1; 1,2 ≈ 1; 2,87 ≈ 3; 1 кг + 1 кг + 3 кг = 5 кг.
Рассуждая таким же образом, прикиньте общую массу покупок, если масса каждой равна: 2,05 кг, 3,7 кг и 0,925кг.
Оцените свою работу в оценочном листе.
Вы успешно преодолели «Бухту задач», а впереди у нас «Мыс Успеха».
– Ребята, вы хорошо работали в парах, проверяли свои решения по образцу, а теперь вы должны применить свои знания, умения самостоятельно.
Самостоятельная работа.
Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу с подсказками, с последующей самопроверкой. Самопроверка с помощью карточек желтого, красного и зеленого цвета. Желтый , красный
Самостоятельная работа.Сравните десятичные дроби: 3,4 3,41 0,97 0,112 457,50 457,5 1,1872 1,188 |
| | = |
Оцените свою работу в оценочном листе.
8.Информация о домашнем задании (1 мин).
Домашнее задание на завтра у вас будет творческим. Придумать и красиво оформить на альбомном листе задачу, которая была бы решена с помощью действий с десятичными дробями, записать на листок условие задачи и нарисовать рисунок по этому условию, а в тетрадь записать её решение. Постарайтесь, чтобы ваша задача понравилась учащимся класса, чтобы данные в условии соответствовали реальности.
Повторить правила.
Итог урока. Рефлексия (2 мин).
Итак, команда причалила к берегу. Сбросили якоря. А все ли трудности мы преодолели? Давайте подсчитаем среднюю оценку Ваших результатов.
Учащиеся подсчитывают баллы в оценочном листе, переводят в оценку:
13 и более баллов – оценка "5";
9-12 баллов – оценка "4";
5-8 баллов – оценка "3".
За работу на уроке выставить оценки (собрать дневники). Отметить, сколько "5 и 4".
– Успешно ли прошло наше путешествие, достигли ли мы цели?
– Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось?
– С каким настроением вы работали на уроке?
Рефлексия. Каждому учащемуся выдаётся "солнышко и тучка".
– Ребята, я прошу вас дать оценку своей деятельности на уроке. (прикрепляют на доске)
Изображение "солнышко" – старался, все получалось; работал в полную силу своих возможностей; чувствовал себя уверенно.
Изображение "солнышко, прикрытое тучкой" – старался, но не все получалось, испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.
Изображение "тучка" – не старался, у меня не было желания работать, сегодня не мой день.
– Наше путешествие успешно завершено. Не будем останавливаться на достигнутом. Я рада, что вы уходите с хорошим настроением. Пусть у вас всегда будет радостное, солнечное настроение, и на память о нашем уроке возьмите солнышко. Спасибо за урок!