Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Резн..ми, ажурн..ми, игольчат..ми появляют..ся в..сной на свет первые тр..винки. Сразу и (не)различиш.., какое р..стение проклюнулось пок..залось из влажной земли. Скоро ра(з/с)пуст..т..ся ра(з/с)прав..т..ся нежные листоч..ки. (4) И уже можно будет узнать по ним тысячелис..ник одуван..ч..к р..машку и к..локольчик.
Но самое настоящее ч..до прои(з/с)ход..т тогда, когда р..стения зацв..тают(2). И ра(з/с)цвечивают..ся з..лёные луга опушки(1) к..согоры п..ляны необыкновенными цв..точ..ными(3) узорами. Ж..лтые одуван..чики белые р..машки синие к..л..кольч..ки сразу броса..т..ся в глаза: и стебли у них высокие, и цв..тки крупные. Но среди пёстрого разнотрав..я есть и такие, вроде бы совсем неприметные, скромные, но по-своему оч..ровательные. И над этой кр..сотой разд..ют..ся птич..и трели.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Давайте переведём на русский язык этот текст.
2) А вы повторите последние реплики отчётливее!
3) Ты Ваня поработай над своим произношением.
4) Мой друг бегло читает и хорошо говорит по-немецки.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) С гор текли ручьи из растаявшего снега и льда.
2) Вода с грохотом раскалывается о камни и разлетается брызгами.
3) Клёст сидел на своей жёрдочке в клетке торжественно и гордо.
4) Открылась дверь и в кухню па́ром вкатился воздух со двора
(1)О чём говорят названия растений? (2)Мать-и-мачеха и иван-да-марья, кукушкины слёзки и раковые шейки — так образно мог назвать их лишь человек, тонко чувствующий природу. (3)Представим, что издан такой ботанический словарь, где наряду с широко известными названиями растений приведены все их синонимы — названия народные, поэтические, лекарственные. (4)Листовяк, суника, позобника, полевица — всё это названия всеми любимой ягоды земляники. (5)Многие из приведённых синонимов не сразу понятны. (6)Поэтому нередко, расшифровав название растения, вдруг открываешь его с неожиданной для себя стороны.
(7)Например, обычная герань. (8)Одни виды растут у нас на лугах, в лесах, другие украшают подоконники комнат. (9)В переводе с греческого название «герань» означает «журавль». (10)Летом приглядитесь к растению: там, где недавно красовались сине-фиолетовые звёздочки цветков, вы увидите «журавлиные клювики» − плоды этих растений.
(11)Деревья и травы значат для людей так много, что некоторые народы назвали свои страны в честь самого любимого или важного для них растения. (12)В Аргентине с приходом ласкового ветра зефира берега больших и малых рек буквально усыпаны цветками зефирантеса белого. (13)Сверкающие в лучах солнца искристыми росинками, они кажутся сказочными цветками, горящими серебряным огнём. (14)Испанцы — первые европейцы, посетившие эти места, настолько были очарованы представшей перед ними картиной зефирантесов, что назвали эту страну Аргентиной — «серебряной страной».
В предложениях 9−11 найдите антоним к слову «мало» и выпишите его.
Просмотр содержимого документа
«РЕШУ ВПР. 2022. Русский язык. 5 КЛАСС. Август Вариант 15»
Тип 1 № 611
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Резн..ми, ажурн..ми, игольчат..ми появляют..ся в..сной на свет первые тр..винки. Сразу и (не)различиш.., какое р..стение проклюнулось пок..залось из влажной земли. Скоро ра(з/с)пуст..т..ся ра(з/с)прав..т..ся нежные листоч..ки. (4) И уже можно будет узнать по ним тысячелис..ник одуван..ч..к р..машку и к..локольчик.
Но самое настоящее ч..до прои(з/с)ход..т тогда, когда р..стения зацв..тают(2). И ра(з/с)цвечивают..ся з..лёные луга опушки(1) к..согоры п..ляны необыкновенными цв..точ..ными(3) узорами. Ж..лтые одуван..чики белые р..машки синие к..л..кольч..ки сразу броса..т..ся в глаза: и стебли у них высокие, и цв..тки крупные. Но среди пёстрого разнотрав..я есть и такие, вроде бы совсем неприметные, скромные, но по-своему оч..ровательные. И над этой кр..сотой разд..ют..ся птич..и трели.
2. Тип 2 № 612
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
3. Тип 3 № 5066
Поставьте знак ударения в следующих словах:
Банты, принял, положил, каталог.
4. Тип 4 № 326
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
5. Тип 5 № 411
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Кто основал в Москве Третьяковскую галерею дедушка
2) Дедушка рассказал об основателе Третьяковской галереи в Москве
3) По словам дедушки Третьяковская галерея является сокровищницей русской живописи
4) Павел Третьяков был собирателем русской живописи сказал дедушка
6. Тип 6 № 896
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Давайте переведём на русский язык этот текст.
2) А вы повторите последние реплики отчётливее!
3) Ты Ваня поработай над своим произношением.
4) Мой друг бегло читает и хорошо говорит по-немецки.
7. Тип 7 № 4318
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) С гор текли ручьи из растаявшего снега и льда.
2) Вода с грохотом раскалывается о камни и разлетается брызгами.
3) Клёст сидел на своей жёрдочке в клетке торжественно и гордо.
4) Открылась дверь и в кухню па́ром вкатился воздух со двора
8. Тип 8 № 582
Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)О чём говорят названия растений? (2)Мать-и-мачеха и иван-да-марья, кукушкины слёзки и раковые шейки — так образно мог назвать их лишь человек, тонко чувствующий природу. (3)Представим, что издан такой ботанический словарь, где наряду с широко известными названиями растений приведены все их синонимы — названия народные, поэтические, лекарственные. (4)Листовяк, суника, позобника, полевица — всё это названия всеми любимой ягоды земляники. (5)Многие из приведённых синонимов не сразу понятны. (6)Поэтому нередко, расшифровав название растения, вдруг открываешь его с неожиданной для себя стороны.
(7)Например, обычная герань. (8)Одни виды растут у нас на лугах, в лесах, другие украшают подоконники комнат. (9)В переводе с греческого название «герань» означает «журавль». (10)Летом приглядитесь к растению: там, где недавно красовались сине-фиолетовые звёздочки цветков, вы увидите «журавлиные клювики» − плоды этих растений.
(11)Деревья и травы значат для людей так много, что некоторые народы назвали свои страны в честь самого любимого или важного для них растения. (12)В Аргентине с приходом ласкового ветра зефира берега больших и малых рек буквально усыпаны цветками зефирантеса белого. (13)Сверкающие в лучах солнца искристыми росинками, они кажутся сказочными цветками, горящими серебряным огнём. (14)Испанцы — первые европейцы, посетившие эти места, настолько были очарованы представшей перед ними картиной зефирантесов, что назвали эту страну Аргентиной — «серебряной страной».
(По А. Семенину)
9. Тип 9 № 583
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что растение герань напоминает журавля? Запишите ответ.
10. Тип 10 № 584
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1−4 текста. Запишите ответ.
11. Тип 11 № 585
В предложениях 11−13 найдите слово со значением «край суши, прилегающий к водоёму». Выпишите это слово.
12. Тип 12 № 586
В предложениях 9−11 найдите антоним к слову «мало» и выпишите его.