Данный учебный материал разработан для обучающихся объединения «Резьба по дереву» и предназначен для обучения детей технике геометрической резьбы. Учебный слайд-фильм создан на основе литературных источников: Степанов Н.С. Резьбы очарованье. Л., Лениздат, 1994 Афанасьеф А.Ф. Резьба по дереву. М., Культура и традиции, 1997Логачёва Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. М., Народное творчество, 2002Гришин В. И. Вырезаем, выпиливаем, вытачиваем из дерева. М., Мартин, 2007
Цель : расширить знания в области техники выполнения элементов геометрической резьбы.
Задачи:
- познакомить учащихся с технологией резьбы сколышков;
- развивать навыки выполнения резьбы по дереву;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.
Основная практическая ценность этой разработки – помощь в формировании знаний, умений и навыков в области резьбы по дереву. Изложение учебного материала в интерактивном виде способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. С помощью данного учебного материала в процессе приобретения навыков выполнения резьбы дети смогут самостоятельно разрабатывать и выполнять геометрические композиции в материале.
Учебный материал состоит из трёх частей. Первая часть включает в себя введение в основную тему занятия, знакомит с историей промысла, помогает выяснить уровень необходимых знаний для дальнейшего изучения темы. Вторая часть знакомит с техникой выполнения резьбы сколышков, планом работы, техникой безопасности способствует формированию знаний, умений и навыков, обучающихся в области выполнения геометрической резьбы по дереву. В третьей части содержатся вопросы и задания для организации итогового контроля, закрепления и обобщения изученного материала, задания для самостоятельной работы дома.
Данный учебный материал может быть использован педагогами дополнительного образования и преподавателями технологии, а также обучающимися при тематических докладах, самостоятельных работах.
Просмотр содержимого документа
«"Резьба по дереву"»
Тема: «Технология резьбы сколышков»
Номинация «Учебный слайд- фильм»
Выполнила Федорова Ольга Леонидовна
педагог дополнительного образования
Тема занятия:«Технология резьбы сколышков»
Цель: расширить знания в области техники выполнения элементов геометрической резьбы.
Задачи :
- познакомить учащихся с технологией резьбы сколышков;
- развивать навыки выполнения резьбы по дереву;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.
История резьбы по дереву
Резьба- один из древнейших видов художественной обработки древесины. Деревянные изделия украшали резными узорами ещё в Древнем Риме и Египте. Несколько таких находок найдено при раскопках гробницы Тутанхамона.
На Руси человек с колыбели до самой смерти был окружен изделиями из дерева. Плотник и столяр с искрой художника старались их украсить. Бортник метил борты в лесу личным клеймом. Дерево всегда было и остаётся одним из самых привлекательных поделочных материалов. Оно не только доступно в обработке несложным набором традиционных инструментов, но и красиво в декоративном отношении.
Что вы знаете о геометрической резьбе?
- Какая порода древесины используется при выполнении геометрической резьбы и почему?
- Перечисли инструменты которые применяют для выполнения геометрической резьбы?
- Что такое заготовка, основа?
- Какие основные элементы геометрической резьбы ты знаешь?
Сколышки- один из элементов геометрической резьбы. Его размечают как равносторонний и равнобедренный треугольник. Для его выполнения вполне достаточно небольшого опыта резьбы. Техника вырезания их не так сложна, как обязательна - точность ее соблюдения.
Необходимые инструменты и материалы
Для выполнения этого элемента используют ножи-косяки с углом скоса 35° и 45°, липовая доска размером 200x100x20 мм.
Инструктаж по технике безопасности
- храни нож в указанном месте с закрытым лезвием;
- не работай тупым и неисправным ножом;
- подавай нож товарищу ручкой вперёд;
- режь ножом только от себя;
- при работе левую руку держи в стороне от лезвия;
- использовать нож только по назначению.
Приемы выполнения резьбы сколышков
С боковым наклоном резака около 45° надрезают сторону
треугольника от вершины к его основанию.
Брусок поворачивают на 180°.
- Резак берут за черенок пяткой от себя и ставят его носком в вершину треугольника с боковым наклоном как и в первой операции.
- Пальцы левой руки удерживают брусок, а большой палец упирается в резак. Правая рука нажимает на резак, а палец левой руки двигает резак вперед. Так прорезают сторону треугольника и параллельные ей линии внутри него.
- Возвращаются к положению первой операции и прорезают линии внутри треугольника.
Советы и рекомендации
- Не следует сразу выполнять первую и третью операции - резьба может получиться нечеткой, особенно если сколышки размечаются на глаз от руки.
- Повертывают брусок на 90° против часовой стрелки и приемом срезки бус срезают сколышки - каждый отдельно.
- Если сколышки не срезаются, а скалываются, то их срезают приемом от себя.
- Боковой наклон резака при срезке сколышков около 45°.
- Подготовь основу
- Переводи рисунок на основу
- Закрепи заготовку на верстаке, подбери инструменты
- Выполни резьбу
Использование элемента геометрической резьбы «сколышки»
- С какими элементом геометрической резьбы ты познакомился?
- Какие приемы используют для вырезания сколышков ?
- Как и чем размечают заготовки для резьбы?
- Как следует держать инструмент?
.
Выполни задание
Найди сколышки
Итог
- Какие выводы вы можете сделать по теме данного занятия?
- Какую цель мы ставили в начале занятия?
- Удалось её решить?
- Что у тебя не получается?
- Оцени свою работу.
Критерии оценки :
-Наличие шероховатостей, задир, сколов.
-Соответствие линии резного изображения линиям первоначального рисунка.
- Какова причина твоего затруднения или ошибки?
- Как надо выйти из затруднения?
Домашнее задание:
создать
собственные эскизы орнаментов с элементом геометрической резьбы «сколышки».
Ресурсы
- Степанов Н.С. Резьбы очарованье. Л., Лениздат, 1994
- Афанасьеф А.Ф. Резьба по дереву. М., Культура и традиции, 1997
- Логачёва Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. М., Народное творчество, 2002
- Гришин В. И. Вырезаем, выпиливаем, вытачиваем из дерева. М., Мартин, 2007