СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Резервы техники чтения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заканчивая начальную школу, ребенок должен читать вслух 100-120 слов в минуту (про себя 150-170 слов).Дети переходят в среднюю школу, не достигнув нормативного уровня скорости чтения. Что делать ?.Как решить проблему?В статье вы найдете выход и решите проблему при помощи жужжащего чтения.

Просмотр содержимого документа
«Резервы техники чтения.»

Резервы обучения чтению

Как известно, основными показателями владения чтением являются скорость чтения, гибкость и уровень понимания прочитанного (полнота, глубина и отчетливость понимания).

Начнем со скорости чтения. Традиционно сложилось, что эту проблему решает начальная школа – развивает механизм чтения, совершенствует навык.

Заканчивая начальную школу ребенок должен читать вслух со скоростью 100-120 слов, про себя - 150-170 слов в минуту. Однако значительное число детей переходит в среднюю школу, не достигнув нормативного уровня скорости чтения. В средней школе уже никто специально техникой чтения не занимается.

Предполагается, очевидно, что ежегодный «прирост» скорости чтения произойдет сам собой. Происходит ли?

Согласно исследованиям Зайцева из двухсот факторов, которые, по оценкам психологов, влияют на успеваемость, фактором номер один является скорость чтения. Именно отсутствием необходимой скорости чтения объясняется снижение успеваемости многих детей, перешедших из начальной школы в среднюю.

В 1994/95 учебном году было проверено около 500 учащихся 5-7 и 9 классов московских школ. Им было предложено прочитать про себя ранее уже изученный текст параграфа. Каковы же результаты? Их вряд ли можно назвать утешительными: среди пятиклассников только одна треть читает в пределах нормы, семиклассников – чуть больше половины, девятиклассников – около 70 % (здесь очевиден и ответ на вопрос о естественном приросте скорости чтения от класса к классу). Примерно половина пятиклассников прочитала текст параграфа со скоростью менее 100 слов в минуту (норма 2-3 классов); столь же медленно читает треть семиклассников.

Результаты эти наводят на мысль: почему бы и в средних классах не сделать обязательной проверку скорости чтения в начале и в конце каждого полугодия? Конечно, не ради самой проверки. Это помогло бы учителю скорректировать методику работы с учебным текстом, дифференцированно подойти к работе с учащимися, скорость чтения которых очень различна. Кроме того, могли бы привлечь внимание самих учеников к этой серьезной проблеме, помочь им увидеть взаимосвязь своей техники чтения и успеваемости.

Но это только первый шаг. Что дальше? Кто и как должен учить технике чтения учеников средних и старших классов? Только ли учитель-словесник (все же чтение – вид речевой деятельности)? Может быть, привлечь учителей начальных классов, организовать специальные занятия для небольших групп медленно читающих детей? А если большинство учеников в классе читают ниже нормы? К сожалению, сейчас каждая школа ищет ответы на эти вопросы самостоятельно. Что здесь можно предложить?

Изучение проблемы показало, что возможны два пути. Первый – это отведение специального времени (4-5 минут) на уроках, особенно в пятом классе, для тренировочных упражнений, которые могут быть заимствованы из методики начального обучения, методик обучения скорочтению (например, И. Т. Федоренко и И. Г. Пальченко): жужжащее чтение (все ученики читают учебный текст одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью), многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, домашнее тренировочное чтение, зрительные диктанты. Причем надо пояснить, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.

Жужжащее чтение было одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе, школе В. А. Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется во многих школах почти всеми учителями. Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут.

Ежеурочные пятиминутки чтения. Этот резерв мы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики. Приехала к нам группа учителей, работавших там, и рассказала, что монгольские дети читают по-русски лучше, чем наши русские дети. согласитесь, что это выглядело довольно обидно и вызвало естественный интерес. Мы начали расспрашивать учителей: а что там – особая методика какая-то? Каким образом идет обучение чтению? Оказалось, что никакой методики особой нет. Просто у каждого ребенка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают по-русски в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, а дольше идет обычный урок.

Давайте проанализируем, что же получается. Если учитель работает по обычной методике в 3 классе он имеет пять уроков чтения, то при наполняемости класса 40 чел. он за неделю опросит по одному разу каждого ученика. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего две минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне тренировки можно научить детей нормально читать.

Хорошо, если ребенку повезло с семьей: если ребенок из такой семьи, которая компенсирует дома недоработки школы, то, может быть, она научит ребенка читать. А если ребенку с семьей не повезло? Тогда весь тренаж сводится к этим двум минутам, и естественно, что такой ребенок читать не научится.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», т.е. учи так, чтобы это было последним событием.

Второй пример. В любых религиях, будь то православная или мусульманская, обязательно есть вечернее обращение к богу – вечерняя молитва. Считалось, что последнее впечатление дня, связанное с вечерней молитвой, укрепляет верующих в вере в Бога. Если служители культа знали об этом, то уж нам, учителям, вовсе непростительно не учитывать этот психологический эффект.

Третий пример. Частенько, когда мы советуем ребенку выучить стихотворение, мы говорим: положи книжку под подушку. Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня.

Если же ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать. Режим щадящего чтения, о котором мы говорим, - это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки над кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Вполне можно рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения. Многочисленные эксперименты показывают, что даже в 5 классе ребенок, который не любит читать, может быть приобщен к чтению с помощью диафильмов, с помощью режима щадящего чтения.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И. Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов, предложенных им, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова, то последнее предложение 18-го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений, происходит постепенно, по одной-две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение из 46 букв. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются шесть предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребята в течение определенного времени (для каждого предложения оно указано) читают молча это предложение и стараются запомнить. Время экспозиции предложения обычно небольшое, колеблется в пределах от 4 до 7 секунд. По истечении этого времени предложение стирается и ученики записывают его по памяти. Итак, такая работа проводится в течение 5-8 минут. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать их через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти.

Мы заимствовали из системы И. Т. Федоренко и И. Г. Пальченко три упражнения, которые оказались наиболее эффективными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорок, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все три названных упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищу.

При проведении многократного чтения следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмысленно детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он уже дочитал. затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше, что вызывает у учеников положительные эмоции, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат. Вот для этого и предназначено следующее упражнение системы Федоренко-Пальченко – чтение в темпе скороговорки.

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем следует остановить учеников и предложить прочитать снова этот же текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть. И вот здесь, по выражению Пальченко, совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же текст, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Если ежедневно проводить три таких упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится. Имеется очень много приемов стимулирования. Один из таких приемов следующий. В конце урока чтения оставлять три-четыре минуты времени для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам. Затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результаты.

Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Результат всегда свидетельствует о прибавке скорости чтения.

Подводя итог всему вышеизложенному, хочется обратить внимание на то, что качество обучения состоит как раз в обучении оптимальному чтению.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!