СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Результаты реализации проекта «Путь к себе: социальная реабилитация детей и подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации средствами творческой активности, проектной и трудовой деятельности»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для оценки эффективности мероприятий проекта для показателей социальной реабилитации воспитанников применялись диагностические методики, рекомендованные для применения в работе с подростками:

- определение преобладающих тенденций направленности личности либо на себя, либо на общение, либо на решение деловых проблем осуществлялось при помощи методики «Определение направленности личности».

- для оценки системы ценностных ориентаций применялась методика изучения ценностных ориентации М. Рокича.

Просмотр содержимого документа
«Результаты реализации проекта «Путь к себе: социальная реабилитация детей и подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации средствами творческой активности, проектной и трудовой деятельности»»

Оценка эффективности педагогического проекта «Путь к себе: социальная реабилитация детей и подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации средствами творческой активности, проектной и трудовой деятельности»


Для оценки эффективности мероприятий проекта для показателей социальной реабилитации воспитанников применялись диагностические методики, рекомендованные для применения в работе с подростками:

- определение преобладающих тенденций направленности личности либо на себя, либо на общение, либо на решение деловых проблем осуществлялось при помощи методики «Определение направленности личности».

- для оценки системы ценностных ориентаций применялась методика изучения ценностных ориентации М. Рокича.

Диагностическая цель методики «Определение направленности личности» состоит в определении преобладающих тенденций направленности личности либо на себя, либо на общение, либо на решение деловых проблем. Опросник состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответа, соответствующие трем видам направленности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени соответствует реальности или выражает его мнение, и еще один ответ, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности.

По данным обработки результатов выявляются следующие направленности личности:

- направленность на себя - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно результатов и затраченных усилий, агрессивность в достижении статуса, тревожность, интровертированность.

- направленность на общение - стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

- направленность на дело - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения собственной цели.

Текст опросника и ключ для определения направленности личности представлены в приложении 1.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

- терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

- инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов. Бланк методики представлен в приложении 1.

Математическая обработка результатов исследования включала в себя проведение следующих видов анализа:

- анализ средних данных (включал в себя определение среднего значения по каждому исследуемому признаку);

- сравнительный анализ (включал в себя сравнение средних показателей данных различных этапов диагностики (входная и заключительная).

Диагностика направленности личности по методике «Определение направленности личности» в исследуемой группе подростков показала наличие различий в преобладающих типах направленности личности воспитанников (см. Таблицу 1).

Таблица 1 - Результаты исследования направленности личности в исследуемой группе по методике «Определение направленности личности»

№ испытуемого

на себя

на общение

на дело

1

18

12

24

2

11

14

29

3

33

9

12

4

29

12

13

5

27

14

13

6

10

17

27

7

8

16

30

8

34

8

12

9

21

9

24

10

23

6

25

Величина показателя выраженности направленности на себя в исследуемой группе варьируется от 8 до 33 баллов, при этом в данной группе у 40% испытуемых данный вид направленности личности выявлен как ведущий. Следовательно, можно говорить, что для данных подростков характерны такие проявления как ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно результатов и затраченных усилий, агрессивность в достижении статуса, тревожность, интровертированность.

Величина показателя выраженности направленности на общение в исследуемой группе варьируется от 6 до 17 баллов, при этом в данной группе ни у одного испытуемого данный вид направленности личности не выявлен как ведущий. Следовательно, можно говорить о том, что у испытуемых подростков направленность на общение не является ведущей.

Величина показателя выраженности направленности на дело в исследуемой группе варьируется от 12 до 30 баллов, при этом в данной группе у 60% испытуемых данный вид направленности личности выявлен как ведущий – подростки проявляют заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения собственной цели.

Следовательно, на этапе входной диагностики можно говорить о том, что для подростков, находящихся в ОГКУСО СРЦН «Радуга» характерны такие проявления жизненной позиции как поиск прямой выгоды, болезненное отношение к собственному положению, агрессивность в достижении целей.

Диагностика нравственных ориентаций по методике М.Рокича показала, что в исследуемых группах наблюдаются различия в системах терминальных и инструментальных ценностей (см. Таблицу 2).

Таблица 2 - Результат исследования нравственных ориентаций испытуемых по методике М.Рокича

 

Группа ценностей, их содержание

Преобладающий ранг по группе

 

Терминальные ценности

1

общественное признание

2

2

материальная обеспеченность

1

3

интересная работа

3

4

продуктивная жизнь

7

5

активная деятельная жизнь

6

6

познание

12

7

свобода

11

8

любовь

10

9

наличие верных друзей

18

10

уверенность в себе

5

11

творчество

13

12

развлечения

14

13

счастливая семейная жизнь

9

14

здоровье

4

15

развитие

8

16

жизненная мудрость

15

17

счастье других

16

18

красота природы и искусства

17

 

Нравственные ценности

1

образованность

1

2

широта взглядов

14

3

ответственность

6

4

жизнерадостность

15

5

независимость

7

6

рационализм

2

7

твердая воля

8

8

смелость

9

9

терпимость

16

10

воспитанность

17

11

эффективность в делах

3

12

самоконтроль

4

13

честность

10

14

высокие запросы

18

15

исполнительность

5

16

аккуратность (чистоплотность)

11

17

чуткость

12

18

непримиримость к недостаткам

13

В исследуемой группе подростков на первые по значимости места испытуемые ставят такие ценности, как материально обеспеченная жизнь, общественное признание, интересную работу, здоровье и уверенность в себе.

Подростки исследуемой группы предпочтение отдают таким средствам достижения поставленных целей как образованность, рационализм, эффективность в делах и самоконтроль. При этом такие нравственные ценности как честность, аккуратность (чистоплотность), чуткость, воспитанность не являются для них значимыми.

Следовательно, в ходе входной диагностики выявлено, что для подростков исследуемой группы гуманитарные нравственные ценности не имеют особого значения, что, в сочетании с эгоистичным подходом к достижению целей на выходе дает жестких, даже жестоких представителей социума. В данном случае работа с подростками должна быть направлена на формирование у них в первую очередь социально-коммуникативных навыков, коррекцию системы ценностей. Положительные изменения по завершении мероприятий проекта будут свидетельствовать об эффективности предложенной системы социально-педагогической деятельности.

По завершении реализации мероприятий формирующего этапа проекта была проведена заключительная диагностика по тем же методикам, что и при проведении входного обследования.

Диагностика направленности личности по методике «Определение направленности личности» в исследуемой группе подростков показала наличие различий в преобладающих типах направленности личности воспитанников (см. Таблицу 3).

Таблица 3 - Результаты исследования направленности личности в исследуемой группе по методике «Определение направленности личности»

№ испытуемого

на себя

на общение

на дело

1

9

16

29

2

8

18

28

3

24

13

17

4

22

17

15

5

21

21

12

6

8

24

22

7

6

25

23

8

21

12

21

9

21

14

19

10

23

12

19

Величина показателя выраженности направленности на себя в исследуемой группе варьируется от 8 до 24 баллов, при этом в данной группе у 40% испытуемых данный вид направленности личности выявлен как единственно ведущий. Следовательно, можно говорить, что для данных подростков характерны такие проявления как ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно результатов и затраченных усилий, агрессивность в достижении статуса, тревожность, интровертированность.

Величина показателя выраженности направленности на общение в исследуемой группе варьируется от 12 до 25 баллов, при этом в данной группе 30% испытуемого данный вид направленности личности выявлен как ведущий. Следовательно, можно говорить о том, что у испытуемых подростков проявляются такие черты как стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Величина показателя выраженности направленности на дело в исследуемой группе варьируется от 12 до 29 баллов, при этом в данной группе у 30% испытуемых данный вид направленности личности выявлен как ведущий – подростки проявляют заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения собственной цели.

Следовательно, на этапе заключительной диагностики можно говорить о том, что для подростков, находящихся в ОГКУСО СРЦН «Радуга» характерны такие проявления жизненной позиции как стремление к общению с людьми, ориентация на мнение группы.

Диагностика нравственных ориентаций по методике М.Рокича показала, что в исследуемой группе наблюдаются различия в системах терминальных и инструментальных ценностей (см. Таблицу 4).

Таблица 4 - Результат исследования нравственных ориентаций испытуемых по методике М.Рокича

 

Группа ценностей, их содержание

Преобладающий ранг по группе

 

Терминальные ценности

1

общественное признание

6

2

материальная обеспеченность

1

3

интересная работа

10

4

продуктивная жизнь

2

5

активная деятельная жизнь

3

6

познание

11

7

свобода

4

8

любовь

5

9

наличие верных друзей

9

10

уверенность в себе

7

11

творчество

15

12

развлечения

8

13

счастливая семейная жизнь

14

14

здоровье

13

15

развитие

12

16

жизненная мудрость

16

17

счастье других

18

18

красота природы и искусства

17

 

Нравственные ценности

1

образованность

5

2

широта взглядов

1

3

ответственность

6

4

жизнерадостность

17

5

независимость

7

6

рационализм

8

7

твердая воля

10

8

смелость

2

9

терпимость

9

10

воспитанность

11

11

эффективность в делах

3

12

самоконтроль

4

13

честность

12

14

высокие запросы

18

15

исполнительность

14

16

аккуратность (чистоплотность)

15

17

чуткость

13

18

непримиримость к недостаткам

16

В исследуемой группе подростков на первые по значимости места испытуемые ставят теперь (по завершении мероприятий проекта) такие ценности, как материально обеспеченная, продуктивную и активную жизнь, свободу, любовь и общественное признание.

Подростки исследуемой группы предпочтение отдают таким средствам достижения поставленных целей как широта взглядов, смелость, эффективность в делах и самоконтроль. При этом такие нравственные ценности как аккуратность (чистоплотность), высокие запросы, непримиримость к недостаткам не являются для них значимыми.

В целом выявлено, что в исследуемой группе все исследуемые показатели претерпели значительное улучшение (см. Таблицу 5). Наибольшие изменения в исследуемой группе наблюдаются по показателю «Уровень развития направленности на общение» (среднее значение выраженности данного показателя на заключительном этапе исследования превышают аналогичный показатель на этапе входной диагностики на 47%).

Таблица 5 - Оценка изменения исследуемых показателей направленности личности

Этап диагностики

на себя

на общение

на дело

Входная диагностика

21,4

11,7

20,9

Заключительная диагностика

16,3

17,2

20,5

Изменение, %

-23,8

47,0

-1,9

Также значительно снизился показатель «Уровень направленности на себя» в исследуемой группе (среднее значение выраженности данного показателя на этапе заключительной диагностики ниже аналогичного показателя на этапе входной диагностики на 23,8%) (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение показателей направленности личности по завершении мероприятий проекта

Значительные изменения произошли и по показателю сформированности терминальных и нравственных ценностей (см. Рисунок 2, Рисунок 3).

Проведение входной и заключительной диагностики, математическая обработка полученных результатов позволяют утверждать, что существует положительное влияние мероприятий проекта на показатели сформированности жизненной позиции и нравственности.

Рисунок 2. Изменение в ранжировании терминальных ценностей

Рисунок 3. Изменение в ранжировании нравственных ценностей




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!