Оценка эффективности педагогического проекта «Путь к себе: социальная реабилитация детей и подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации средствами творческой активности, проектной и трудовой деятельности»
Для оценки эффективности мероприятий проекта для показателей социальной реабилитации воспитанников применялись диагностические методики, рекомендованные для применения в работе с подростками:
- определение преобладающих тенденций направленности личности либо на себя, либо на общение, либо на решение деловых проблем осуществлялось при помощи методики «Определение направленности личности».
- для оценки системы ценностных ориентаций применялась методика изучения ценностных ориентации М. Рокича.
Диагностическая цель методики «Определение направленности личности» состоит в определении преобладающих тенденций направленности личности либо на себя, либо на общение, либо на решение деловых проблем. Опросник состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответа, соответствующие трем видам направленности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени соответствует реальности или выражает его мнение, и еще один ответ, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности.
По данным обработки результатов выявляются следующие направленности личности:
- направленность на себя - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно результатов и затраченных усилий, агрессивность в достижении статуса, тревожность, интровертированность.
- направленность на общение - стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
- направленность на дело - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения собственной цели.
Текст опросника и ключ для определения направленности личности представлены в приложении 1.
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
М. Рокич различает два класса ценностей:
- терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов. Бланк методики представлен в приложении 1.
Математическая обработка результатов исследования включала в себя проведение следующих видов анализа:
- анализ средних данных (включал в себя определение среднего значения по каждому исследуемому признаку);
- сравнительный анализ (включал в себя сравнение средних показателей данных различных этапов диагностики (входная и заключительная).
Диагностика направленности личности по методике «Определение направленности личности» в исследуемой группе подростков показала наличие различий в преобладающих типах направленности личности воспитанников (см. Таблицу 1).
Таблица 1 - Результаты исследования направленности личности в исследуемой группе по методике «Определение направленности личности»
№ испытуемого | на себя | на общение | на дело |
1 | 18 | 12 | 24 |
2 | 11 | 14 | 29 |
3 | 33 | 9 | 12 |
4 | 29 | 12 | 13 |
5 | 27 | 14 | 13 |
6 | 10 | 17 | 27 |
7 | 8 | 16 | 30 |
8 | 34 | 8 | 12 |
9 | 21 | 9 | 24 |
10 | 23 | 6 | 25 |
Величина показателя выраженности направленности на себя в исследуемой группе варьируется от 8 до 33 баллов, при этом в данной группе у 40% испытуемых данный вид направленности личности выявлен как ведущий. Следовательно, можно говорить, что для данных подростков характерны такие проявления как ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно результатов и затраченных усилий, агрессивность в достижении статуса, тревожность, интровертированность.
Величина показателя выраженности направленности на общение в исследуемой группе варьируется от 6 до 17 баллов, при этом в данной группе ни у одного испытуемого данный вид направленности личности не выявлен как ведущий. Следовательно, можно говорить о том, что у испытуемых подростков направленность на общение не является ведущей.
Величина показателя выраженности направленности на дело в исследуемой группе варьируется от 12 до 30 баллов, при этом в данной группе у 60% испытуемых данный вид направленности личности выявлен как ведущий – подростки проявляют заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения собственной цели.
Следовательно, на этапе входной диагностики можно говорить о том, что для подростков, находящихся в ОГКУСО СРЦН «Радуга» характерны такие проявления жизненной позиции как поиск прямой выгоды, болезненное отношение к собственному положению, агрессивность в достижении целей.
Диагностика нравственных ориентаций по методике М.Рокича показала, что в исследуемых группах наблюдаются различия в системах терминальных и инструментальных ценностей (см. Таблицу 2).
Таблица 2 - Результат исследования нравственных ориентаций испытуемых по методике М.Рокича
| Группа ценностей, их содержание | Преобладающий ранг по группе |
| Терминальные ценности |
1 | общественное признание | 2 |
2 | материальная обеспеченность | 1 |
3 | интересная работа | 3 |
4 | продуктивная жизнь | 7 |
5 | активная деятельная жизнь | 6 |
6 | познание | 12 |
7 | свобода | 11 |
8 | любовь | 10 |
9 | наличие верных друзей | 18 |
10 | уверенность в себе | 5 |
11 | творчество | 13 |
12 | развлечения | 14 |
13 | счастливая семейная жизнь | 9 |
14 | здоровье | 4 |
15 | развитие | 8 |
16 | жизненная мудрость | 15 |
17 | счастье других | 16 |
18 | красота природы и искусства | 17 |
| Нравственные ценности |
1 | образованность | 1 |
2 | широта взглядов | 14 |
3 | ответственность | 6 |
4 | жизнерадостность | 15 |
5 | независимость | 7 |
6 | рационализм | 2 |
7 | твердая воля | 8 |
8 | смелость | 9 |
9 | терпимость | 16 |
10 | воспитанность | 17 |
11 | эффективность в делах | 3 |
12 | самоконтроль | 4 |
13 | честность | 10 |
14 | высокие запросы | 18 |
15 | исполнительность | 5 |
16 | аккуратность (чистоплотность) | 11 |
17 | чуткость | 12 |
18 | непримиримость к недостаткам | 13 |
В исследуемой группе подростков на первые по значимости места испытуемые ставят такие ценности, как материально обеспеченная жизнь, общественное признание, интересную работу, здоровье и уверенность в себе.
Подростки исследуемой группы предпочтение отдают таким средствам достижения поставленных целей как образованность, рационализм, эффективность в делах и самоконтроль. При этом такие нравственные ценности как честность, аккуратность (чистоплотность), чуткость, воспитанность не являются для них значимыми.
Следовательно, в ходе входной диагностики выявлено, что для подростков исследуемой группы гуманитарные нравственные ценности не имеют особого значения, что, в сочетании с эгоистичным подходом к достижению целей на выходе дает жестких, даже жестоких представителей социума. В данном случае работа с подростками должна быть направлена на формирование у них в первую очередь социально-коммуникативных навыков, коррекцию системы ценностей. Положительные изменения по завершении мероприятий проекта будут свидетельствовать об эффективности предложенной системы социально-педагогической деятельности.
По завершении реализации мероприятий формирующего этапа проекта была проведена заключительная диагностика по тем же методикам, что и при проведении входного обследования.
Диагностика направленности личности по методике «Определение направленности личности» в исследуемой группе подростков показала наличие различий в преобладающих типах направленности личности воспитанников (см. Таблицу 3).
Таблица 3 - Результаты исследования направленности личности в исследуемой группе по методике «Определение направленности личности»
№ испытуемого | на себя | на общение | на дело |
1 | 9 | 16 | 29 |
2 | 8 | 18 | 28 |
3 | 24 | 13 | 17 |
4 | 22 | 17 | 15 |
5 | 21 | 21 | 12 |
6 | 8 | 24 | 22 |
7 | 6 | 25 | 23 |
8 | 21 | 12 | 21 |
9 | 21 | 14 | 19 |
10 | 23 | 12 | 19 |
Величина показателя выраженности направленности на себя в исследуемой группе варьируется от 8 до 24 баллов, при этом в данной группе у 40% испытуемых данный вид направленности личности выявлен как единственно ведущий. Следовательно, можно говорить, что для данных подростков характерны такие проявления как ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно результатов и затраченных усилий, агрессивность в достижении статуса, тревожность, интровертированность.
Величина показателя выраженности направленности на общение в исследуемой группе варьируется от 12 до 25 баллов, при этом в данной группе 30% испытуемого данный вид направленности личности выявлен как ведущий. Следовательно, можно говорить о том, что у испытуемых подростков проявляются такие черты как стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Величина показателя выраженности направленности на дело в исследуемой группе варьируется от 12 до 29 баллов, при этом в данной группе у 30% испытуемых данный вид направленности личности выявлен как ведущий – подростки проявляют заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения собственной цели.
Следовательно, на этапе заключительной диагностики можно говорить о том, что для подростков, находящихся в ОГКУСО СРЦН «Радуга» характерны такие проявления жизненной позиции как стремление к общению с людьми, ориентация на мнение группы.
Диагностика нравственных ориентаций по методике М.Рокича показала, что в исследуемой группе наблюдаются различия в системах терминальных и инструментальных ценностей (см. Таблицу 4).
Таблица 4 - Результат исследования нравственных ориентаций испытуемых по методике М.Рокича
| Группа ценностей, их содержание | Преобладающий ранг по группе |
| Терминальные ценности |
1 | общественное признание | 6 |
2 | материальная обеспеченность | 1 |
3 | интересная работа | 10 |
4 | продуктивная жизнь | 2 |
5 | активная деятельная жизнь | 3 |
6 | познание | 11 |
7 | свобода | 4 |
8 | любовь | 5 |
9 | наличие верных друзей | 9 |
10 | уверенность в себе | 7 |
11 | творчество | 15 |
12 | развлечения | 8 |
13 | счастливая семейная жизнь | 14 |
14 | здоровье | 13 |
15 | развитие | 12 |
16 | жизненная мудрость | 16 |
17 | счастье других | 18 |
18 | красота природы и искусства | 17 |
| Нравственные ценности |
1 | образованность | 5 |
2 | широта взглядов | 1 |
3 | ответственность | 6 |
4 | жизнерадостность | 17 |
5 | независимость | 7 |
6 | рационализм | 8 |
7 | твердая воля | 10 |
8 | смелость | 2 |
9 | терпимость | 9 |
10 | воспитанность | 11 |
11 | эффективность в делах | 3 |
12 | самоконтроль | 4 |
13 | честность | 12 |
14 | высокие запросы | 18 |
15 | исполнительность | 14 |
16 | аккуратность (чистоплотность) | 15 |
17 | чуткость | 13 |
18 | непримиримость к недостаткам | 16 |
В исследуемой группе подростков на первые по значимости места испытуемые ставят теперь (по завершении мероприятий проекта) такие ценности, как материально обеспеченная, продуктивную и активную жизнь, свободу, любовь и общественное признание.
Подростки исследуемой группы предпочтение отдают таким средствам достижения поставленных целей как широта взглядов, смелость, эффективность в делах и самоконтроль. При этом такие нравственные ценности как аккуратность (чистоплотность), высокие запросы, непримиримость к недостаткам не являются для них значимыми.
В целом выявлено, что в исследуемой группе все исследуемые показатели претерпели значительное улучшение (см. Таблицу 5). Наибольшие изменения в исследуемой группе наблюдаются по показателю «Уровень развития направленности на общение» (среднее значение выраженности данного показателя на заключительном этапе исследования превышают аналогичный показатель на этапе входной диагностики на 47%).
Таблица 5 - Оценка изменения исследуемых показателей направленности личности
Этап диагностики | на себя | на общение | на дело |
Входная диагностика | 21,4 | 11,7 | 20,9 |
Заключительная диагностика | 16,3 | 17,2 | 20,5 |
Изменение, % | -23,8 | 47,0 | -1,9 |
Также значительно снизился показатель «Уровень направленности на себя» в исследуемой группе (среднее значение выраженности данного показателя на этапе заключительной диагностики ниже аналогичного показателя на этапе входной диагностики на 23,8%) (см. Рисунок 1).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/17/s_5b4dabb994ba1/929740_1.png)
Рисунок 1. Изменение показателей направленности личности по завершении мероприятий проекта
Значительные изменения произошли и по показателю сформированности терминальных и нравственных ценностей (см. Рисунок 2, Рисунок 3).
Проведение входной и заключительной диагностики, математическая обработка полученных результатов позволяют утверждать, что существует положительное влияние мероприятий проекта на показатели сформированности жизненной позиции и нравственности.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/17/s_5b4dabb994ba1/929740_2.png)
Рисунок 2. Изменение в ранжировании терминальных ценностей
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/17/s_5b4dabb994ba1/929740_3.png)
Рисунок 3. Изменение в ранжировании нравственных ценностей