СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение экологических задач

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение экологических  задач способствует формированию ответственному отношению к окружающей среде и готовности к активным действиям по ее охране. Задачи могут быть предложены на уроках  математики, биологии, географии, экологии и др., для учащихся с разным уровнем подготовленности и могут быть использованных в работе факультативов, кружков.

Просмотр содержимого документа
«Решение экологических задач»

Бикмухаметова Голниса Рифатовна, учитель математики МБОУ «Ныртинская средняя школа» Кукморского муниципального района РТ

Решение экологических задач способствует формированию ответственному отношению к окружающей среде и готовности к активным действиям по ее охране. Задачи могут быть предложены на уроках математики, биологии, географии, экологии и др., для учащихся с разным уровнем подготовленности и могут быть использованных в работе факультативов, кружков.

Тема: Решение экологических задач (5 класс)

Цели урока:

научить применять знания на практике и действовать в нестандартной ситуации.

видение и понимание экологических проблем местности, и нахождение путей решения этих проблем

Задачи урока:

повторить все действия с натуральными и дробными числами, единицы измерения площади и массы;

применить знания при решении задач экологического содержания;

познакомить учащихся с экологическими проблемами местности.

умения анализировать, размышлять, делать выводы;

развить умение ориентироваться в нестандартной ситуации.

воспитывать экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Экологические проблемы возникли не сегодня. Но в наши дни ситуация резко ухудшилась. Поэтому, обращая пристальное внимание на экологию, человек пытается прежде всего сохранить самого себя. Но, спасая себя, необходимо спасти природу.

Урок расширит круг ваших знаний и вы посмотрите на учебные предметы с иной точки зрения, сделаете определенные расчеты и выводы, необходимые для устойчивого развития и изменения климата.

Леса – это легкие нашей планеты, а чтобы их спасти, надо быть на своей земле разумным хозяином. Влияние человека на лес не только очень сильно, но и чрезвычайно многообразно, в основном он создает препятствия для естественного восстановления деревьев.

Леса – это легкие нашей планеты, а чтобы их спасти, надо быть на своей земле разумным хозяином. Влияние человека на лес не только очень сильно, но и чрезвычайно многообразно, в основном он создает препятствия для естественного восстановления деревьев.

Лес требует много заботы и внимания со стороны человека. Он нуждается в бережном отношении е себе. Основную часть заботы о лесе берут на себя работники лесного хозяйства. Но и мы можем во многом очень помочь сохранить лес.

3.Решение задач

1. За 2010 год в лесах Татарии произошло 168 пожаров. Средняя площадь одного пожара-7,4 га. Какова площадь леса уничтоженного пожарами в 2010 году

Решение:7,4 * 168 =1243 (га)

Ответ: 1243 га-площадь лесов Татарии , уничтоженного пожарами


2.Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник

"
Математика” авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, М: "Мнемозина”, 2012,

и сколько, чтобы издать тираж учебника?

Решение: Размеры одной страницы учебника 14см на 21 см, т.е. площадь равна  14*21=294 см2

В учебнике 284страницы или 142 листа, значит, площадь всех страниц учебника 
   294*142 = 41748 см2     =  4 м2 1748 см2 

В Интернете на сайте Российский экологический центр http://www.rusecocentre.ru  найти какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 м2 бумаги (ответ: на 1000 м2 требуется ¼ га леса)
На 1000 м2 нужно вырубить  ¼ га = 2500м2  деревьев, т.е. в 2,5 раза больше.
Значит, на производство одного учебника требуется
4 м2 1748 см2 * * 2,5 = 10 м2 4370 см2

Тираж учебника 120 000 экземпляров.
На весь тираж требуется  
104 370*120 000 = 12 524 400 000 см2 = 
= 1 252 440м2  леса  = 125 га

3. В разных странах на разовые салфетки, бумажные полотенца ежегодно расходуется 15 млн т бумаги.Из одного взрослого дерева производится 60 кг бумаги. Сколько уничтожается деревьев для изготовления салфеток?

Решение:15000000:60=250000 (деревьев)-уничтожается ежегодно

Ответ: 250000 деревьев.

4. Один ученик нашего класса в процессе учебного года на вес всех бумажных учебных принадлежностей тратит 22 кг бумаги. А весь класс сколько тратят? (12 уч.). Для изготовления бумаги необходимо сколько дерева?

Решение:

22*12=240 кг.

240: 60=4 дерева

5. 60 кг макулатуры сберегает от вырубки 1 дерево. Мы всей школой собирали использованную бумагу, в общей сложности получилось собрать 3660 кг. Этим поступком мы сохранили жизнь сколько деревьев?

Решение: 3660:60=61

6. В нашей школе 1655 г бумаги остается на столах за день после уроков?

Сколько за 210 учебных дней? Если мы всю бумагу сдаем в макулатуру, то за год сохраним сколько деревьев?

Решение:

1655*210=347550 (г) = 347 кг 550г

348:60= 5,8 (почти 6 дерева)

Учитель: Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.

Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они “работают” как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.

7.Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год до 35 тонн пыли, а такой же лиственный лес-в 2 раза больше. Сколько пыли отфильтровывает за год лиственный лес?

Решение:

35*2=70 (т)-отфильтровывает лиственный лес.

8. На берегу реки Камы отдыхает компания туристов. Первый турист оставил после себя 2,54кг мусора, второй турист – на 0,6кг меньше, а третий турист насорил столько, сколько 1-ый и 2-ой вместе.

1) Сколько кг мусора оставила после себя компания туристов? 2)Сколько кг мусора оставят после себя 100 отдыхающих, если за одного отдыхающего взять туриста, который намусорил всех меньше ?

Решение: 1) 2,54-0,6=1,94(кг) – мусора после 2-го туриста.

 2) 2,54+1,94=4,48(кг) – мусора после 3-го туриста.

 3) 2,54+1,94+4,48=8,96(кг) – мусора после трех      туристов

 4) 1,94*100=194(кг) – мусора после ста туристов. (Дети удивляются и делают вывод по экологической проблеме).


Учитель: Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного – бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – это долг каждого человека.

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади!


4.Итог урока:

Итак, мы считаем, что сегодняшний урок стал поучительным и полезным. Цели, поставленные в начале урока достигнуты.

Научились применять математические знания на практике и действовать в нестандартной ситуации.

Рассмотрели и осознали экологические проблемы местности, предложили пути решения этих проблем.


5.Домашнее задание: составить задачу экологического содержания.


Список используемых источников

1. Газета «Первое сентября» №2, 2005г.

2. Газета «Математика в школе» №4, 2005г.

3. Математика. 5 класс. авторы Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.,2010г.

4. Моисеев Н. «Экология человечества глазами математика». М., Молодая гвардия, 1996г.

5. Миркин Б.М., Наумова А.Г. Экология России. – М.: просвещение, 1996.

6. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!