Бикмухаметова Голниса Рифатовна, учитель математики МБОУ «Ныртинская средняя школа» Кукморского муниципального района РТ
Решение экологических задач способствует формированию ответственному отношению к окружающей среде и готовности к активным действиям по ее охране. Задачи могут быть предложены на уроках математики, биологии, географии, экологии и др., для учащихся с разным уровнем подготовленности и могут быть использованных в работе факультативов, кружков.
Тема: Решение экологических задач (5 класс)
Цели урока:
научить применять знания на практике и действовать в нестандартной ситуации.
видение и понимание экологических проблем местности, и нахождение путей решения этих проблем
Задачи урока:
повторить все действия с натуральными и дробными числами, единицы измерения площади и массы;
применить знания при решении задач экологического содержания;
познакомить учащихся с экологическими проблемами местности.
умения анализировать, размышлять, делать выводы;
развить умение ориентироваться в нестандартной ситуации.
воспитывать экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Экологические проблемы возникли не сегодня. Но в наши дни ситуация резко ухудшилась. Поэтому, обращая пристальное внимание на экологию, человек пытается прежде всего сохранить самого себя. Но, спасая себя, необходимо спасти природу.
Урок расширит круг ваших знаний и вы посмотрите на учебные предметы с иной точки зрения, сделаете определенные расчеты и выводы, необходимые для устойчивого развития и изменения климата.
Леса – это легкие нашей планеты, а чтобы их спасти, надо быть на своей земле разумным хозяином. Влияние человека на лес не только очень сильно, но и чрезвычайно многообразно, в основном он создает препятствия для естественного восстановления деревьев.
Леса – это легкие нашей планеты, а чтобы их спасти, надо быть на своей земле разумным хозяином. Влияние человека на лес не только очень сильно, но и чрезвычайно многообразно, в основном он создает препятствия для естественного восстановления деревьев.
Лес требует много заботы и внимания со стороны человека. Он нуждается в бережном отношении е себе. Основную часть заботы о лесе берут на себя работники лесного хозяйства. Но и мы можем во многом очень помочь сохранить лес.
3.Решение задач
1. За 2010 год в лесах Татарии произошло 168 пожаров. Средняя площадь одного пожара-7,4 га. Какова площадь леса уничтоженного пожарами в 2010 году
Решение:7,4 * 168 =1243 (га)
Ответ: 1243 га-площадь лесов Татарии , уничтоженного пожарами
2.Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник
"Математика” авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, М: "Мнемозина”, 2012,
и сколько, чтобы издать тираж учебника?
Решение: Размеры одной страницы учебника 14см на 21 см, т.е. площадь равна 14*21=294 см2
В учебнике 284страницы или 142 листа, значит, площадь всех страниц учебника
294*142 = 41748 см2 = 4 м2 1748 см2
В Интернете на сайте Российский экологический центр http://www.rusecocentre.ru найти какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 м2 бумаги (ответ: на 1000 м2 требуется ¼ га леса)
На 1000 м2 нужно вырубить ¼ га = 2500м2 деревьев, т.е. в 2,5 раза больше.
Значит, на производство одного учебника требуется
4 м2 1748 см2 * * 2,5 = 10 м2 4370 см2
Тираж учебника 120 000 экземпляров.
На весь тираж требуется
104 370*120 000 = 12 524 400 000 см2 =
= 1 252 440м2 леса = 125 га
3. В разных странах на разовые салфетки, бумажные полотенца ежегодно расходуется 15 млн т бумаги.Из одного взрослого дерева производится 60 кг бумаги. Сколько уничтожается деревьев для изготовления салфеток?
Решение:15000000:60=250000 (деревьев)-уничтожается ежегодно
Ответ: 250000 деревьев.
4. Один ученик нашего класса в процессе учебного года на вес всех бумажных учебных принадлежностей тратит 22 кг бумаги. А весь класс сколько тратят? (12 уч.). Для изготовления бумаги необходимо сколько дерева?
Решение:
22*12=240 кг.
240: 60=4 дерева
5. 60 кг макулатуры сберегает от вырубки 1 дерево. Мы всей школой собирали использованную бумагу, в общей сложности получилось собрать 3660 кг. Этим поступком мы сохранили жизнь сколько деревьев?
Решение: 3660:60=61
6. В нашей школе 1655 г бумаги остается на столах за день после уроков?
Сколько за 210 учебных дней? Если мы всю бумагу сдаем в макулатуру, то за год сохраним сколько деревьев?
Решение:
1655*210=347550 (г) = 347 кг 550г
348:60= 5,8 (почти 6 дерева)
Учитель: Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.
Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они “работают” как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.
7.Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год до 35 тонн пыли, а такой же лиственный лес-в 2 раза больше. Сколько пыли отфильтровывает за год лиственный лес?
Решение:
35*2=70 (т)-отфильтровывает лиственный лес.
8. На берегу реки Камы отдыхает компания туристов. Первый турист оставил после себя 2,54кг мусора, второй турист – на 0,6кг меньше, а третий турист насорил столько, сколько 1-ый и 2-ой вместе.
1) Сколько кг мусора оставила после себя компания туристов? 2)Сколько кг мусора оставят после себя 100 отдыхающих, если за одного отдыхающего взять туриста, который намусорил всех меньше ?
Решение: 1) 2,54-0,6=1,94(кг) – мусора после 2-го туриста.
2) 2,54+1,94=4,48(кг) – мусора после 3-го туриста.
3) 2,54+1,94+4,48=8,96(кг) – мусора после трех туристов
4) 1,94*100=194(кг) – мусора после ста туристов. (Дети удивляются и делают вывод по экологической проблеме).
Учитель: Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного – бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – это долг каждого человека.
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади!
4.Итог урока:
Итак, мы считаем, что сегодняшний урок стал поучительным и полезным. Цели, поставленные в начале урока достигнуты.
Научились применять математические знания на практике и действовать в нестандартной ситуации.
Рассмотрели и осознали экологические проблемы местности, предложили пути решения этих проблем.
5.Домашнее задание: составить задачу экологического содержания.
Список используемых источников
1. Газета «Первое сентября» №2, 2005г.
2. Газета «Математика в школе» №4, 2005г.
3. Математика. 5 класс. авторы Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.,2010г.
4. Моисеев Н. «Экология человечества глазами математика». М., Молодая гвардия, 1996г.
5. Миркин Б.М., Наумова А.Г. Экология России. – М.: просвещение, 1996.
6. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994.