СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение профессиональной задачи на этапе апробации новой формы аттестации учителей

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение профессиональной задачи - один из этапов апробации новой формы аттестации учителей, которая проходила по всей России в сентябре 2017 года. Предлагаю свое решение одной из восьми задач, может пригодиться в случае, если этот этап будет оставлен в новой форме аттестации учителей

Просмотр содержимого документа
«Решение профессиональной задачи на этапе апробации новой формы аттестации учителей»

Профессиональная задача №3

  1. 2 года назад я взяла 5 класс. В нем оказалась ученица, которая в силу разных жизненных обстоятельств была оставлена взрослыми один на один со своими внутренними природными задатками и оказалась по уровню развития ниже своих способностей. У нее наблюдалось нарушение личностного развития в мотивационной, операционной и психосоматической сферах, педагогически запущенная, уровень обученности несоизмерим со стандартной оценкой, из неблагополучной семьи. Как сделать этого ребенка любознательным, каковы пути его интеллектуального развития и возможно ли изменить ситуацию в пользу ребенка? Какие условия необходимы для развития психических процессов, как сделать, чтобы ребенку были доступны математика и другие предметы?… Все это натолкнуло меня на идею создания таких условий, когда ребенку было бы комфортно, интересно на уроках математики. Учеба была бы в радость.

В результате была определена конкретная задача: Составить программу индивидуального сопровождения ученика в процессе изучения математики в урочное и внеурочное время. Цель программы: скорректировать общеучебные умения и навыки с учетом характерологических особенностей ученика и уровнем математических способностей, формировать в процессе обучения математические качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.

  1. Для поиска решения задачи были сформулированы следующие вопросы и предложены действия по поиску ответов:



Таблица шага-задания 2




Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи



Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос


1

Какую технологию использовать для решения задачи?

Вспомнить и оценить знакомые технологии, познакомиться с новыми, выбрать наиболее эффективную

2

Как провести качественную диагностику по всем параметрам?

Найти специальную литературу по диагностике, сравнить и подобрать задания-тесты для оценки ОУУН

3

Как отслеживать динамику изменений?

Составить индивидуальную карту на 5 лет

4

Как строить учебный процесс для ликвидации имеющихся пробелов и своевременного формирования новых умений и навыков?

Отталкиваться от данных “Карты роста” (учет учебных достижений), последовательно отрабатывая каждый из элементов

5

Как оценить эффективность достигнутых результатов?

Проводить анализ результативности учебного процесса по уровню обученности, обучаемости, уровню владения ОУУН в конце каждого учебного года









  1. Для решения задачи была собрана следующая информация



Таблица шага-задания 3




Содержание собираемой информации (о чем?)



Источник этой информации



Метод работы с этой информацией


1

Причины возникновения пробелов в предметных знаниях

Учитель начальных классов, родители

Анализ с целью исключения в дальнейшем негативных факторов

2

Определение уровня актуальных знаний

Методические пособия для проведения контрольно-диагностического среза (КДС)

Проверка, выявление пробелов по темам

3

Мониторинг мыслительных ОУУН

Психологическая литература (тесты)

Проведение, обработка, анализ

4

Диагностика информационных, коммуникационных, организационных ОУУН

Методическая и психологическая литература

Обрабатываю результаты, составляю профиль ОУУН

5

Создание “Карты роста”

Результаты текущих срезовых работ

Обработка результатов, постоянное занесение их в сводную таблицу





  1. Для решения поставленной задачи я выбрала личностно - ориентированное обучение. В течение первых месяцев провела диагностику по таким параметрам: уровень обученности, обучаемость, сформированность общеучебных умений и навыков (ОУУН), характерологические особенности ученика, уровень математических способностей.

Для определения уровня актуальных знаний (АК) провела (до 15 сентября) контрольно-диагностический срез (КДС) по предмету. Измеряла оценками “2”, “3”, “4”, “5”. Средний балл обученности класса составил 3,7 балла. Ученица, которая нуждалась в индивидуальном сопровождении, написала входную работу на “2” .Полученные результаты позволили выявить пробелы в знаниях.

Для мониторинга результативности процесса обучения проверяла те ОУУН, которые наиболее эффективны в коррекционной работе:

  1. мыслительные ОУУН (анализ, синтез, аналогия, сравнение, классификация, обобщение и др.);

  2. информационные ОУУН (умение моделировать задачу в виде схемы и наоборот);

  3. коммуникативные ОУУН (умение работать в группе, в паре);

  4. организационные ОУУН (умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму; навыки самопроверки и самооценки)

Уровень сформированности мыслительных ОУУН оценивала в ходе выполнения специальных заданий – тестов. (Приложение 1). Первоначальная диагностика показала, что ученица имеет низкий уровень интеллектуального развития. Очень слабо развито владение мыслительными операциями: обобщение, логика, анализ и синтез, сравнение.

Уровень всех остальных ОУУН (п. 2,3,4) определила путем наблюдения, оценивала их в бальной системе:

0 – навык не сформирован;

1 – навык недостаточно сформирован;

2 – навык сформирован достаточно для учебной деятельности.

Из-за недостаточно хорошо развитых операций мышления ученица не умеет моделировать задачу в виде схемы, таблицы. Навыки работы в паре и в группе не сформированы, не владеет навыками самооценки и самопроверки.

Математические способности определяла с помощью теста Айзенка. По результатам теста девочка была отнесена к категории малоспособных детей, с большим трудом достигающих обязательного уровня ЗУН.

Таким образом, на основе всех диагностических данных, составила профиль ОУУН ученицы, выявила те умения и навыки, которые требуют коррекции. Эта информация является базовой для составления программ индивидуальных коррекционных занятий, а также служит основой развития и формирования ОУУН на уроках.

По результатам диагностирования была составлена индивидуальная карта. ( Приложение 2) Она заполняется в течение 5 лет. Включает в себя :

  • характерологические особенности ученика;

  • уровень обученности (актуальный уровень знаний по предмету);

  • уровень обучаемости

  • уровень сформированности ОУУН;

  • программы коррекции и ликвидации пробелов, развития творческих способностей;

  • мониторинг обученности;

  • выводы, задачи и цели на будущий учебный год

Параллельно ведется “Карта роста”. (Приложение 3). Она заполняется совместно с учеником. Это помогает ребенку и учителю в следующем:

  1. Концентрации усилий на главном, т.е. в определении первоочередных задач, порядка и перспективы работы;

  2. Ясности и гласности в совместной работе учителя и ученика, учитель разъясняет учащимся ориентиры в их общей учебной работе;

  3. Создании эталона оценки результатов обучения.

Отталкиваясь от данных таблицы “Карта роста”, я строю учебный процесс как простую последовательность отработки каждого из элементов.

Разные дети требуют разного подхода в обучении. Но осуществить на практике обучение, учитывая индивидуальные особенности ребенка, очень сложно. Поэтому, прежде всего, для организации сопровождения ученицы на уроке я условно выделила в классе несколько групп по уровню развития умственной деятельности. Работа по группам позволила проводить уровневую дифференциацию, вследствие чего, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, учащиеся усваивают материал на уровне своих способностей. Первая группа учащихся с высоким уровнем интеллекта получает задания повышенного уровня сложности. Вторая группа - со средним уровнем способностей, выполняет типовые задания, то, что заложено в образовательном стандарте. Ребенок, которому оказывается индивидуальная сопроводительная помощь, не должен быть изолирован на уроке от остальных обучающихся. В большинстве случаев он включается в состав третьей группы, где дети относительно сравнимы с ним по уровню мыслительной деятельности. И в то время, когда ребята из первой и второй групп выполняют задания, у меня высвобождается время для оказания помощи ученикам третьей группы в выполнении алгоритмических действий с целью достижения ими базовых знаний. Работу с такими детьми строю по принципу восполнения пробелов в знаниях. Очень важно создать для ребенка благоприятную психологическую атмосферу, т.к. только в этом случае возможен прогресс в его развитии. На этом этапе я формирую те умения и навыки, которыми он не владел, воспитываю уверенность в себе, создаю “ситуацию успеха”. Обычно дети демонстрируют негативное отношение к учебе из-за пробелов в знаниях, недостаточной сформированности ОУУН. Поэтому я стараюсь отметить даже самый маленький успех, делая опору на психологический аспект оценки, выраженной устной похвалой: “Очень хорошо!”, “Молодец!”. Это стимулирует детей, они рады своим успехам. Большое внимание уделяю развитию у детей способности к самооценке работы, т.к. самооценка позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослого. При организации групповой работы происходит не только дифференцированное обучение, но и формируются коммуникативные навыки и навыки самооценки, взаимооценки, поскольку после выполнения самостоятельных заданий в группах подвигаю их на взаимопроверку, взаимопомощь. Кроме групповой работы, я постоянно использую работу в парах. Причем обычно дети уже существуют в этих парах вне школы, дружат и общаются, зачастую без учета своих интеллектуальных способностей, особенно 5-7 класс. У друзей проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Поэтому ученики с удовольствием объединяются в такие пары и занимаются в них на уроках, после уроков, даже на переменах (особенно перед проверочными работами). Сильные дети тоже заинтересованы в этой деятельности, т. к. если слабый ученик получил положительную оценку, его «учитель» получает «5» или дополнительный балл. Но особенно интересно наблюдать за тем, с какой важностью и пылом весьма посредственный ученик, который сам совсем недавно овладел каким-нибудь предметным знанием, объясняет это своему, еще менее успешному другу. Потом они вместе буквально бегут ко мне, чтобы показать решение, ждут, затаив дыхание, результата проверки, следят, не отрывая глаз за кивком моей головы после каждого проверенного шага. И в момент вынесения вердикта: ”Все правильно!” радости “учителя” нет предела. В такие минуты почти физически ощущаешь, как растет самооценка этого ученика.

Моя работа со слабоуспевающим учеником на уроке сводится не только к коррекции и устранению пробелов в знаниях, но и к общему личностному развитию ребенка. И для этого использую активные методы обучения, которые вызывают у детей неподдельный интерес, воспитывают положительное эмоциональное отношение к уроку.

Так же при планировании урока важно заранее определить, какие психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление) будут развиваться в ходе урока. Одной из основных целей математики является развитие логического и алгоритмического мышления, способности к абстрагированию, формированию силы, гибкости, критичности и других свойств мышления. Эти качества мышления сами по себе не связаны с каким-либо математическим содержанием, но обучение математике ориентировано не столько на собственно математическое образование, сколько на образование с помощью математики.

Для развития мыслительных операций использую занимательные задачи (задачи “на соображение”, “на догадку”, головоломки, нестандартные, логические, творческие задачи) в качестве дополнительного, вспомогательного средства для тренинга мышления и формирования элементов творческой деятельности. Степень их сложности различна и позволяет индивидуально подобрать такие задачи для учеников с любыми способностями.(Приложение 4).

В целом можно выделить следующие приемы педагогической поддержки слабоуспевающих учеников на уроке :
В процессе контроля за подготовленностью ученика:
создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
предложения ученику примерного плана ответа;
разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. 
При изложении нового материала:
применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
В ходе самостоятельной работы на уроке:
разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание;
напоминание приема и способа выполнения задания;
указание на необходимость актуализировать правило;
ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;
инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;

стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
более тщательный, пошаговый контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.


Работа учителя с данными учениками обычно сводится к проведению индивидуальных и дополнительных занятий, путем многократных повторений, тем самым создается дополнительная нагрузка на ученика. Так и я пыталась построить свою работу. Но заметила, что, проводя только индивидуальные послеурочные занятия, добиться успеха практически невозможно. Ребенок устает, выполняет задание механически, у него порождаются негативные чувства, эмоции, закрепляется чувство неуверенности в своих возможностях. Такие занятия, разумеется, нужны. Но самое главное – это грамотное включение ребенка в посильную активную деятельность на уроке.

В работе с такими детьми я опираюсь на правила:

  • не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа или решения, давать больше времени на обдумывание.

  • нельзя давать для усвоения большой, разнообразный, сложный материал, нужно давать их постепенно, по мере усвоения.

  • путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в стрессовых ситуациях написания контрольных и самостоятельных работ и т. д.

  • следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

  • следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.



5. На мой взгляд, эффективность программы индивидуального сопровождения обучающегося может быть оценена в результате анализа динамики индивидуальных достижений ученика. Комплексный анализ результативности учебного процесса показал динамику роста уровня обученности, обучаемости, уровня владения ОУУН и соответствие приемов, методов, технологий обеспечения условий для развития и социализации обучающегося. Положительную динамику можно наблюдать как по индивидуальной карте достижений (Приложение 2), так и по “Карте роста” предметных умений. (Приложение 3). Кроме этого, мне кажется показательным повышение самооценки обучающегося на начало и конец учебного года. (Приложение 5).

6. Выбранная мной для решения задачи технология личностно-ориентированного обучения, на мой взгляд, нацелена на достижение результатов в обучении, исходя из индивидуальных особенностей ребенка. А так же личностно-ориентированная система обучения побуждает не только к передаче определенной суммы знаний от учителя к ученику, но и развивает ученика как активную личность, способную добывать и применять знания в нестандартных ситуациях.

Таким образом, личностно ориентированное обучение позволяет:

  • добиться повышения познавательного интереса;

  • ввести в систему индивидуальную работу с учащимися;

  • повысить качество знаний учащихся;

  • ориентировать учебный процесс на достижение обязательных результатов обучения, сделать обучение успешным для каждого ученика;

  • значительно четче увидеть пробелы в знаниях ребенка и своевременно их ликвидировать;

  • повысить уровень учебной мотивации;

  • создать психологический комфорт на уроке и для ученика, и для учителя.


7. Как мне кажется, использовать проведение диагностики по таким параметрам, как уровень обученности, обучаемость, сформированность общеучебных умений и навыков, составление индивидуальной карты достижений и “Карты роста” учитель может в каждом 5 классе, когда берет его на обучение. Это позволит оценить динамику результатов обучения и личных достижений. Кроме того, весьма продуктивной формой работы на уроке мне представляется работа по группам, которая позволяет в любом классе проводить уровневую дифференциацию, вследствие чего обучающиеся осваивают материал на уровне своих способностей.


8. В процессе подготовки и реализации предложенного решения в целях исключения нарушения этических норм педагогу следует предпринять следующие действия:


Таблица шага-задания 8

Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи

Этические нормы и/или права, которые могут быть нарушены

1

Беседа с родителями о причинах возникновения пробелов в знаниях

Вести разговор корректно, стремясь не задеть родительские чувства, не упрекать, а с пониманием выслушивать родительскую точку зрения

2

Проведение диагностики уровня интеллекта учащегося

Если проводится диагностика только одного ученика, а не всего класса, то делать это индивидуально, чтобы избежать насмешек других учеников относительно умственных способностей

3

Распределение учеников на группы в процессе осуществления дифференцированного обучения

Должно осуществляться максимально тактично, чтобы дети не почувствовали себя ущемленными

4

Включение ребенка, нуждающегося в сопровождении в посильную деятельность на уроке

Обязательно включать ребенка в группы, пары, вызывать к доске и т.д., чтобы он чувствовал себя полноценным участником образовательного процесса, а не изгоем

5

Проведение индивидуальных послеурочных занятий

Занятия должны быть системными, но по возможности неутомительными, разнообразных форм, чтобы не создавать перегрузку и не вызывать у ребенка отрицательных эмоций



9. Прогнозирую дальнейший рост положительной динамики успехов своей ученицы из урока в урок, из года в год, в дальнейшем – успешную сдачу государственного экзамена. Надеюсь, что она вырастет самостоятельной, уверенной в своих силах, умеющей продуктивно мыслить. Будет полноправным членом нашего общества. Для меня, как педагога, ее успехи, пусть и небольшие, приносят внутреннюю радость и желание развиваться, самообразовываться, стремиться к тому, чтобы ученики любили мой предмет, с интересом и желанием приходили на мои уроки.



Приложение 1.

Диагностика уровня интеллекта.

Способность классифицировать понятия, предметы, явления.

Эта методика также выявляет умение обобщать, строить обобщение на отвлеченном материале.

Вам даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.

  1. а) прямая, б) ромб, в) прямоугольник, г) квадрат, д) треугольник

  2. а) тонна, б) центнер, в) масса, г) грамм, д) пуд

  3. а) сложение, б) умножение, в) деление, г) слагаемое, д) вычитание

  4. а) цилиндр, б) куб, в) многоугольник, в) шар, г) параллелепипед

  5. а)сантиметр, б) миллиметр, в) дециметр, г) длина, д) километр.


Время выполнения – 3 мин. Если учащиеся выполняют только 2 и менее заданий, то это свидетельствует о том , что у них не сформирована такая мыслительная операция, как классификация.

Аналогия.

Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Необходимо найти четвертое слово.


1) Школа – обучение : больница - ?

а) доктор, б) ученик, в) лечение, г) учреждение, д) больной

2) Слагаемое – сумма : множители - ?

а) разность, б) делитель, в) произведение, г) умножение, д) деление

3) Лучи – угол : отрезки - ?

а) диагональ, б) точка, в) прямоугольник, г) хорда, д) линии

4) Квадрат – площадь : куб - ?

а) сторона, б) перпендикуляр, в) ребро, г) периметр, д) объем

5) Термометр – температура : циферблат - ?

а) минуты, б) секунды, в) время, г) стрелки, д) цифры.


Эта методика направлена на выявление у учащихся умения определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями:

  • причина - следствие,

  • противоположность,

  • род – вид,

  • часть – целое и др.



Детям можно предложить 5 заданий. На выполнение отводится 3 мин. Если выполнено 3 задания – удовлетворительная степень сформированности мыслительной операции.


Методика “Исключение лишнего”


Диагностика способности к обобщению.

Ученикам предлагается ряд математических понятий, чисел, математических выражений. В каждом из заданий пять элементов, четыре из которых обладают общим свойством, а пятый не обладает этим свойством. Ученикам необходимо за 30 секунд исключить элемент, не относящийся к группе других элементов. Эта методика также выявляет умение классифицировать.

1. Делимое, частное, плюс, деление, делитель

2. 11, 3, 5, 18, 7

3. Десять, число, дробь, буква, пятнадцать

4. Точка, отрезок, прямая, уравнение, плоскость

Ученики, которые правильно справляются с заданием, умеют обобщать и классифицировать. Те, кто допустил ошибки, чаще всего не умеют отличать существенные и несущественные признаки, правильно выбрать основание для классификации.

Способность к анализу и синтезу.

Цель: выявить наличие или отсутствие у школьников теоретического анализа и синтеза.


Учащимся предлагаются анаграммы (слова, преобразованные путем перестановки входящих в них букв). Учащиеся должны по данным анаграммам найти исходные слова.


  1. и ч л с о

  2. о к е р ь н

  3. в к д а а р т

  4. е м р т

  5. а р н з с о ь т


Учащиеся в результате выполнения задания разделяются на 2 группы: 1 –я группа – решают каждую задачу, как новую. У них отсутствует теоретический анализ (способность мысленно выделять структуру слова), 2 –я группа – учащиеся быстро находят ответы, обнаружив общее правило: и ч л со – число (две соседних буквы переставлены местами). На эту деятельность и направлен их анализ.

Если 3 задания из 5 предложенных ребенок выполняет – удовлетворительный уровень сформированности мыслительной операции.

Способность сравнивать понятия.

Цель: установить уровень развития у учащихся умения сравнивать предметы, понятия.

Учащимся предъявляются или называются какие – либо 2 предмета либо понятия.

Например,

Книга – тетрадь

Линейка – треугольник

Отрезок – луч

Солнце – луна

Квадрат – куб


Каждый ученик на листе бумаги должен написать черты сходства – слева, а справа – черты различия названных предметов или понятий.

На выполнение задания по одной паре дается 4 минуты. После этого листки собираются.

Обработка полученных результатов:

  • составляется общий список сходства предметов;

  • составляется общий список различий предметов;

  • устанавливается, какую часть из этого списка сумел написать данный конкретный учащийся.



Доля названных учеником черт сходства и различия из общего числа черт в процентах – это уровень развития у детей умения сравнивать. При индивидуальной работе взрослый также должен выполнять задание. Ответы ребенка сравниваются с ответами взрослого.



Приложение 2.

Индивидуальная карта.

Иванова Маша

Характерологические проявления. Меланхоличная, честолюбивая, упорная, серьезная. Иногда склонна к уныло – тревожному настроению. Дружит с немногочисленным кругом детей. Необидчива, но иногда мнительна. Самостоятельна в решениях относительно принципиальных вопросов, но зависима от близких в эмоциональной жизни.

Пути коррекции. Рекомендуется направлять усилия на повышение самооценки, укреплять уверенность в себе.

Обученность

Обучае

мость

Мыслительные

ОУУН (%)

ОУУН

АК

1 ч

2

ч

3 ч

4

ч

год

Сент.

март –

апрель

Анализ и синтез

Сравнение

классификация

Аналогия

Обобщение

Выделение существенного

Логика

Смысловое чтение

Устная речь

Работа с информацией

Умеет работать в группе и в паре

Сам выполняет задания

Умеет сам себя проверить

2,0

3,1

3,0

3

3

3,2

I

I

40

40

60

40

40

60

20

1

1

1

0

0

0



5 класс. Входная контрольная работа – 2,0 балла. Пробелы в знаниях за курс начальной школы. Не знает таблицу умножения “вразнобой ”; недостаточно развиты вычислительные навыки в пределах 100, путает порядок действий в примерах; плохо считает устно; не решает задачи. Не уверенна, сомневается во всем. Объясняемый учителем материал понимает с трудом, нет навыков самостоятельной работы. Плохо развиты такие операции мышления, как анализ и синтез, сравнение, аналогия, обобщение, логика.

Коррекционно – развивающая программа:

  1. Выучить таблицу умножения (сентябрь);

  2. Развивать навыки устного счета (тренажеры);

  3. На уроках создавать “ситуации успеха”, давать адаптационные задания;

  4. Индивидуальные дополнительные занятия по ликвидации пробелов в знаниях;

  5. Постоянный контроль при выполнением любого задания;

  6. Развитие мыслительных операций.



Мониторинг выполнения тематических контрольных работ.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2

2

2

3

2

3

2

3

3

2

2

3

2

3



6 класс. Входная контрольная работа – 3,0. Маша достаточно хорошо стала считать устно, решает примеры по действиям. Но в нестандартных ситуациях теряется. Моделировать задачи не умеет. Не достаточно развито логическое мышление. Во всем сомневается, низкий уровень самостоятельной работы. Уровень обучаемости - I. Выполняет только стандартные задания, решает по определенному алгоритму.

Коррекционно – развивающая программа:

  1. Воспитание самостоятельности;

  2. Развитие и тренинг мыслительных операций;

  3. Индивидуальная работа на уроках и во внеурочное время;

  4. Дифференцированное обучение, учитывая уровень способностей;

  5. Стимулирование, поощрение на уроках.



Обученность

Обучае

мость

Мыслительные

ОУУН (%)

ОУУН

АК

1 ч

2

ч

3 ч

4

ч

год

Сент.

март –

апрель

Анализ и синтез

Сравнение

классификация

Аналогия

Обобщение

Выделение существенного

Логика

Смысловое чтение

Устная речь

Работа с информацией

Умеет работать в группе и в паре

Сам выполняет задания

Умеет сам себя проверить

2,9

3,0

3,0




I

I

40

40

60

40

40

60

20

1

1

1

1

1

1



Мониторинг выполнения тематических контрольных работ.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

3

3

2

3

3

3

2

2

3

3

2

3

3

3



Приложение 3.

Учет достижения учащегося (“Карта роста”).

Фамилия, имя учащегося Иванова Маша

Класс 5 Учебный год 2015/16

Условные обозначения: “О”- отлично, “Х”- хорошо, “П”- посредственно, “Н”- неудовлетворительно, “+”- знаю твердо, “:”-знаю, но иногда ошибаюсь.


1 четв

2 четв

Само

оценка

3 четв

4 четв

Саио

оценка

о

х

п

н

о

х

п

н



о

х

п

н

о

х

п

н



Числа и вычисления





















Выполнение действий с натуральными числами:





















  • сложение



+




+


+



+




+



+


  • вычитание




-



+


+



+




+



+


  • умножение




+



+



:



+




+



:

  • деление




+




+


:



+




+



:

Сравнение:

натуральных чисел



+




+



:



+




+



:

десятичных дробей













+



+



+


обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями













+




+


+


Округление:

натуральных чисел



+




+



:











десятичных дробей













+




+


+


Выполнение действий с десятичными дробями:





















  • сложение













+




+



+

  • вычитание













+




+



+

  • умножение













+




+



:

  • деление













+




+



:

Умножение на разрядную единицу










:



+




+




Деление на разрядную единицу










:




+



+



:

Нахождение среднего арифметического













+




+


+


Нахождение:

квадрата числа













+



+



+


куба числа













+



+



+


Использование при вычислениях законов сложения, вычитания, умножения.




+




+


:




+



+



:

Изображение чисел точками на числовом луче



+







:




+



+



:

Решение текстовых задач:

на дроби







+



:








+


:

на проценты


















+


:

Выражения и их преобразования



+




+


+



+




+



+


Составление буквенных выражений по условию задачи




+




+


:



+




+




Нахождение значения буквенного выражения при заданном значении букв.




+



+



:



+




+




Использование законов арифметических действий для упрощения буквенных выражений



+




+


+



+




+



+


Уравнения





















Решение уравнений с использованием правила нахождения:





















  • неизвестного слагаемого


+




+



+



+




+



+


    • неизвестного уменьшаемого


+




+



+



+




+



+


    • неизвестного вычитаемого



+




+



:



+




+


+


    • неизвестного делимого


+




+



+



+




+



+


    • неизвестного делителя



+




+



:



+




+


+


Решение уравнений с использованием правил упрощения выражений




+



+



:



+




+


+


Составлять уравнение по условию задачи.








+






+



+




Геометрические фигуры





















Измерение геометрических фигур.





















Распознавание и изображение:





















  • отрезка


+







+




+






+


  • луча


+







+




+






+


  • прямой


+







+




+






+


  • угла острого, прямого и тупого


+











+






+


  • треугольника


+








:



+






+


  • прямоугольника, квадрата


+








:



+







:

Измерение:

длины отрезка


+



















градусной меры угла

















+



:

Вычисление периметра:

прямоугольника



+



+







+




+




квадрата



+



+















Вычисление площади:

прямоугольника



+



+















квадрата



+



+











+


+


Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда






+


+









+


+


Построение:

отрезка заданной длины


+



















угла заданной величины

















+






Приложение 4.

Упражнения на развитие творческих способностей.


Анализ отношений.

  1. Величина, количество, цифра, счет, номер.

Слово – буква.

Натуральное число - ?

  1. Координата, начало, единичный отрезок, направление, шкала

Мороженое – порция.

Координатный луч - ?

  1. Разность, умножение, произведение, деление, частное.

Слагаемое – сумма.

Множитель - ?

  1. Шкала, сантиметр, прямая, длина, деления.

Весы – масса.

Линейка - ?

  1. Минуты, секунды, время, стрелки, цифры.

Термометр – температура.

Циферблат - ?


Классификация.

  1. Даны числа:

12, 0, 15, 1, 8, 5, 2, 3, 44.

Распределите их по следующим признакам:

  • Однозначные числа

  • Натуральные числа в порядке возрастания

  • Целые числа

  • Цифры


  1. В каждом из четырех данных ниже списков подчеркните лишнее слово.

    • Отрезок, прямая, луч, треугольник, фигура, квадрат.

    • Сантиметр, миллиметр, дециметр, длина, метр.

    • Тонна, центнер, масса, грамм, пуд.

    • Треугольник, прямоугольник, многоугольник, квадрат, пятиугольник.


  1. Дан ряд чисел. Укажите, по какому правилу составлен ряд чисел, и продолжите его еще на три числа в соответствии с этим правилом.

1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, …

  1. Из данных ниже дробей укажите лишнюю:

а)

б)



Развитие внимания.

  1. Найти ошибку.

а) 3,2 + 8,=4,0; б) 16,6 – 5,16,1; в) 21,7 – 3 =21,4;

г) 29 + 7,1 = 100; д) 25,16 + 0,4 = 25,56; е) 0,1 – 0,034 = 0,035.


Задачи на сравнение.

  1. Что общего в этих фигурах и в чем их различие?





а) б)

  1. В чем сходство и в чем различие геометрических фигур?




  1. Какая их фигур лишняя и чем она отличается.



Развитие воображения.

Задачи со спичками.



Переложите две спички так, чтобы

корова смотрела в в обратную сторону









Провоцирующие задачи.

  1. Задачи, побуждающие к выбору неверного способа решения.

    • Тройка лошадей проскакала 15 км. Сколько километров проскакала каждая лошадь?

    • У палки 2 конца. Если один из них отпилить, сколько концов получится?

    • У куба 8 вершин, если одну из них отпилить, сколько вершин будет?

    • Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней?


  1. Задачи, вводящие в заблуждение из – за неоднозначности словесных оборотов, буквенных и числовых выражение.

    • Чему равно: 2 в квадрате? 3 в квадрате? 5 в квадрате? Угол в квадрате?

    • Как можно истолковать равенства: 8 + 9 =5, 3 – 5 =10.

    • На листке бумаги написано число 606. Какое действие нужно совершить, чтобы увеличить его в полтора раза?



Приложение 5.

Лист самооценки ученика (на начало и конец учебного года)


Критерии

Очень хорошо

А

Хорошо

В

Плохо

 

С

Очень плохо



D

 Люблю учиться



+


Я работаю, отвечаю  на уроке




+

Чувствую себя на уроке



+


Пишу в тетради



+


На уроке я запоминаю



+


Мое поведение на уроке


+





Критерии

Очень хорошо

А

Хорошо

В

Плохо

 

С

Очень плохо



D

 Люблю учиться


+



Я работаю, отвечаю  на уроке


+



Чувствую себя на уроке

+




Пишу в тетради


+



На уроке я запоминаю



+


Мое поведение на уроке


+





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!