Организационный момент. Цель: подготовка учащихся к предстоящей работе. Цель: познакомить учащихся с картинами русских художников (И. Левитана, В. Серова) | - Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть! Проверьте , все ли у вас готово к уроку? Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нём говорится? (читает стихотворении) «Осень-швея» - Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала, Ей осень лоскутное шьет одеяло. Листок аккуратно к листку пришивает Сосновой иголкой стежок подгоняет. Листочки на выбор - любой пригодится. Вот рядом с багровым лиловый ложится, Хоть очень по вкусу швее золотистый, Сгодится и бурый, и даже пятнистый. Скрепляет их бережно нить паутины. Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины! – Какие замечательные слова поэтесса подобрала для осени! -Сегодня на уроке мы продолжим любоваться красотой осенней природы. - Сколько прекрасных картин и стихов создано поэтами и художниками! Многие картины и рисунки вы уже видели, учились описывать их, определять настроения и характер. ( ученик рассказывает стихотворение А. С. Пушкина « Унылая пора! очей очарованье!). - Какие изменения произошли осенью в жизни растений? -Чем деревья отличаются друг от друга? - На экскурсии мы наблюдали за осенней природой. Какие впечатления у вас остались от экскурсии? – Каждый из нас воспринимает окружающий мир по- своему. В картинах художники по-разному выразили свое отношение к красоте осенней природы: солнечной и радостной предстает она перед нами в картине И. Левитана ( учитель показывает репродукцию картины И. Левитана « Золотая осень» – Какие чувства у вас возникают, когда вы видите эту картину? – Объясните, почему? - Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину? – Что изобразил художник? – А вот еще одна репродукция картины. (учитель показывает репродукцию картины В.А .Серова « Октябрь. Домотканово») – Чем отличается работа В.А. Серова « Октябрь. Домотканово» от картины И.И. Левитана « Золотая осень»? (ответы детей) – Что изобразил автор на этой картине? – Не только стихи и картины показывают нам всю красоту нашей природы, но и музыка пронизана любовью к родной природе. – Какое настроение передает прослушанная вами музыка? - О чем вам рассказала эта мелодия? - С помощью каких красок художники смогли передать свое настроение в картинах видеоролика? ( ответы детей). – Если бы можно было нарисовать музыку, какие бы цвета вы использовали? Почему? | Проверяют готовность своего рабочего места. Внимательно слушают стихотворение и отвечают на вопросы учителя. Дети делятся своими впечатлениями, описывают, какую окраску приобрела листва на кленах, березе, осинах и других деревьев; описывают, как меняется картина осени, когда тучи закрывают небо и ветер срывает листья с ветвей и гонит их по земле. Слушают стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора», отвечают на вопросы учителя. Учащиеся рассматривают репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень», отвечают на вопросы учителя. Ребята рассматривают картину В.А. Серова «Октябрь» и обращают внимание на красоту природы изображенную художником, на яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых отражена эта красота. Учащиеся просматривают видеоролик под музыку А.Вивальди « Времена года» - «Осень»). Ребята отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, владение монологической и диалогической формами речи; Личностные: знать основные моральные нормы поведения; Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Регулятивные: развиваются умения контролировать и давать оценку своим действиям. Познавательные: формировать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Регулятивные: развиваются умения контролировать и давать оценку своим действиям. Познавательные: формировать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. |
Сообщение новой темы урока, постановка целей и задач урока. Цель: научить детей определять тему урока, цель и учебные задачи, создать мотивацию к учебному действию. | – А теперь придумайте картины осенней природы, в которых вы покажете красоту этого времени года. - Какие картины вы придумали? ( ответы детей). -Определите тему нашего урока? - Тема нашего урока «Рисование на тему в гостях у осени» | Учащиеся работают по рядам. Дети отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: формирование умений постановки учебной задачи, на основе того, что уже известно и усвоено учащимися. |
Подготовка к предстоящей работе. Цель: определить этапы выполнения работы. Цель: объяснить этапы выполнения рисунка и закрепить их на образцах. | – Молодцы. Вы хорошо поработали в устных зарисовках. А сейчас мы будем передавать свое осеннее настроение на лист бумаги. - Рисование на тему мы должны вести в определенной последовательности. а) Если вы хотите изобразить на земле много предметов, то лист бумаги располагайте по горизонтали. б) Сначала надо отделить небо от земли - провести линию горизонта. в) Ближние деревья надо рисовать крупнее, а дальние меньше. Основания близких деревьев выполняем ниже, а удаленных располагаем выше. При этом те деревья, которые находятся впереди, могут закрывать дальние объекты. - В изобразительном искусстве художественные образы, настроения передаются с помощью линий, красок. ( перед выполнением рисунка в цвете учитель показывает краски и называет главные из них - красную, желтую, синюю). -Почему эти краски главные? (учитель демонстрирует на листе бумаги, как от смешения красной и синей красок получается фиолетовый цвет, от смешения желтой и синей – зеленый и т.д.). - Сравните эти цвета с цветом неба, воды, травы, деревьев, домов. - Назовите ваш любимый цвет. Какие чувства он вызывает? - Выполнение работы начинаем с заливки голубым цветом неба. Чем ближе к земле, тем оно будет светлее. Чтобы небо было равномерно закрашено, надо выполнять его горизонтальными мазками. Оставляйте не закрашенными стволы деревьев и самые толстые ветки. Нельзя оставлять белую полоску между небом и землей. - А сейчас, посмотрите, как с помощью цвета мы будем обозначать землю. Для этого берем коричневую, желтую или зеленую краску. -Для выполнения дальнего плана добавляю в зеленый цвет чуть синего цвета, получается холодный оттенок. Для окраски переднего плана добавляю в зеленую краску цвет охры, тогда за счет этого оттенка земля кажется к нам ближе. ( после просыхания фона учащиеся пишут деревья сразу кистью без предварительного прорисовывания карандашом). (учитель объясняет, как надо писать кистью, чтобы было понятно, какие это деревья и что одни из них расположены ближе, другие дальше). - Сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев. Делаем это быстрыми движениями снизу вверх, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а к верху уже. - Потом рисуем ветки так, чтобы некоторые ветки загораживали другие, как это наблюдается в природе. - Цвет стволов пишем широкими мазками кисти. - Потом легкими плавными линиями намечаем ветки, веточки и листву на деревьях. При этом используем еще один вид работы - метод примакивания кисти к бумаге. - И, наконец, уточняем детали. Прописываем тонкой кистью мелкие детали. Рисунок закончен. | Учащиеся снова вспоминают свои наблюдения и стараются передать их в рисунке кистью и красками. Учитель обращает внимание детей на то, чтобы учащиеся постоянно думали о соотношении холодных и теплых цветов и учились передавать эту разницу в своих рисунках Ребята внимательно слушают и отвечают на вопросы учителя. | Личностные: формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Познавательные: формирование умений поиска и выделения необходимой информации, самостоятельное решение проблем творческого характера. Коммуникативные: формировать умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие. Познавательные: формирование умений поиска и выделения необходимой информации, самостоятельное решение проблем творческого характера. Коммуникативные: формировать умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие. |
Подведение итога урока, оценка, рефлексия. Цель: уметь анализировать свою работу. Уборка рабочих мест. Цель: закреплять навыки содержания в чистоте своего рабочего места. | -Ребята, посмотрите, какие рисунки у вас получились. а) Выставка работ учащихся. б) Обобщение материала, изученного на уроке. – С какими замечательными произведениями вы сегодня познакомились? - Что является главным в этих произведениях? - Любовь к родной природе - главный источник вдохновения у русских художников. Сегодня мы немного прикоснулись к прекрасному. - Что вам понравилось, запомнилось? - Ребята, давайте наведем порядок на своих рабочих местах, приготовимся к следующему уроку. | Ребята рассматривают получившиеся рисунки, анализируют их под руководством учителя, вспоминают произведения русских художников, отвечают на вопросы учителя. Дети наводят порядок на своих рабочих местах. | Личностные: формировать умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие. Регулятивные: развиваются умения контролировать и давать оценку своим действиям. |