СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рисунок. конструктивный анализ формы фруктов и овощей.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

РИСУНОК. КОНСТРУКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМЫ ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ.

Просмотр содержимого документа
«Рисунок. конструктивный анализ формы фруктов и овощей.»







РИСУНОК. КОНСТРУКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМЫ ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ.



Муляжи овощей и фруктов — наиболее распространенный эле­мент учебных натюрмортов. Преимущество хорошо изготовленных муляжей очевидно, так как они при бережном использовании практически не деформируются, не теряют цвета и материальности.

Рисование отдельных овощей и фруктов, а также образованных из них групп (два-три предмета) очень полезно, поскольку каждый из них имеет свою форму, размер, цвет и фактуру.

Приступая к выполнению задания, необходимо увидеть натуру целиком, почувствовать ее характерные особенности и прежде всего большую форму. Рисовальщик, недостаточно подготовленный к конструктивному анализу, воспринимает не основные признаки формы предмета (его объем и пропорции), положение его в прост­ранстве, а пытается срисовать предмет по частям, начиная с вто­ростепенных деталей. В таких случаях, как правило, не удается собрать детали в единое целое.

Рисунок овощей и фруктов — прекрасное упражнение, помога­ющее научиться выражать объем интересных и разнообразных предметов и их тональное и материальное отличие. Вначале в качестве моделей лучше использовать достаточно крупные предметы с характерными признаками (репу, кабачки, баклажаны, огурцы, помидоры, свеклу, фанаты, дыни, яблоки, груши и т.д.). После того как появился опыт, можно приступить к рисованию и более слож­ных предметов, таких, как гроздь винограда, связки репчатого лука, чеснока и др.

Изображаемые предметы надо расположить на предметной плоскости, которая находится ниже горизонта, и хорошо осветить верхним боковым светом. Контрастный свет лучше выявит форму предметов.

В зависимости от задания — несколько одиночных предметов на одном листе или группа объединенных вместе предметов, разных по форме и размерам, подбирают формат листа бумаги и определяют

его положение на мольберте (по горизонтали или по вертикали). Теперь надо композиционно разместить изображаемые предметы на основном листе бумаги. Легкими штрихами намечают ком­позиционно и общую форму предметов (несколько предметов объединяют по крайним точкам в единую группу). Компоновка и последовательность работы обычные.

Сложные по форме предметы надо представить себе как простую геометрическую форму (например, тело груши состоит из шарооб­разной широкой, мясистой части и конусообразной, сужающейся). Такой подход, в основе которого лежит сознательное упрощение формы и подведение ее к простейшей геометрической, помогает увидеть большую форму в сложных предметах, однако он не должен приводить к схематизации натуры. Наша задача—при помощи линейно-конструктивного построения формы облегчить выражение объема светотенью, тоном и штрихом, добиваясь передачи материальности и фактуры предмета. Чтобы убедительно передать форму предмета, надо развить в себе умение разложить предмет на плоскости и уметь видеть эти плоскости даже на предметах округлой формы. Например, яблоко близко к шару, но не имеет абсолютно круглой формы. Идеально круглые предметы (шарикоподшипники, бильярдные шары) отличаются от живой и потому асимметричной формы, в данном случае яблока. На яблоке легче увидеть повороты поверхностей (или пересечение плоскостей): верхнюю, переднюю, боковые, нижнюю и др. (рис. 59). Необходимо приучить себя находить на округлой форме предметов пересекающиеся плоскости, образующие ее объем. В дальнейшем этот способ рисования помо­жет при изображении сложной формы головы и фигуры человека. Легче перейти от разобранной по плоскостям формы и потом округлить ее, чем придать вялой форме энергию. Пересечение плоскостей поможет верно определить границы света и тени, полу­тонов, найти место блика и рефлексов.

В рисунке овощей и фруктов следует строить не только собст­венные, но и падающие тени, которые помогут подчеркнуть поло­жение предмета в пространстве. 74

В рисунке с натуры следует стремиться правильно построить и передать форму предмета, отработать технические приемы рисования, но все свое внимание направить на яркое, убедительное воспроизведение образа предмета, на отношение к нему.

Контрольные вопросы

1. С помощью каких приемов можно выразить объем, материальность и фактуру овощей и фруктов? 2. Что такое «обрубовочный рисунок»?

Домашнее задание: нарисовать с натуры отдельные овощи и фрукты по стадиям (общая форма, конструкция, обрубовка, светотень).
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!