Групповое логопедическое занятие
Тема: Род имен существительных
Цели урока:
Образовательная. Повторение изученных грамматических признаков имени существительного и знакомство с новым грамматическим признаком.
Упражнение учащихся в определении рода существительных с опорой на слова-помощники. Формирование умения подбирать по смыслу два предложения, объединяя их в маленький текст.
Коррекционно – развивающая. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Эмоциональное развитие учащихся: умение различать в представленной ситуации серьезное и смешное содержание; находить в игровой ситуации учебное задание.
Воспитательная. Воспитывать интерес к занятию.
Оборудование: презентация к уроку «Род имён существительных»; карточки для индивидуальной работы, дидактическая игра «Собери цветочек», цветные карандаши.
Ход урока
1.Подготовка к восприятию новой темы.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Предлагаю улыбнуться
И в работу окунуться.
- Сегодня на уроке мы будем вновь наблюдать, сравнивать, анализировать и откроем ещё одну тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий.
- Откройте тетради, подготовьте их для работы.
1) Работа с рисунком к упражнению.
Молча рассмотрите рисунок.
Если я скажу: «Он», - кого вы покажете на рисунке? Назовите.
- Она?
-Оно?
Знакомство с понятием рода существительных.
1) Определение рода существительных.
Л.: На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы и слова яблоко, вода, мальчик?
Л.: К какой части речи относятся слова, отвечающие на вопросы кто ? что?
Л.: Какой вопрос зададим к слову мальчик? К слову яблоко? Почему?
Л.: Можно ли эти слова изменить по числам?
Л.: Когда мы произносим слово например кошка, мы думаем, что это кот-мальчик или кот-девочка?
Д.: кошка-девочка.
Сегодня мы вспомним еще один признак
существительных. Прочитайте схему.
3. Слуховой диктант с грамматическим заданием.
- Напишите в тетради сокращённые обозначения мужского рода,
женского рода, среднего рода.
м. р. ж. р. ср. р.
- Догадайтесь, что вы будете записывать под этими обозначениями.
- Давайте попробуем это сделать. Я говорю: «Моя сумка». Куда вы запишете существительное сумка?
- Запишите.
• Самостоятельная запись существительных разного рода под
диктовку учителя.
Мой дневник, мое ведро, моя сестра, мое ружьё, мой друг.
• Взаимопроверка выполненной работы: правильное
распределение существительных в три столбика и правописание
слов.
5.Составление мини-текстов из двух предложений.
1) Творческая работа.
- Прочитайте маленький текст из двух предложений. В нем я не
закончила второе предложение. Сделайте это сами.
Запись на доске.
К нам в гости приехал дедушка. Он … Ученики придумывают конец текста.
- Как вы догадались, о ком будет идти речь во втором предложении?
(В первом предложении говорится о дедушке. Значит, он - это
дедушка.)
Записать наиболее удачный вариант текста на доске и в тетрадях.
Подчеркнуть существительное дедушка. Указать род.
- Какое слово подсказало вам род существительного дедушка? (Он.)
2) Логопед называет слова-существительные, дети поднимают соответствующую карточку со словами-помощниками.
Слова: стол, парта, кино, дом, ручка, заяц, зеркало, зайчиха, книга, море, улица, пирог, пирожное, пёс, собака, животное.
Физминутка.
Выполнение движений на внимание.
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись,
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
Игра «Собери цветочек»
Задание: Определи род имён существительных.
Раскрась в соответствии с цветом: мужской род — синим цветом,
женский род — красным цветом,
средний род — зелёным цветом.
доктор | мозоль | малина | зелень | конь |
трость | шампунь | ладонь | документ | сирень |
повидло | пень | тюлень | домик | поле |
деревня | вьюга | береза | соль | чистота |
кольцо | озеро | сердце | перо | дерево |
Задание: Найди в тексте имена существительные и определи их род.
Лесную полянку укрыл пушистый снежок. В уютной квартире под корой спряталась от стужи букашка. В норке лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спит лягушка.
Подведение итогов урока.
- С каким грамматическим признаком имён существительных вы
познакомились?
Какого рода бывают существительные?
Какие слова помогают определить род существительных? (Он, мой и т. д.)
Мужской род (он, мой) |
Мужской род (он, мой) |
Мужской род (он, мой) |
|
Мужской род (он, мой) |
|
Мужской род (он, мой) |
Женский род (она, моя) |
Женский род (она, моя) |
Женский род (она, моя) |
Женский род (она, моя) |
|
Женский род (она, моя) |
Средний род (оно, моё) |
Средний род (оно, моё) |
Средний род (оно, моё) |
Средний род (оно, моё) |
|
Средний род (оно, моё) |
Средний род (оно, моё) |
Определи род имён существительных.
Раскрась в соответствии с цветом:
мужской род — синим цветом,
женский род — красным цветом,
средний род — зелёным цветом.
доктор | мозоль | малина | зелень | конь |
трость | шампунь | ладонь | документ | сирень |
повидло | пень | тюлень | домик | поле |
деревня | вьюга | береза | соль | чистота |
кольцо | озеро | сердце | перо | дерево |
Задание: Спиши, найди в тексте имена существительные и определи их род.
Лесную полянку укрыл пушистый снежок. В уютной квартире под корой спряталась от стужи букашка. В норке лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спит лягушка.
Задание: Спиши, найди в тексте имена существительные и определи их род.
Лесную полянку укрыл пушистый снежок. В уютной квартире под корой спряталась от стужи букашка. В норке лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спит лягушка.
Задание: Спиши, найди в тексте имена существительные и определи их род.
Лесную полянку укрыл пушистый снежок. В уютной квартире под корой спряталась от стужи букашка. В норке лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спит лягушка.
Задание: Спиши, найди в тексте имена существительные и определи их род.
Лесную полянку укрыл пушистый снежок. В уютной квартире под корой спряталась от стужи букашка. В норке лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спит лягушка.
Задание: Спиши, найди в тексте имена существительные и определи их род.
Лесную полянку укрыл пушистый снежок. В уютной квартире под корой спряталась от стужи букашка. В норке лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спит лягушка.
Задание: Спиши, найди в тексте имена существительные и определи их род.
Лесную полянку укрыл пушистый снежок. В уютной квартире под корой спряталась от стужи букашка. В норке лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спит лягушка.