СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Род имён прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, определять род имён прилагательных.

 

Просмотр содержимого документа
«Род имён прилагательных»

Тема: Род имён прилагательных.

Педагогические цели:

Обучающие: сформировать умение определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи;

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.


Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах и группах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач, воспитать чувство красоты, гармонии, бережливое отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, определять род имён прилагательных.

Регулятивные  УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

По форме организации – комбинированный (групповая,парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной Издательства «Просвещение»), интеллект-карт.







Ход урока.

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 2 мин

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь, поприветствуйте гостей, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

- Посмотрите, какой замечательный сегодня день. И, хотя зима ещё сопротивляется весне, пробуждение природы неминуемо. Самое волнующее событие юной весны – появление прекрасных первых цветов. Такие хрупкие и нежные первоцветы смело пробиваются сквозь снег, открывая путь всему живому, и восхищая нас своей красотой.

Какой прекрасный Первоцвет,
Навстречу солнцу потянулся.
Идёт весна, сомнений нет!
И мир для радости проснулся.

Всё оживает понемногу.

Весна идёт! Весне дорогу!

- Первоцветами называют все ранние весенние цветы, но на самом деле - это народное название только одного цветка – примулы. Все цветы, которые появляются, когда ещё не сошел снег, стали называть первоцветами. Весенние цветы (не только первоцветы) будут нас сопровождать весь урок. За активную работу и правильные ответы вместо оценок вы будете получать вот такие нарциссы. Ребята, набравшие наибольшее количество цветов, получат положительные оценки. Желаю вам успехов. Нас ждут великие открытия. Но прежде давайте вспомним материал предыдущего урока.

II. Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос 3 мин 30 сек

У нас в палисаднике

Возле терраски

Растут

Голубые анютины глазки.

- Под лепестками цветов запрятались вопросы. Мне нужны помощники. Поднимите руки, кто из вас родился весной. Выходите к доске. Задавайте вопросы детям. Уточняйте и дополняйте ответы. Нарцисс получит тот, кто правильно ответит.

  1. Что такое имя прилагательное?

  2. С какой частью речи связано прилагательное?

  3. Какую роль выполняют прилагательные в нашей речи?

  4. Какова роль прилагательных в предложении?

  5. Что такое прилагательные-синонимы?

  6. Что такое прилагательные-антонимы?

  7. Что такое омоформы?

- Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете цветы.

2. Игра «Угадай, что на картинке». Ребята дают описание предмета (подснежника), используя только имена прилагательные, а вызванный ученик должен его отгадать.

3. Минутка чистописания (правила культуры письма)

- А сейчас давайте откроем тетради, запишем дату.

- Сегодня повторим соединения в буквосочетаниях ый ая ое

3. Словарная работа (по электронному приложению к учебнику В.П. Канакиной)

Сирень вокруг, сирень над нами… Как будто бы издалека На нас плывут между домами Сиреневые облака. …………………….(В. Товарнов)

- Ребята, назовите орфограмму в слове «сирень». Дайте лексическое значение слову (крупный садовый кустарник с лиловыми или белыми душистыми цветками и крупным соцветием). Найдите это слово в орфографическом словарике стр. 148 учебника. Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

III. Формирование новых умений и понятий.

  1. Формулирование темы урока.

Выполнение задания в электронном приложении к учебнику В.П. Канакиной

Маленькое солнце на моей ладошке, Белая ромашка на зелёной ножке. …………………………….З. Александрова

Задание: Впечатать окончания в именах прилагательных (эстафета).

-Ребята, в каких словах были пропущены буквы? (синее, вечерняя, известное, лёгкий).

- Какой частью речи они являются (имя прилагательное).

- Какая часть слова была неизвестна? (окончание)

- Интуитивно вы верно определили форму прилагательных. Сегодня нам предстоит совершить открытие и узнать, почему в именах прилагательных разные окончания. В этом нам поможет ещё один замечательный первоцвет

Синее небо, синяя река.

И твои сияют синие глаза.

На полянке вырос синенький цветок

Незабудки милой нежный лепесток.

- Посмотрите на экран. Что объединяет все эти словосочетания?

синее небо

синяя река

синий цветок

- Как вы думаете, дети, почему во всех этих словосочетаниях используется одно и то же прилагательное, а окончания у них все разные? (форма прилагательного меняется в зависимости от существительного)

- Чем отличаются эти существительные? (имеют разные грамматические признаки рода - м.р., ж.р., ср.р.).

- Значит, какой вывод можно сделать? (форма прилагательного зависит от рода имени существительного, а окончания прилагательных называются родовыми окончаниями).

- Так какая будет тема нашего урока? (Род имён прилагательных)

Обратите внимание – на доске находится интеллект-карт. Создавая интеллектуальную карту, мы поможем себе анализировать и запоминать новую информацию.

Тема урока – центральное понятие, которое помещается в интеллект-карт.

  1. Постановка проблемы (задач урока)

Итак, в процессе работы мы должны с вами ответить на два вопроса:

- Научиться определять род имён прилагательных.

- Узнать какие родовые окончания имеют прилагательные.

Физкультминутка

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Работа с алгоритмом действий.

- Итак, с какой частью речи согласуется имя прилагательное?

- Определите род и число имени существительного.

- Поставьте вопрос к каждому прилагательному.

- Назовите род имени прилагательного.

- Обозначьте окончание прилагательного.

На интеллект-карте размещаются карточки рассмотренных понятий.

- Какой вывод можно сделать?

- Род имени прилагательного зависит от рода существительного, с которым связано по смыслу.

- Итак, сформулируйте правило.

2. Работа над правилом

Имя прилагательное стоит в том же роде, что и имя существительное.

Работа над правилом в учебнике стр.72 с одновременным прослушиванием правила в электронном приложении к учебнику В.П. Канакиной.

- Скажите, верно ли мы его сформулировали? Молодцы!

- А теперь закройте учебник и попробуйте рассказать его друг другу.

VII. Закрепление нового материала. Организация познавательной деятельности.

1. Тренажер «Помоги лосям» в электронном приложении к учебнику В.П. Канакиной (цепочкой)

1. Работа в группах по таблице изменения имен прилагательных. Проверка таблицы с помощью электронного приложения к учебнику В.П. Канакиной

2. Заполнение интеллект-карт (вопросы и окончания)

-Теперь, ребята, зная родовые окончания, вы легко можете определить род имён прилагательных, обойдя длинную цепочку.

3. Игра «Верю - не верю» (учитель называет прилагательные, правильно или неправильно называя род)

чудесный - ж.р.

замечательная - ср.р.

прекрасное - м.р.

удивительная - ж.р.

великолепный - ср.р.

восхитительное – ср.р

очаровательная –ж.р

бесподобный – м.р.

поразительный – м.р.

4. Выполнение упражнения 124 (1-й столбик у доски, 2-й столбик самостоятельно).

- Прочитайте задание к упражнению 124.

- Спишите словосочетания, выделяя окончания. Определите род имени прилагательного.

4. Дистанционный диктант

Из-под снега пробивается нежный подснежник.

Приятный аромат цветов наполняет воздух.

Кругом слышно радостное пение птиц.

Звонкий ручей поёт свою песенку.

Окружающая природа пробуждается от зимнего сна.


VIII. Итог урока, оценивание знаний учащихся

- Итак, что нового сегодня на уроке вы узнали? (Имя прилагательное изменяется по родам).

- Имя прилагательное в каком числе изменяется по родам? (В единственном числе).

- Как мы можем определить род имени прилагательного? (По существительному).

- Вспомните алгоритм определения рода имени прилагательного.

Домашнее задание.

  1. выучить правило, таблицу стр.72, 73

  2. выполнить упр.128 стр.74 или р.т. стр.47 упр.104

Рефлексия.

- Посмотрите, пожалуйста, какой красивый подснежник у нас получился!

- Кому сегодня было хорошо, комфортно на уроке?

- За что бы ты похвалил себя?

- Кто испытывал трудности? В чем?

- Закончите предложения:

Я знаю …

Я умею …

Я работал с…настроением.

Я…доволен собой.

(Я знаю, что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного. Я умею определять род имени существительного)

-Оцените свою работу на уроке ( прикрепляют солнышко или облако над подснежником)

- Посмотрите, какая красивая композиция у нас получилась благодаря вашей сплоченной, хорошей работе. Молодцы, ребята!

- В конце сегодняшнего урока мне бы хотелось вам пожелать всегда весеннего настроения, солнца в душе и радости от учения. Спасибо всем за отличный урок!


Резерв:

Учитель читает словосочетания сущ. + прилаг. Если имена прилагательные женского рода - хлопают девочки, если мужского рода - хлопают мальчики, среднего рода - тишина.

(Молодой сад, молодое дерево, молодая роща, интересная сказка, интересная книга, интересное стихотворение, горячий чай, горячая плита, горячее молоко, зеленый лук, зеленая трава, зеленое яблоко, дурной сон, чужая собака).



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!