: «Влияние благополучия семьи на личностное развитие подростка».
Цель: обратить внимание родителей на влияние внутрисемейной атмосферы на личностное развитие подростка.
Задачи:
Форма проведения: родительский всеобуч
Цитаты на доске:
У мудрого отца с пеленок.
(Кто думает не так - дурак,
Ребенку и себе он враг!)»
Себастьян Брант, Германия;
«Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями» [Фалес, Греция);
«Родителей всегда почитай наравне с Богом» [Менандр] Греция);
«Воспитывай детей для потомства» [Тацит Публий Корпели, Рим);
«Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть» [Томас Манн, Германия),
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
Добрый вечер, уважаемые родители! Разрешите нашу встречу начать с притчи.
«Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорошим и к полудню они собрались возвращаться домой. Но когда они начали вытаскивать сети, внезапно налетела буря и берега больше не было видно. Также буря не пощадила и их маленький домик: от удара молнии он загорелся, и огонь сжег все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала детям и мужу о постигнувшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!» Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который и указал нам дорогу к берегу».
Свет в окне дома... какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну вот, я и дома!» Раздражение: «Ну что им еще не спится?» Боязнь: «Как бы пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?»
II. Анализ результатов теста «Неоконченное предложение». Итак,
«Свет в окнах моего дома - это...»
«Радость в моей семье - это...»
«Горе в моей семье – это...»
В целом, «семья - это...»ё
(Приводятся ответы детей, при наличии ответов положительно и отрицательно окрашенных подсчитывается их процентное соотношение).
III. Выступление по теме собрания
Сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями. При этом детей в семьях стало мало, они обычно желанные и долгожданные, потому матери и отцу хочется проводить с ними больше времени. В результате родители попадают в сети постоянного цейтнота, недовольства собой и все чаще раздражаются на тех самых детей, ради которых стараются. В современной семье в большинстве случаев главенствующая роль перешла к женщине. Таким образом, требования к обязанностям отца повышаются, и когда мужчина не приобретает или теряет ответственность за семью либо не в состоянии выполнять свои обязанности, семья рушится. И с каждым годом число неполных семей возрастает. Мать, чтобы прокормить своих детей, начинает работать в нескольких предприятиях и у нее практически не хватает времени уделять внимание своим детям.
Известный зарубежный физиолог Ганс Селье считает, что «в семье человек находит защиту от стрессовых ситуаций». Сегодня и всегда главное в семье - теплота в отношениях, особый психологический климат, спокойствие и радость. Необдуманные действия родителей, педагогическая безграмотность, выяснение отношений на глазах у ребенка вызывают нарастание внутреннего конфликта, что в конечном итоге сказывается и на их успеваемости.
Если единственно значимой фигурой для ребенка оказывается мать, то самые незначительные трения в их отношениях могут превратиться в душевную трагедию. Переплетение значимых отношений позволяет ребенку разрешать противоречия, то тут, то там возникающие в его жизни. Конфликт не ведет к тревоге, когда есть множество точек опоры.
Дети много ждут от родителей: защищенности, любви, ласки, примера, опыта, глубокого взаимопонимания.
Кандидат психологических наук Б. Кочубей считает, что в семье ребенок прежде всего получает признание своего человеческого «Я», утверждается как личность, находит круг людей, с которыми может поделиться своими переживаниями, и для развития интеллекта ребенка необходимо, чтобы в его окружении встретились оба типа мышления: мужской и женский. Мужчины, как правило, имеют более высокие математические способности, более развитые способности к пространственной ориентации (что связано с успехами в геометрии), более склонны, размышляя над проблемой, раскладывать все по полочкам, чаще обладают, что называется, «умными руками», и вообще их ум больше направлен на вещи, чем на людей. Женщины, в свою очередь, часто превосходят мужчин в том, что касается владения речью, богатством словаря, умением оперировать понятиями, способностью к быстрому интуитивному реагированию на ситуацию в целом.
Современные гуманитарные науки используют понятие детоцентризма - признания ребенка и родительской любви в качестве высоких нравственных ценностей. Эта позиция показывает, что заботы и интересы взрослых должны быть сосредоточены вокруг нужд ребенка, что позволяет ориентировать семью на повышение социального уровня, формирование родительских чувств, родительского долга. При этом общество признает интересы ребенка приоритетными в жизни семьи. Но, как показывает практика работы с семьей, интересы ребенка не всегда являются главными в семье. Они вступают в конкуренцию с такими ценностями, как личная жизнь родителей, их свободное время, личностный рост и карьера, В то же время, чрезмерная забота о ребенке отрицательно сказывается на составе семьи (она уменьшается за счет детей): стремление соблюдать интересы детей не способствует увеличению их числа в семье, т. к. возрастает необходимость создания для них наилучших условий.
Учитывая важность и значимость семьи для развития человека, постараемся охарактеризовать благополучную семью. Все члены благополучной семьи связаны между собой невидимыми эмоциональными и межличностными связями, которые формируют семейное «Я» человека. Эти связи редко когда оцениваются членами семьи, но значительно ощущаются в тот момент, когда они прерываются. Семейные связи позволяют человеку сохранять свое психологическое благополучие, быть стрессоустойчивым, верить в будущее, чувствовать свою правоту.
В семье складывается внутренняя система оценок, которая позволяет человеку узнавать и создавать представление о себе; любимый он или нежеланный, добрый или злой, красивый или невзрачный, соответствует ли он социальным нормам и требованиям.
Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой отсутствует благо для ребенка. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. - главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
IV. Практическая работа с таблицей
Нравится | Не нравится |
Родители | Дети | Родители | Дети |
| | | |
Родителям предлагается оценить психологический климат семьи, написав, что нравится и что не нравится в семейных отношениях относительно ребенка. Работу можно выполнить в группах. Затем полученные данные нужно внести в таблицу, в которой столбцы «Дети» заполнены на основании ответов «Анкеты по выявлению психологического климата в семье». Анализ заполнения таблицы организуется по вопросам:
V. Подведение итогов
Что такое благодарность? С одной стороны, это ритуал, принятый в человеческом обществе, с другой - чувство благодарности, которое мы испытываем к человеку, сделавшему нам что-то хорошее. Что же важнее: быть благодарным (испытывать чувство) или благодарить (соблюдать ритуал). Психологически важно и то и другое. Человек, произносящий слова благодарности, испытывает радость от того, что ему, например, улыбнулись в от
вет, оттого, что он порадовал кого-то выражением своей признательности Человек, который адресовывает слова благодарности, радуется потому, понимает: его труд оценен, о нем не забыли, ему признательны. Но всегда ли просто произнести это волшебное слово «спасибо»? Оказывается нет, это не просто.
Есть семьи, где ритуал благодарности в повседневной жизни практически не используется. Он возникает лишь в каких-то особых случаях, в день, когда в доме гости, или в праздник. Честно говоря, такая благодарность «по случаю» выглядит весьма неестественно, и ее спокойно изымают из употребления, как только минует особая необходимость. Каждый из нас наблюдал, как в транспорте или в магазине мама напоминает ребенку: «Скажи спасибо!» или: «Что надо сказать?» Ничего удивительного в таком напоминании нет, когда ребенку 2-3 года. А вот если напоминание адресовано 11-летнему подростку, то выглядит оно весьма нелепо. Часто при этом подросток стесняется, краснеет, злится. Конечно, ни о каком чувстве благодарности здесь речи быть и не может. Одна только неловкость и досада.
Что же делать? Может, уже невозможно что-то исправить, раз не сложилась в семье традиция благодарности? Думается, что нет ничего невозможного в человеческих отношениях. Главное - принять и запомнить несколько простых правил:
Все перемены начинайте с себя. Начните делать для других что хотите получить от них.
Не бойтесь просить, чтобы вас поблагодарили, скажите, как вам хочется услышать добрые слова о том, как хорошо вы что-то сделали.
Поймите и примите как факт, что даже очень близкие люди могут не догадываться о том, что для вас важно и необходимо. Мы часто говорим: «Неужели он(а) не понимает, что я...» А он(а) действительно не понимает или не задумывается над этим. Так объясните, ведь это так необходимо вам и им тоже!
Будьте настойчивы и последовательны в своем стремлении к цеди.
Не бойтесь избаловать своих близких словами благодарности и восхищения.
Не огорчайтесь, если стиль общения в вашей семье не будет меняться так быстро, как вам этого хотелось бы.
Чувство уверенности необходимо каждому человеку. Семья источник этого чувства как для ребенка, так и для взрослого
В доброжелательной атмосфере родительского дома воспитывается теплое человеческое чувство. Это доброта, которая прививается разумным сочетанием родительской доброты к ребенку и последовательной, тоже доброй, не жестокой, требовательностью к нему.
Ваш ребенок взрослеет. И вы уже своим примером семейных взаимоотношений, отношением к близким, знакомым, друзьям, другим людям развиваете у него стремление самому делать добро. Учите своих детей сочувствовать и сопереживать, уметь разделить с людьми и радость и горе, защищать добро от зла. Пусть ваши дети узнают, что быть добрым и милосердным - это значит осуществлять любовь к людям не на словах, а на деле. При наличии добрых отношений у людей появляется духовное единение, устанавливается нравственная связь, происходит слияние положительных мыслей, лучших порывов человеческой души. Это означает, что у вас появится больше шансов влиять на развитие именно нравственного поведения вашего ребенка, на его конкретные положительные поступки.