СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание: «Влияние благополучия семьи на личностное развитие подростка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитывая важность и значимость семьи для развития человека, постараемся охарактеризовать благополучную семью. Все члены благополучной семьи связаны между собой невидимыми эмоциональными и межличностными связями, которые формируют семейное «Я» человека. Эти связи редко когда оцениваются членами семьи, но значительно ощущаются в тот момент, когда они прерываются. Семейные связи позволяют человеку сохранять свое психологическое благополучие, быть стрессоустойчивым, верить в будущее, чувствовать свою правоту.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание: «Влияние благополучия семьи на личностное развитие подростка».»

: «Влияние благополучия семьи на личностное развитие подростка».

Цель: обратить внимание родителей на влияние внутрисемейной атмосферы на личностное развитие подростка.

Задачи:

  • проанализировать значение семьи для подростка;

  • актуализировать значимость благополучия внутрисемейной атмосферы.

Форма проведения: родительский всеобуч


Цитаты на доске:

  • «Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» {Феликс Адлер, США);

  • «...Учится ребенок

У мудрого отца с пеленок.

(Кто думает не так - дурак,

Ребенку и себе он враг!)»

Себастьян Брант, Германия;

  • «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями» [Фалес, Греция);

  • «Родителей всегда почитай наравне с Богом» [Менандр] Греция);

  • «Воспитывай детей для потомства» [Тацит Публий Корпели, Рим);

  • «Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть» [Томас Манн, Германия),

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Добрый вечер, уважаемые родители! Разрешите нашу встречу на­чать с притчи.

«Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ло­вить рыбу. Улов был хорошим и к полудню они собрались возвращаться домой. Но когда они начали вытаскивать сети, внезапно налетела буря и берега больше не было видно. Также буря не пощадила и их малень­кий домик: от удара молнии он загорелся, и огонь сжег все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала детям и мужу о постигнувшем их несчастье. Но ры­бак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!» Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтожив­ший наш дом, оказался тем самым светом, который и указал нам дорогу к берегу».

Свет в окне дома... какие чувства он вызывает у наших детей? Ра­дость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну вот, я и дома!» Раздражение: «Ну что им еще не спится?» Боязнь: «Как бы пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?»

II. Анализ результатов теста «Неоконченное предложение». Итак,

  • «Свет в окнах моего дома - это...»

  • «Радость в моей семье - это...»

  • «Горе в моей семье – это...»

  • В целом, «семья - это...»ё

(Приводятся ответы детей, при наличии ответов положительно и отрицательно окрашенных подсчитывается их процентное соотно­шение).

III. Выступление по теме собрания

Сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязан­ностями. При этом детей в семьях стало мало, они обычно желанные и долгожданные, потому матери и отцу хочется проводить с ними боль­ше времени. В результате родители попадают в сети постоянного цейт­нота, недовольства собой и все чаще раздражаются на тех самых детей, ради которых стараются. В современной семье в большинстве случаев главенствующая роль перешла к женщине. Таким образом, требования к обязанностям отца повышаются, и когда мужчина не приобретает или теряет ответственность за семью либо не в состоянии выполнять свои обязанности, семья рушится. И с каждым годом число неполных семей возрастает. Мать, чтобы прокормить своих детей, начинает работать в нескольких предприятиях и у нее практически не хватает времени уделять внимание своим детям.

Известный зарубежный физиолог Ганс Селье считает, что «в семье человек находит защиту от стрессовых ситуаций». Сегодня и всегда глав­ное в семье - теплота в отношениях, особый психологический климат, спокойствие и радость. Необдуманные действия родителей, педаго­гическая безграмотность, выяснение отношений на глазах у ребенка вызывают нарастание внутреннего конфликта, что в конечном итоге сказывается и на их успеваемости.

Если единственно значимой фигурой для ребенка оказывается мать, то самые незначительные трения в их отношениях могут превратиться в душевную трагедию. Переплетение значимых отношений позволяет ребенку разрешать противоречия, то тут, то там возникающие в его жиз­ни. Конфликт не ведет к тревоге, когда есть множество точек опоры.

Дети много ждут от родителей: защищенности, любви, ласки, при­мера, опыта, глубокого взаимопонимания.

Кандидат психологических наук Б. Кочубей считает, что в семье ребенок прежде всего получает признание своего человеческого «Я», утверждается как личность, находит круг людей, с которыми может по­делиться своими переживаниями, и для развития интеллекта ребенка необходимо, чтобы в его окружении встретились оба типа мышления: мужской и женский. Мужчины, как правило, имеют более высокие ма­тематические способности, более развитые способности к пространст­венной ориентации (что связано с успехами в геометрии), более склон­ны, размышляя над проблемой, раскладывать все по полочкам, чаще обладают, что называется, «умными руками», и вообще их ум больше направлен на вещи, чем на людей. Женщины, в свою очередь, часто превосходят мужчин в том, что касается владения речью, богатством словаря, умением оперировать понятиями, способностью к быстрому интуитивному реагированию на ситуацию в целом.

Современные гуманитарные науки используют понятие детоцентризма - признания ребенка и родительской любви в качестве высоких нравственных ценностей. Эта позиция показывает, что заботы и инте­ресы взрослых должны быть сосредоточены вокруг нужд ребенка, что позволяет ориентировать семью на повышение социального уровня, формирование родительских чувств, родительского долга. При этом общество признает интересы ребенка приоритетными в жизни семьи. Но, как показывает практика работы с семьей, интересы ребенка не все­гда являются главными в семье. Они вступают в конкуренцию с такими ценностями, как личная жизнь родителей, их свободное время, лич­ностный рост и карьера, В то же время, чрезмерная забота о ребенке отрицательно сказывается на составе семьи (она уменьшается за счет детей): стремление соблюдать интересы детей не способствует увели­чению их числа в семье, т. к. возрастает необходимость создания для них наилучших условий.

Учитывая важность и значимость семьи для развития человека, постараемся охарактеризовать благополучную семью. Все члены бла­гополучной семьи связаны между собой невидимыми эмоциональными и межличностными связями, которые формируют семейное «Я» челове­ка. Эти связи редко когда оцениваются членами семьи, но значительно ощущаются в тот момент, когда они прерываются. Семейные связи позволяют человеку сохранять свое психологическое благополучие, быть стрессоустойчивым, верить в будущее, чувствовать свою правоту.

В семье складывается внутренняя система оценок, которая позво­ляет человеку узнавать и создавать представление о себе; любимый он или нежеланный, добрый или злой, красивый или невзрачный, соответ­ствует ли он социальным нормам и требованиям.

Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой от­сутствует благо для ребенка. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. - главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных инте­ресов.

IV. Практическая работа с таблицей


Нравится

Не нравится

Родители

Дети

Родители

Дети





Родителям предлагается оценить психологический климат семьи, написав, что нравится и что не нравится в семейных отношениях относи­тельно ребенка. Работу можно выполнить в группах. Затем полученные данные нужно внести в таблицу, в которой столбцы «Дети» заполнены на основании ответов «Анкеты по выявлению психологического климата в семье». Анализ заполнения таблицы организуется по вопросам:

  • Что общего в восприятии психологического климата в семье детьми и родителями?

  • Какие различия взглядов могут устранить родители?

  • Что для этого нужно сделать?

V. Подведение итогов

Что такое благодарность? С одной стороны, это ритуал, принятый в человеческом обществе, с другой - чувство благодарности, которое мы испы­тываем к человеку, сделавшему нам что-то хорошее. Что же важнее: быть благодарным (испытывать чувство) или благодарить (соблюдать ритуал). Психологически важно и то и другое. Человек, произносящий слова благо­дарности, испытывает радость от того, что ему, например, улыбнулись в ответ, оттого, что он порадовал кого-то выражением своей признательности Человек, который адресовывает слова благодарности, радуется потому, понимает: его труд оценен, о нем не забыли, ему признательны. Но всегда ли просто произнести это волшебное слово «спасибо»? Оказывается нет, это не просто.

Есть семьи, где ритуал благодарности в повседневной жизни практически не используется. Он возникает лишь в каких-то особых случаях, в день, когда в доме гости, или в праздник. Честно говоря, такая благодарность «по случаю» выглядит весьма неестественно, и ее спокойно изымают из употребления, как только минует особая необходимость. Каждый из нас наблюдал, как в транспорте или в магазине мама напоминает ребенку: «Скажи спасибо!» или: «Что надо сказать?» Ничего удивительного в таком напоминании нет, когда ребенку 2-3 года. А вот если напоминание адресовано 11-летнему подростку, то выглядит оно весьма нелепо. Часто при этом подросток стесняется, краснеет, злится. Конечно, ни о каком чувстве благодарности здесь речи быть и не может. Одна только неловкость и досада.

Что же делать? Может, уже невозможно что-то исправить, раз не сложилась в семье традиция благодарности? Думается, что нет ничего невозможного в человеческих отношениях. Главное - принять и запомнить несколько простых правил:

  • Все перемены начинайте с себя. Начните делать для других что хотите получить от них.

  • Не бойтесь просить, чтобы вас поблагодарили, скажите, как вам хочется услышать добрые слова о том, как хорошо вы что-то сделали.
    Поймите и примите как факт, что даже очень близкие люди могут не догадываться о том, что для вас важно и необходимо. Мы часто говорим: «Неужели он(а) не понимает, что я...» А он(а) действительно не понимает или не задумывается над этим. Так объясните, ведь это так необходимо вам и им тоже!

  • Будьте настойчивы и последовательны в своем стремлении к цеди.

  • Не бойтесь избаловать своих близких словами благодарности и восхищения.

  • Не огорчайтесь, если стиль общения в вашей семье не будет меняться так быстро, как вам этого хотелось бы.

Чувство уверенности необходимо каждому человеку. Семья источник этого чувства как для ребенка, так и для взрослого

В доброжелательной атмосфере родительского дома воспитывается теплое человеческое чувство. Это доброта, которая прививается разум­ным сочетанием родительской доброты к ребенку и последовательной, тоже доброй, не жестокой, требовательностью к нему.

Ваш ребенок взрослеет. И вы уже своим примером семейных взаимоотношений, отношением к близким, знакомым, друзьям, дру­гим людям развиваете у него стремление самому делать добро. Учите своих детей сочувствовать и сопереживать, уметь разделить с людьми и радость и горе, защищать добро от зла. Пусть ваши дети узнают, что быть добрым и милосердным - это значит осуществлять любовь к лю­дям не на словах, а на деле. При наличии добрых отношений у людей появляется духовное единение, устанавливается нравственная связь, происходит слияние положительных мыслей, лучших порывов челове­ческой души. Это означает, что у вас появится больше шансов влиять на развитие именно нравственного поведения вашего ребенка, на его конкретные положительные поступки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!