СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родовые окончания имен прилагательных

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по теме "Родовые окончания прилагательных" по УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Родовые окончания имен прилагательных»

Урок русского языка по теме "Родовые окончания имен прилагательных" (3-й класс)

Цели:

  • обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном;

  • формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных;

  • развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число;

  • расширять словарный запас детей;

  • развивать внимание и логическое мышление;

  • воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе; учить работать в группах.

Оборудование:

  • таблица ,карточки для самостоятельной работы и групповой работы,

  • предметные картинки, листы контроля.

  • Интерактивная доска, диск

Ход урока

I. Организационный момент.

– Прозвенел для нас звонок, Начинается урок.

Учитель. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Дети.

Я тетрадь сейчас открою,
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

(Дети выполняют соответствующие действия.)

Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами продолжим путешествие по Великой стране Части речи. Мы знаем, что она разделена на отдельные княжества-части, каждое из которых имеет свое название.

– О какой части речи мы продолжим узнавать новое, вы узнаете, прослушав стихотворение.

Я слово ищу, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его……(прилагательным)…

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Лиана читает стихотворение:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

II. Актуализация знаний.

1. Работа в парах.

А что такое имя прилагательное и что вы о нем знаете, вы расскажите друг другу по моей команде, используя карточки-вопросы, которые лежат у вас на столе. На 1, 2, 3 вопрос отвечают ребята I-го варианта, на 4, 5, 6 ребята II-го варианта.

(У детей на партах карточки-вопросы “Что я знаю об имени прилагательном”).

Что я знаю об имени прилагательном”

  1. Что такое прилагательное?

  2. Что обозначает прилагательное?

  3. На какие вопросы отвечает? Примеры.

  4. С какой частью речи связано?

  5. Что образует с существительным?

  6. Какое слово главное, какое зависимое? Примеры.

2. Проверка домашнего задания. (3–4 человека)

Учитель. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные?

Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.

III. Минутка чистописания.

На доске.

АЯ ЯЯ ЫЙ ИЙ ОЙ ОЕ ЕЕ

Учитель. Какие соединения мы сегодня повторяем?

Дети. Это окончания имени прилагательного.

Учитель. Сегодня мы закрепим, когда эти окончания употребляются.

IV. Закрепление знаний

1. Проблемная ситуация. Работа по группам

Сейчас вы, ребята, будете работать по группам. Определитесь, кто у вас в группе будет спонсор знаний, писарь, хранитель времени.

Прикрепите таблички.

Сильный ветер вдруг подул,
Окончания в кучу сдул.
Карточку скорей возьмите
И порядок наведите.

– Вставьте окончания -АЯ -ЯЯ -ЫЙ -ИЙ -ОЙ -ОЕ -ЕЕ в следующие словосочетания, укажите род и число имен прилагательных.

Смешн.. котенок
Сильн.. метель
Светл.. пальто

Красив.. цветок
Вечерн.. заря
Син.. небо

Беленьк.. зайчик

Учитель. Какие окончания вы вставили? (При проверке учитель записывает на доске спорные слова.)

После обсуждения разных вариантов окончаний:

– Почему мы услышали разные варианты окончаний у одних и тех же прилагательных? (Окончания безударные.)

2. Фронтальная беседа.

Итак,

– на какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?

– какие окончания они имеют?

– на какой вопрос отвечают прилагательные женского рода?

– какие окончания они имеют?

– на какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода?

– какие окончания они имеют?

На доске постепенно появляется таблица.

Мужской род
Женский род
Средний род

какой?
какая?
какое?

-ой, -ый, -ий
-ая, -яя
-ое, -ее

– Выделите окончания вопросов и сравните с окончаниями прилагательных.

-Какой вывод можете сделать?

В Ж.р. и Ср.р. окончания совпадают.

– Почему не совпали окончания в М.р.?

(Это окончания-нарушители.)

3. Работа с интерактивной доской

Выполнение тестов

V. Самостоятельная работа

Учебник упр№

2. Физкультминутка.

А сейчас поиграем. Вы под музыку будете передавать мяч. На ком музыка остановится, тот должен будет подобрать к картинке имя прилагательное и назвать окончание.

Звучит песенка “Вместе весело шагать”

3. Упражнения в редактировании словарных слов.

1) Представьте себе, что вы редакторы, и вы отвечаете за выпуск очередного номера газеты, а в текст вкрались ошибки, – найдите их и исправьте, окончания прилагательных выделите, укажите род.

Серая варабей, дижурный учяник, белая малако, висеняя ресунок, позний завтрок, диревенский улеца, русская езык,

Лист контроля

Серый воробей, дежурный ученик, белое молоко, весенний рисунок, поздний завтрак, деревенская улица, русский язык.

Работа в рабочих тетрадях

Стр 47, №103, 104, 105

VI. Обобщение.

Учитель. Итак, над какой темой работали на уроке? Какие цели ставили?

Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовые окончания имени прилагательного?

Дети. Найти существительное, с которым оно связано.
– Определить род имени существительного.
– Узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание.

VIII. Рефлексия. Лесенка знаний.

– Оцените свою деятельность на уроке на “лесенке знаний”.

– Если у вас остались вопросы по теме урока, поставьте крестик на нижней ступеньке.

– Если нет вопросов, то посередине.

– А если вы можете научить товарища, то на верхней ступеньке.

– Кто доволен своей работой?

IX. Домашнее задание.

– Ребята, попробуйте описать вашего четвероного друга, используя имена прилагательные.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!