РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бисултанова Надежда Вадимовна,
Магистрант образовательной программы 7М01303 «Педагогика и методика начального обучения» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Опыт работы с информационными технологиями учителей начальных классов показывает, что происходит переориентация на развитие мышления, воображения как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся; проявляется способность к сотрудничеству.
Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Здесь есть два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением [1].
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Огромное желание, во что бы то ни стало применять современные информационные средства обучения, не всегда приводит к эффективному результату. Спроецированный слайд с правилом из учебника или задание, которое можно прочитать с доски, не имеет смысла. Эффективность компьютеризации обучения зависит как от качества применяемых педагогических средств, так и от рационального и умелого их введения в учебный процесс [2].
Можно выделить три направления информатизации образования: как объект обучения; как средства организации учебного процесса; как средства обучения.
Со вторым направлением связан процесс обработки документации по учебному процессу. Применение информационных компьютерных технологий создаёт обучающую среду с наглядным представлением информации, с использованием цвета и звука, что способствует более глубокому усвоению программного материала. Самым весомым доводом в пользу применения компьютерных технологий в учебном процессе вполне может стать тот факт, что программное компьютерное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты. Сегодня уже можно говорить, что введение компьютера в систему дидактических средств начального образования является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребёнка, приобщение его к миру информационной культуры.
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
- совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
- усиление мотивации учения;
- улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
- повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
- демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства игры.
Мультимедийные уроки решают следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом [3, 15].
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
- повышению уровня комфортности обучения;
- снижению дидактических затруднений у учащихся;
- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
- развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции;
- приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности [4].
Известно, что в младшем школьном возрасте визуальное (зрительное) восприятие доминирует. Все дети рождаются с преобладанием развития правого полушария мозга, которое отвечает за чувственное, образное и целостное восприятие мира. С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Функцию правого полушария ребенка можно определить как «творческую», а левого – как «вычислительную».
Для построения точных движений человек пользуется правой рукой (если он не левша), «подведомственной» левому полушарию, что требует постоянного анализа информации управления мышцами. И чем тоньше движение, тем больше объем подобной работы [5, 38].
Занимаясь на компьютере (работая с клавиатурой и «мышкой»), ребенок вынужден совершать точные движения, развивая при этом тонкую моторику рук, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие его головного мозга. Компьютер помогает «задействовать» левое полушарие головного мозга, что способствует гармоническому развитию обоих полушарий, а межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций.
Учитывая особенности процесса обучения в начальной школе и тот факт, что основной целью воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, необходимо:
- информационные технологии использовать в обучении детей начиная с 5-6 – летнего возраста;
- детям предпочтительнее заниматься в парах (при наличии компьютеров и при соблюдении должных санитарно-гигиенических требований количество занимающихся на занятии может быть 6–8 человек);
- использовать мультимедийные обучающие компьютерные программы, соответствующие возрасту детей; занятия детей с компьютером проводить в виде игры.
Введение компьютера в процесс обучения позволило установить, что использование информационных технологий обучения способствует [6]:
- воспитанию интереса к обучению и повышению познавательной активности детей;
- формированию у них гибких, подвижных представлений и образов, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению;
- целостному восприятию физического воспитания как системы здорового образа жизни;
- углубленному изучению некоторых вопросов общеобразовательных и специальных дисциплин и их интеграции в физическом воспитании;
- формированию у детей двигательных умений (тонкая моторика пальцев рук).
Можно выделить следующие условия внедрения компьютера в учебный процесс:
Повышение ИКТ-компетентности педагога. Шаг за шагом все увереннее происходит освоение компьютерных технологий. Педагог не боится компьютера, находит его верным помощником, видит перспективы использования. Наличие свободного доступа к компьютеру в учреждении. Более сильным условием может стать наличие компьютера на рабочем месте педагога.
- Есть возможность применения полученных знаний на практике. Педагог может провести занятие с применением компьютера, подготовить материалы к занятию. Дети положительно воспринимают перемены [7].
Наличие методик их использования .
- Новый источник для полноценной работы. Избыточное количество информации с возможностью выбора необходимого содержания будущего занятия. Возможность активизировать самостоятельную и исследовательскую деятельность детей.
Возможность распространения опыта. Педагогические инновации.
- Удовлетворение личных и профессиональных амбиций, оказание помощи коллегам. Признание профессионального сообщества. Карьерный рост.
Наличие консультанта в учреждении по ИКТ.
- В случае появления тревожности, неудач в работе на компьютере, он окажет помощь, подскажет к кому обратиться. Скоординирует взаимодействие с другими педагогами.
Формирование информационно-образовательной среды в учреждении на основе применения ИКТ. Появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности [7, 93].
В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
1. Использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность.
2. Использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности.
3. Рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения.
4. Использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого.
5. Использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.
6. Организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы.
7. Использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
8. Интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.
Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:
1. Сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени).
2. Технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы).
Список литературы:
Кушнир А. Новые педагогические технологии // Народное образование. – 2019. - № 7. -С,23-34.
Аллагулов А.М. Образовательная политика на современном этапе. Проблемы и перспективы развития образования – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2020. – С. 15-19.
Акиньшина Л.В., Шейкер Т.Д. Современные информационные технологии в обучении: Учеб. Пособие. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2019. - 211 с.
Цветкова М. Новые знания и умения в условиях информатизации образования // ИКТ в образовании. - 2021. - № 9. - С.25-26.
Зайцева, С.А Современные информационные технологии в образовании // - [Электронный ресурс]. – http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm.
Репкин Г.В. Диагностика сформированности учебной деятельности учащихся // Управление школой. - 2019. - № 1. - С.98-101.
Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 320 с.