СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль нервной системы в жизнедеятельности организма

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль нервной системы в жизнедеятельности организма

Просмотр содержимого документа
«Роль нервной системы в жизнедеятельности организма»

Учебная дисциплина: Анатомия ( 1ч)

Тема урока: Роль нервной системы в жизнедеятельности организма

Тип урока: УФНЗ

Цель занятия: сформировать представление о нейро- и психо-физиологических особенностях функционирования нервной системы онтогенезе центральной нервной системы; развить представление о роли и значении НС.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Формулирование целей и задач урока

  3. Актуализация знаний

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

5.Закрепление материала

6.Задание на дом. [ 1 ] c. 284-286 Составить кроссворд по теме “Роль нервной системы»

Наглядность: плакаты «Строение нейрона», «Схема рефлекторной дуги», «Виды рецепторов», «Мотонейрон». https://vk.com/club157141124


3. Актуализация знаний

? Что мы знаем о нервной ткани, ее основные свойства

? Что понимаем под возбуждением и торможением

?Примеры раздражителей


  1. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

    1. Значение нервной системы

    2. Функции нервной системы

4.3. Строение нейрона и функции нейронов

4.4. Раздражимость и возбудимость

4.5. Рефлекторная дуга

4.6. Физиологические перестройки нейронов в процессе онтогенеза.


5. Закрепление материала

?Перечислить отделы рефлекторной дуги

?Что называют синапсом

?Рецепторы и их роль

?Привести примеры безусловных рефлексов

?Роль нервной системы

? Охарактеризуйте значение НС




5.1.Рефлексия.




Материал к занятию

Значение нервной системы:

1. Обеспечивает взаимосвязь между органами, системами органов и между отдельными частями организма. Это её координационная функция. Она координирует (согласовывает) работу отдельных органов в единую систему.

2. Обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой.

3. Обеспечивает мыслительные процессы. К этому относится восприятие информации, усвоение информации, анализ, синтез, сравнение с прошлым опытом, формирование мотивации, планирование, постановка цели, коррекция действия при достижении цели (исправление ошибок), оценка результатов деятельности, переработка информации, формирование суждений, заключений выводов и абстрактных (общих) понятий.

4. Осуществляет контроль за состоянием организма и отдельных его частей.

5. Управляет работой организма и его систем.

6. Обеспечивает активацию и поддержание тонуса, т.е. рабочего состояния органов и систем.

7. Поддерживает жизнедеятельности органов и систем. Кроме сигнальной функции нервная система имеет ещё и трофическую функцию, т.е. выделяемые ей биологически активные вещества способствуют жизнедеятельности иннервируемых органов. Органы, лишённые подобной "подпитки" со стороны нервных клеток, атрофируются, т.е. хиреют и могут отмереть.

Функции нервной системы :

1) формирование возбуждения;

2) передача возбуждения;

3) торможение (прекращение возбуждения, уменьшение его интенсивности, угнетение, ограничение распространения возбуждения);

4) интеграция (объединения различных потоков возбуждения и изменения этих потоков);

5) восприятие раздражения из внешней и внутренней среды организма с помощью специальных нервных клеток - рецепторов;

6) кодирование, т.е. преобразование химического, физического раздражения в нервные импульсы;

7) трофическая, или питательная, функция - образование биологически активных веществ (БАВ). Нервная система образована нервной тканью, состоящей из нервных клеток (нейронов) и межклеточного вещества (нейроглии или глии).

Нейрон– основная структурная и функциональная единица нервной

системы, приспособленная для осуществления приёма, обработки, хранения, передачи и интеграции информации. Нейрон состоит из тела, покрытого мембраной. От тела нейрона отходят отростки: короткие (дендриты – от 1 до 1000) – воспринимают поступающие сигналы и передают их к телу, длинный (аксон, 1) – проводит возбуждение от тела клетки.

Аксон покрыт белой жироподобной оболочкой (миелиновой). Она не сплошная. Часть аксона, лишенная оболочки, называется перехватом Ранвье. Заканчивается аксон нервным окончанием.

Скорость возникновения возбуждения увеличивается постепенно и достигает величины, характерной для взрослых лишь к 10 – 12 годам. Передача импульсов от нейрона к нейрону осуществляется в строго определённом направлении – от аксона к дендриту – и подчинена ряду законов проведения нервных импульсов

По выполняемым функциям нейроны бывают:

• чувствительные (афферентные, центростремительные) – проводят нервные импульсы от поверхности тела и внутренних органов в мозг; – вставочные (ассоциативные) – анализируют информацию и вырабатывают решение;

• двигательные (эфферентные, центробежные) – проводят нервные импульсы от мозга к рабочим органам. Различают нейроны возбуждающие и тормозные.

Раздражимость. Нейроны, как и все клетки, обладают раздражимостью – способностью под влиянием факторов внешней и внутренней среды переходить из состояния покоя в состояние активности. Естественным раздражителем нейрона является нервный импульс, поступающий или из других нейронов, или из рецепторов.

Возбудимость– способность быстро ответить на действие раздражителя возбуждением. Возбуждение способно перемещаться из одного места клетки в другое, от одной клетки к другой. Обязательным признаком возбуждения является изменение электрического состояния поверхностной клеточной мембраны. Возникшее возбуждение распространяется с аксона одного нейрона на тело и дендриты другого нейрона. Места контакта нейронов или нейрона и рабочего органа называются синапсами. Количество их на теле одного нейрона достигает 100 или больше. Одно нервное волокно может образовывать до 10 тыс. синапсов. Синапс имеет очень сложное строение. Возбуждение через синапсы передается химическим путем с помощью медиатора.В ЦНС наряду с возбудительными существуют тормозные синапсы. На каждой нервной клетке расположено множество возбудительных и тормозных синапсов, что создает условия для их взаимодействия и, в конечном счете, для различного характера ответа на пришедший сигнал. На ранних этапах развития первыми созревают возбудительные синапсы, тормозные формируются позже. С их созреванием связано усложнение процессов переработки информации.

Основной формой нервной деятельности являются рефлекторные акты.

Рефлекс– ответная реакция организма на раздражения, осуществляемая посредством ЦНС.Путь, по которому проходит нервный импульс при осуществлении рефлекса, называется рефлекторной дугой. Таким образом, рефлекторная дуга состоит из отделов:

1. рецепторный;

2. центростремительный;

3. ЦНС;

4. центробежный;

5. рабочий орган (эффектор).

Во всех органах тела располагаются нервные окончания, чувствительные к раздражителям, –рецепторы.По месту расположения они бывают:

• экстерорецепторы (воспринимают раздражения внешней среды);

• интерорецепторы (внутренней среды);

• проприорецепторы (в мышцах, сухожилиях…)

Возникшее возбуждение в рецепторах превращается в нервный импульс, который по центростремительным нейронам передается в ЦНС. В ЦНС происходит обработка сигналов и передача их на центробежные нейроны, а они – к рабочему органу.

Дополнительный материал

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИИ НЕРВОВ ДЕТЕЙ

Главный критерий степени зрелости мякотных нервных волокон их миелинизация.У ребенка первых лет жизни неполная миелинизация нервных волокон Скорость распространения возбуждения по нервным волокнам у детей становится такой же, как у взрослых, к 5-9 годам, что связано с завершением миелинизации различных волокон в разные сроки и окончанием увеличения диаметров осевых цилиндров.

Возбудимость нервных волокон у новорожденного значительно ниже, чем у взрослых, но уже с 3-месячного возраста она начинает повышаться. В частности, длительность абсолютной рефракторной фазы равна 5-8 мс, а относительной 40-60 мс (у взрослых соответственно 0,5-2 и 2-10 мс).

С возрастом скорость проведения возбуждения по нервным волокнам возрастает в результате их миелинизации, увеличения толщины волокна и его ПД.

Лабильность нервного волокна. 1 с у новорожденных, например, составляет 4-10 импульсов, для взрослых 300-800 импульсов в секунду

С развитием мозга формируются механизмы врожденных (безусловных) рефлексов, с которыми ребенок появляется на свет. Определенную роль в формировании зачатков психики в этот период играют различные сигналы, поступающие извне. Раньше всех появляются так называемые натуральные рефлексы, связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей ребенка. Двигательная активность, в частности, мимика, жесты, явились в процессе становления человечества необходимым исходным базисом формирования мышления и речи. В онтогенезе же мозга в соответствии с этими биологическими закономерностями, видимо, этот исторический процесс повторяется.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!