Образование
Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства (из закона РФ «Об образовании»)
Образование
Как система учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение и воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение и повышение квалификации специалистов
Как система знаний об основах наук, традициях и навыках, необходимых для их применения в практической деятельности
Образование как социальный институт общества сформировалось
в XII – XV вв.
Право на образование является одним из основных неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ)
Функции образования
Профессио-нально-экономическая
- Воспроизводство рабочей силы различной квалификации
- Переподготовка и повышение квалификации кадров
- Участие образовательных учреждений в повышении производительности труда и создании новых технологий
Социальная
- социализация и воспитание личности.
Институт образования – один из основных каналов социальных перемещений
Культурно-гуманисти-ческая
- Обучение новых поколений знаниям, навыкам, традициям, социально-культурному опыту, необходимым для их вступления в жизнь;
- Участие института образования в производстве новых знаний, материальных и духовных ценностей;
- Использование личностью достижений культуры для формирования и развития своей творческой деятельности
Функции образования
Политико-идеологическая
- Государственное регулирование деятельности института образования во избежание политических, научных, религиозных и прочих разногласий;
- Контроль со стороны государственных институтов, политических и общественно-политических партий и движений за содержанием учебного процесса и учебных программ;
- Формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества
Специальные задачи системы образования
- обеспечение самоопределения личности
- создание условий для самореализации личности
- развитие гражданского общества
- укрепление и совершенствование правового государства
- развитие экономики, науки и др.
Принципы образования
Принцип гуманитаризации
Принцип гуманизации
Принцип интернациона-лизации
Создание единой системы образования для разных стран, т.е. обеспечение совместимости различных форм и систем обучения, проведение более активного обмена учащимися
Усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека
Большое внимание общества к лич-ности, ее психоло-гии, интересам; сосредоточение уси-лий на нравственном воспитании чело-века; изменение отношений между учащимися и преподавателями, переход от
объект-субъектных отношений к субъект-субъектным
Основной путь получение образования – обучение в учебных заведениях
Виды образования
Дошкольное (детские сады, ясли)
Общее
(школы, гимназии, лицеи)
Начальное
Основное общее (неполное среднее)
общее
5 – 9-й
классы
1 – 4-й
классы
Среднее (полное) общее
10 – 11-й
классы
Средняя школа
Начальная школа
Виды образования
Профессиональное
Начальное
Послевузовское (аспирантура, докторантура, ординатура, адъюнктура)
(ТУ, ПТУ, ВПУ, училища
Среднее (профессио-нальные лицеи, техникумы, профессио-нальные колледжи )
Высшее (вузы: институты, универси-теты, академии)
Профессиональная школа
Высшая школа
Формы образования
Очная
Само-обра-зование
Очно-заочная (вечер-няя)
Семейное образо-вание
Экстер-нат
Заочная
В образовательном учреждении
! Приоритетное положение образования не следствие благосостояния государства, а его причина
Черты образования в информационном обществе
Непрерывность
Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения, а быстро совершенствующиеся техника и технологии требуют непрерывного повышения квалификации работника
Черты образования в информационном обществе
В условиях научно-технической революции работник должен быть способен к быстрому освоению новой техники, самостоятельному поиску необходимой информации, общению в постоянно изменяющемся многонациональном, поликультурном мире, в том числе к освоению иностранных языков и современных коммуникационных технологий
Гибкость
Черты образования в информационном обществе
Демократичность
Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются; даже в беднейших странах расширился доступ к среднему и профессиональному образованию .