Роль плавания в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Содержание:
Введение
Плавание – путь к здоровью, физическому развитию и закалке детей;
Влияние плавания на сердечно - сосудистую, дыхательную системы и опорно - двигательный аппарат.
Введение
Пояснительная записка : В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание - жизненно необходимый навык и для ребенка, и для взрослого. Для детей умение плавать - это средство для всестороннего физического развития. Занятия плаванием повышают сопротивляемость к простудным заболеваниям. И не только это, одна из основных сторон обучения плаванию - готовность к сложным жизненным ситуациям, встречающимся в жизни. В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Эти проблемы неоднократно обсуждается общественностью, специалистами различных сфер деятельности, средствами массовой информации. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спицы, с функциональным нарушением осанки, сколиозами I и II степени. В связи с тем, что по мере увеличения ученического стажа растёт количество функциональных отклонений, особенно со стороны
опорнодвигательного аппарата, большое значение приобрела проблема сохранения, укрепления и поддержания здоровья младших школьников. Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой водная среда. Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев жизни и до старости. Регулярные занятия плаванием являются мощным фактором воздействия на нервную высшую деятельность человека. Оно благоприятно влияет на сердечно - сосудистую систему, органы дыхания, позволяет наращивать мышечную массу без нагрузки на позвоночник и т.д.
Итак, в результате занятий плаванием на организм человека оказывается разностороннее положительное воздействие. В оздоровительных целях плавание доступно и полезно практически всем возрастным категориям. Поддержание интереса детей к плаванию, формирование готовности и осуществление спортивной деятельности детей предлагает реализация образовательной программы детских дошкольных учреждений. И инновационных здоровьесберегающих технологий. Учить детей плаванию надо начинать как можно раньше. Доказана возможность эффективного обучения детей плаванию, как в системе дошкольных занятий по физической культуре, так и в качестве дополнительной секционной деятельности . Таким образом, у воспитанников ДОУ к моменту окончания полного курса обучения плаванию формируются основы безопасности поведения на воде, устойчивые навыки плавания спортивными стилями, а также появляется потребность к систематическим занятиям плаванием, что является необходимым компонентом здорового образа жизни. Тема данного реферата, составлена на основе типовой программы «Плавание» М.Ю. Буйлина, типовой сквозной программы «Юный пловец» А. Никулина, Е. Никулиной. И разработана с учетом существующих нормативных документов, на основе анализа программ Министерства образования РФ, РБ и личного опыта работы педагога по данному направлению.
Отличительной чертой данных разработок является то, что большое внимание уделено игровому фактору. Игра в групповых занятиях занимает основное место. Ведь игра вызывает большие эмоции, повышает активность детей, способствует появлению инициативы, воспитывает чувство товарищества. Занятие в игровой форме более эффективно, ему присущ элемент соревнования, пример товарищей помогает побороть страх и неуверенность в своих силах. Двигательные навыки и действия в воде , развитие физических качеств посредством плавания открывают для обучающихся новые горизонты для личного самосовершенствования и укрепления здоровья. Особенно это касается дошкольников, так как именно в этот период происходит наиболее интенсивное формирование знаний, навыков и умений. Этот возраст связан с глобальным психическим новообразованием - произвольностью психических процессов и поведения, проявляющейся в умении управлять своей умственной и двигательной активностью.
Цель : формирование у дошкольников физкультурных способностей посредством занятий плаванием, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
обучение технике плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;
обучение плаванию способом «кроль на груди», «кроль на спине», «брас», «баттерфляй» с последующей сдачей контрольного норматива на расстояние не менее 25 м., 50 м., 100 м., формирование основ знаний, умений и навыков в плавании;
ознакомление с правилами безопасности на воде;
выявление наиболее способных к спортивному плаванию детей для дальнейшей работы с ними.
укрепление здоровья, закаливание организма дошкольника.
Привитие стойких гигиенических навыков;
всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;
профилактика и коррекция осанки;
формирование техники дыхания.
создание предпосылок, для формирования у детей представлений о здоровом образе жизни;
развитие интереса к плаванию;
воспитание у занимающихся чувства взаимопонимания и взаимопомощи;
воспитание трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности.
Плавание – путь к здоровью,
физическому развитию и закалке детей.
В настоящее время в нашем государстве достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, повышающие потребность в здоровом образе жизни и здоровом досуге у детей.
На мой взгляд, среди многих массовых видов спорта, пожалуй, только плавание сочетает в себе возможность гармоничного развития тела, ярко выраженную оздоровительную направленность и важное прикладное значение. По своим динамическим характеристикам плавание является одним из доступных средств физической культуры для людей разного возраста и физической подготовки.
Особенности воздействия плавания на организм ребенка связаны с активными движениями в водной среде. В этом случае человеческий организм подвергается двойному воздействию: с одной стороны - физическим упражнениям, с другой - уникальным свойствам водной среды, в которой эти упражнения выполняются. Мы не должны забывать, что вода имеет особое значение для человеческого тела, которое на 80% состоит из воды (а клетки мозга на 90% состоят из воды), все жизненно важные процессы происходят в водной среде организма, и первые 9 месяцев жизни человека развитие происходит в водной среде.
Опыт педиатров показывает, что раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию детей и оказывает положительное влияние на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательного аппарата, а также оказывает благотворное влияние на деятельность центральной нервной системы.
Забота о физическом развитии ребенка почти так же важна для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, полноценный сон и частое пребывание на свежем воздухе.
Раннее физическое развитие - это целый комплекс упражнений, приемов и действий, направленных на физическое развитие малыша в первые несколько месяцев. Несомненно, раннее младенческое плавание влияет на улучшение физического развития ребенка.
Плавание - это физическое действие, в основе которого лежит удержание и перемещение человека в воде в нужном направлении. Во время плавания, которое является средством массажа кожи и мышц, ребенок преодолевает значительные сопротивления воды, постоянно обучение опорно - двигательного аппарата, то есть своего рода , проводится гимнастика.
Во время плавания очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам. Горизонтальное положение во время плавания - это своего рода невесомость, которая активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему. Лучше всего начинать учиться плаванию с 2-3 недель, но не позднее 3 месяцев, потому что у каждого ребенка рождаются определенные врожденные рефлексы, которые угасают через 3 месяца. Это врожденные рефлексы плавания, благодаря которым ребенок может научиться плавать.
Родители должны понимать, что научить ребенка плавать можно до тех пор, пока у ребенка не исчезнут тонические рефлексы, которые заменяются статокинетическими рефлексами, а научиться плавать практически
невозможно до 3-4 лет, когда ребенок сможет сознательно следовать команды инструктора.
Купание, плавание, игры и развлечения на воде - одни из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют здоровью детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше вы приучите ребенка к воде, научите его плавать, тем полнее положительный эффект от плавания отразится на развитии всего детского организма.
Влияние плавания на сердечно - сосудистую, дыхательную систему и опорно - двигательного аппарата.
Во-первых, у дошкольника слабо развита мышечная система, масса ее составляет 22-24% от массы тела (у взрослого - 40%). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека. В мышцах ребенка больше воды, при этом в них меньше белка и неорганических веществ, ниже их механическая прочность. Мышечные пучки еще плохо сформированы, а также недоразвит иннервационный аппарат мышечной системы. У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят с более короткими интервалами. Они более эластичны и в большей степени укорачиваются при сокращении и удлиняются при растяжении. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро устают, но физическая усталость уходит быстрее. Отсюда видно, что ребенок не приспособлен к длительному напряжению мышц, монотонным статическим нагрузкам. Ребенок выполняет плавательные движения с помощью больших групп мышц рук, ног, туловища, которые уже достаточно хорошо развиты к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и недоразвитые мелкие группы мышц. Поэтому плавание особенно благоприятно для всестороннего развития мышечной системы детей.
Плавательные движения отличаются большой амплитудой, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений последовательно
чередуются напряжение и расслабление групп мышц, поэтому мышцы ребенка находятся в благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередующиеся с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм, позволяют ему достаточно долго справляться со значительными физическими нагрузками. Сердечно-сосудистая система ребенка хорошо адаптирована к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути ее движения по сосудам короче, а скорость кровообращения выше. Сосуды относительно широкие, и кровоток по ним от сердца не затруднен. Притоку крови к сердцу способствует большая подвижность ребенка: мышцы проталкивают венозную кровь по сосудам во время движения. Но нужно учитывать, что сердце ребенка быстро устает при напряжении, легко возбуждается и не сразу адаптируется к изменившейся нагрузке, легко нарушается ритм его сокращений. Отсюда необходимость частого отдыха детского организма. Эти особенности сердечно-сосудистой системы ребенка необходимо учитывать при выборе физических упражнений.
При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях активности за счет положения тела пловца – близкая к горизонтальной. Работа больших групп мышц по большим дугам, механическое воздействие давления воды на поверхность тела, что способствует оттоку крови с периферии и облегчает ее движение к сердцу. Правильный ритм работы мышц и органов дыхания также благотворно влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы.
Поскольку физическая нагрузка на сердце во время плавания может быть произвольно дозирована, плавание является одним из эффективных видов лечебной физкультуры, способствующим развитию и оздоровлению лиц с ослабленной сердечной деятельностью.
Органы дыхания у детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, болезненность и легкая уязвимость слизистых оболочек, обилие
кровеносных и лимфатических сосудов в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей. Это приводит к облегчению проникновения инфекции в дыхательную систему, способствует возникновению воспалительных процессов в дыхательных путях и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях.
У людей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательные мышцы и органы дыхания, имеется хорошая координация дыхания с движениями. Во время плавания человек дышит чистым, непыльным и достаточно влажным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку из-за необходимости преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие прилагается при выдохе в воду. За счет повышенной активности укрепляются и развиваются дыхательные мышцы, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Систематические занятия плаванием, купанием благоприятно влияют на развитие органов дыхания дошкольников.
Костно - мышечная система ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, его естественные искривления еще не зафиксированы и расправлены в положении лежа на спине. Благодаря этой податливости он легко подвергается аномальным изгибам, которые затем могут фиксироваться, деформироваться. При плавании подъемная сила воды, которая поддерживает ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, следовательно, уменьшается давление на поддерживающий аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно применяется как корректирующее (исправляющее дефекты) средство. У дошкольников тазовый пояс еще недостаточно развит, окостенение хрящевой ткани только начинается. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детям категорически противопоказаны, в частности нельзя рекомендовать прыжки в воду с высоты более 40-50 см. Мягкие ритмичные движения ног во время плавания обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Это создает очень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления прочной опоры нижних конечностей - тазового пояса.
Из-за возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и незавершенного процесса окостенения стопа ребенка легко деформируется, в результате чего часто развивается плоскостопие. Это может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неправильным ее распределением на внутреннем и внешнем сводах стоп. Большая динамическая работа ног в неподдерживаемом положении во время плавания имеет укрепляющее влияние на формировании стопы ребенка, помогает предотвратить плоскостопие.
В лечебной гимнастике плавание все чаще используется как средство профилактики и лечения различных нарушений осанки у детей, например, сколиоза, кифоза (изменения нормальной формы позвоночника), а также скованности суставов и различных последствий. детского паралича (полиомиелита). В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной активности и всех жизненно важных проявлений детского организма. Однако овладение определенным ритмом движений - довольно сложная задача для дошкольников. Развитие навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но особенно эффективно плавание способствует развитию ритма движений у дошкольников, а значит, улучшению деятельности всех систем детского организма.