Сегодня, в начале нового тысячелетия, государством и обществом предъявляются принципиально новые требования к образованию, к его результатам. Новое понимание образовательных результатов легло в основу федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения, реализуемых сегодня в системе общего образования Российской Федерации. Изменение требований к образованию неизбежно влечет за собой и изменение требований к учителю. Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога является условием и средством обеспечения нового качества образования: от компетентности педагога – к компетентности ученика. Одним из важнейших направлением работы методических объединений является сопровождение деятельности педагогов в условиях перехода на ФГОС. В связи с этим возрастает роль методических объединений учителей как инстанции, куда педагогу можно обратиться за помощью и которая обеспечивает повышение квалификации и формирование педагогического опыта деятельности в условиях ФГОС на рабочем месте. Основные задачи, стоящие перед педагогами методического объединения являются следующие: • развитие профессионализма педагогических кадров; • выявление, обобщение и распространение наиболее ценного опыта в условиях внедрения Стандартов нового поколения; • создание педагогами собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса. • разработка и обсуждение рабочих программ учебных предметов. Основными направлениями деятельности методической службы являются: 1. Аналитическая деятельность 2. Информационная деятельность 3. Организационно- методическая деятельность 4. Консультационная деятельность 5. Экспертная деятельность 6. Управленческая деятельность 7. Образовательная деятельность Аналитическая деятельность осуществляется через: • Мониторинг профессиональных затруднений учителей по ФГОС; •Мониторинг обеспечения образовательного учреждения материалами, учебниками, учебно-методической литературой; •Мониторинг прохождения курсовой подготовки учителями по реализации Стандарта второго поколения. Информационная деятельность осуществляется через: Подбор, систематизация, распространение информационных материалов о ФГОС НОО и технологиях его реализации. Информирование о перечне учебной и учебно-методической литературы и оборудования, для реализации ФГОС основного общего образования. Осуществляя данную деятельность МО необходимо создавать библиотеку методической службы. Особое внимание необходимо уделить формированию банка ситуативных задач для проверки предметных результатов. Наиболее продуктивным в плане достижения и отслеживания результатов освоения программы по учебному предмету является использование заданий, содержащих описание реальных ситуаций, например, совершение покупки в магазине; вклад в банке; туристический поход и т.д. Такого типа задач ещё очень мало в существующих учебных пособиях, но они дают возможность ученику оценить значение изучения данного предмета для его жизнедеятельности, а учителю – проконтролировать усвоение целых групп как предметных, так и межпредметных умений. Организационно-методическая деятельность осуществляется через проведение заседаний методических объединений. Методическая работа по реализации ФГОС включает: • ознакомление с нормативно правовыми документами по введению ФГОС является первоочередной задачей МО. Это изучение документов и материалов, сопровождающих введение ФГОС в основную школу: фундаментальное ядро содержания общего образования, ФГОС основного общего образования, основной образовательной программы ОУ и программ по учебным предметам. • определение планируемых результатов освоения школьниками основной образовательной программы; • создание программы формирования УУД; • программы коррекционной работы; • системы оценки достижений, планируемых результатов освоения основной образовательной программы; • изучение основных критериев оценки качества образовательных программ; • ознакомление с особенностями проектирования программы формирования УУД; • анализ возможностей конкретных заданий учебника с точки зрения формирования УУД; • анализ уроков, разработанных коллегами с позиций требования ФГОС; • разработка собственного урока в контексте формирования УУД Функцией методической службы в этой связи становится разработка новых критериев к анализу урока, так как урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения, но урок по-прежнему остаётся ведущей формой обучения, то есть ведущим элементом аналитической деятельности. Немаловажно значение отводится Консультационной деятельности МО • По вопросу составления рабочей программы по предмету; • По вопросам требований ФГОС; • По вопросам аттестации учителей; • По подготовке документов для участия в профессиональных конкурсах; • По самообразовательной работе учителей, повышению их профессиональной компетентности Экспертная деятельность МО проявляется в следующем: • Экспертиза основных образовательных программ основного общего образования МОУ • Экспертиза продуктов деятельности межшкольных творческих групп • Экспертная оценка проектной деятельности учащихся. Таким образом, ключевым направлением деятельности методических объединений в 2015 – 2016 учебном году должно стать освоение ФГОС ООО как ведущей инновации основной школы. |