Л.А.Самондросова
Роль методического объединения в повышении квалификации учителя в современных условиях.
…школу можно совершенствовать,
только совершенствуя квалификацию
учителя.
Я.А.Коменский
Внедрение стандартов нового поколения предполагает развитие учительского потенциала, уровень их квалификации, непрерывность профессионального развития.
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя.
В условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов большие требования предъявляются к учителю, так как ни для кого не секрет, что качество знаний напрямую зависит от его работы. От его знаний и умений. Но чтобы знания и умения переросли в навык, чтобы учитель стал профессионалом, нужен не только опыт, не только мотивация самого учителя, но и методическая поддержка. Поэтому так необходима работа по созданию условий для повышения квалификации педагога.
Опыт работы в системе развивающего обучения по программе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова с 1993 года позволил выстраивать деятельность методического объединения учителей начальных классов МБОУ «СОШ №81 в соответствии с личностно - деятельностным, субъектно - деятельностным подходами. Все заседания методического объединения проводятся на основе коллективно-распределительной деятельности, при организации которой важно умение вступать в диалог, делать выбор, отстаивать собственное мнение, отделять знания от незнания, планировать, анализировать, оценивать свою работу. Использование интерактивных форм: «круглый стол», «карусель», «шесть шляп мышления», «мозговой штурм» и т.д.- позволяет составлять план работы на год с учётом проблем каждого учителя, организовать сотрудничество между учителями.
Созданы четыре творческие группы, так как в школе с учётом пожеланий родителей реализуются учебно-методические комплексы Н.Ф. Виноградовой, Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова и «Школа России», «Гармония». Каждая из групп учителей, работая в течение учебного года, в мае представляет свои достижения, проводит рефлексию, выявляя проблемы и намечая перспективы на следующий год. Взаимообмен даёт возможность понимать и осваивать новое, быть открытыми к общению, уметь помогать друг другу, осознавать свои личные возможности, быть ответственным за выбор решения. Кроме этого традиционно проводятся не только открытые уроки, но и взаимопосещения занятий с определённой целью (например, выявить методы, средства, приёмы, используемые учителем на уроке для повышения учебной мотивации учащихся). После посещения уроков педагоги заполняют опросные листы (приложение 1), а затем на заседании методического объединения анализируются результаты деятельности и вырабатывается стратегия для повышения качества знаний учащихся. Совместная работа учителей по выработке рекомендаций проходит и после посещения занятий в ДОУ №165 и ДОУ №174.
Возможность реализовать себя, показать свое умение работать с разными категориями учащихся предоставлено учителям в процессе проведения предметной недели, форма организации которой ежегодно меняется. Опыт работы методического объединения учителей начальных классов был обобщён и представлен на семинаре для педагогов района (приложение 2. Презентация).
Учитель – профессия, которая постоянно требует не только творчества, но и новой информации. Работая над темами по самообразованию, педагоги осваивают ресурсы Интернета, проводят уроки с использованием ИКТ и интерактивной доски, посещают курсы и семинары. По окончании курсов по повышению ИКТ - компетентности на базе школы учителя в парах и группах разрабатывают и защищают проекты уроков с использованием Интернет-ресурсов.
Опыт работы методического объединения учителей начальных классов в рамках деятельности всей школы по формированию и развитию общеучебных умений и навыков и проведению их мониторинга позволил учителям первых классов, перешедших на федеральный государственный стандарт второго поколения, реализовывать его требования к метапредметным и личностным результатам обучения учащихся и способам их оценивания. Кроме этого в классах развивающего обучения с 1995 года использовалась диагностика и оценка сформированности компонентов учебной деятельности Е.В.Заики, Г.В.Репкиной, которая и сейчас востребована как один из способов оценивания метапредметных результатов учащихся.
Для того чтобы выполнять качественно свою работу, учителю необходимо умение проводить рефлексию своей деятельности, оценивать её. Поэтому учителя начальных классов одними из первых стали вести портфолио. Работа по его созданию дала педагогам неоценимый опыт в умении работать с портфолио младшего школьника. Сообщение о формировании индивидуального портфолио ученика как способа оценки личностных результатов было представлено на межрегиональной конференции по теме «Использование технологии портфолио как средство сопровождения ребёнка при переходе из ДОУ в ОУ» (приложение 3). С целью создания условий для реализации индивидуальных способностей учителя и родители поощряют участие учащихся 1-4 классов в различных конкурсах и соревнованиях (сладкими призами награждаются лучшие в параллели). Поэтому не случайно, что в нашей школе каждый год увеличивается число участников игр - конкурсов: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Английский бульдог», «Совёнок», «ЧиП» и др. По итогам школьных конкурсов: «Самый умный ученик» (вторая четверть) и «Соберём пятёрки», в этом конкурсе принимают участие все ученики по двум номинациям: «Пятёрки в журнале», «Пятёрки в тетрадках» (третья четверть), - призёры награждаются энциклопедиями и художественными книгами.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся; формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Внеурочная деятельность организуется в I классе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования с 1 сентября 2011 года.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов учащихся 1-4 классов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования общеобразовательного учреждения. Внеурочная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей. Часы по внеурочной деятельности могут быть использованы на ведение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.
Направления и виды внеурочной деятельности определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования. Классный руководитель проводит анкетирование учащихся и их родителей с представлением основных направлений внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в нашей школе организована:
по направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.;
по видам деятельности: познавательная, художественное творчество, социальное творчество, спортивно-оздоровительная деятельность; коммуникативная деятельность;
в формах: экскурсии, кружки, секции, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
Занятия внеурочной деятельности проводятся учителями образовательного учреждения и педагогами дополнительного образования.
Направления внеурочной деятельности
Направления внеурочной деятельности | Кружки |
1.общеинтеллектуальное | «Занимательная математика» «Знайка» «В мире книг» «Удивительный мир слов» «Занимательная грамматика» |
2.общекультурное | «ИЗО студия» «Чудеса аппликации» ритмика «Я – исследователь» |
3.Социальное | «Моя родословная» «Введение в мир профессий» |
4.Духовно-нравственное | «Этикет – азбука добра» «Умники и умницы» |
5.Спортивно-оздоровительное | «Разговор о правильном питании» «Игры с мячом» |
«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. В нашей школе уделяется большое внимание формированию здорового образа жизни.
Программы, предлагаемые по художественно-эстетическому направлению, дают возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусств (изобразительное искусство, музыка), развивать природные задатки и способности, научит слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства
В рамках социального направления внеурочной деятельности предлагается занятия, которые призваны помочь детям адаптироваться в новых условиях в школе, учиться, правильно знакомиться и общаться.
Кружок «В мире книг» предлагается первоклассникам на самом первом этапе обучения – в период обучения грамоте. Цель кружка – помочь детям, делающим первые шаги на пути овладения техникой чтения, войти в мир книг. Дети будут читать, слушать чтение, рассматривать обложки книг, выявлять их элементы, учиться соотносить тексты с иллюстрациями, по различным признакам определять книгу, из которой взято произведение, … и тем самым будут приобретать первый читательский опыт.
Не секрет, что в последнее время очень много детей имеют различного рода нарушения в речи. На кружке «Удивительный мир слов» и «Занимательная грамматика» ведется работа по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, по обогащению словаря и развитию грамматического строя речи.
Таким образом, создавая условия для развития педагога и освоения им компетенций, методическое объединение учителей начальной школы способствует повышению качества преподавания и качества обучения учащихся.