Урок литературы в 7 классе
Роман А.С. Пушкина «Дубровский » - трагическая интерпретация пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта». (2 ч.)
Целью первого урока является анализ системы образов, основных элементов сюжета и особенностей конфликта, также учащиеся работают с понятие «роман», с черновым планом произведения. В начале урока проводится краткая обзорная экскурсия «Барская усадьба», которая знакомит учеников с исторической эпохой, отраженной в романе. Далее выявляем первичное восприятие текста при помощи анкеты:
Интересно ли было читать Роман Пушкина «Дубровский»?
Кто из героев понравился, а кто вызвал неприязнь? Почему?
Какие эпизоды запомнились особенно ярко?
Какие пункты плана в черновике Пушкина вы бы изменили или добавили?
Почему Пушкин не напечатал роман?
Какая из ролей Владимира наиболее привлекательна для вас?
Почему Маша не приняла свободы из рук Дубровского?
В ходе обсуждения большинство учащихся делает акцент на ссоре двух друзей А.Г. Дубровском и К.П. Троекурове. Урок строится как аналитическая беседа, во время которой составляется сравнительно-сопоставительная характеристика героев и выясняется причина их ссоры. Учитель обращает внимание ребят на скрытую иронию пушкинской фразы: «Нечаянный случай все расстроил и переменил». Центральные вопросы урока: «Почему дружба оказалась непрочной? Виноват ли Троекуров в смерти Дубровского?» Анализируя эпизод «На псарне» (можно посмотреть фрагмент кинофильма), учащиеся сталкиваются с проблемной ситуацией. Мнения разделились: некоторые считают виноватым Троекурова и его наглых слуг, другие обвиняют Дубровского в чрезмерной обидчивости, вспыльчивости и даже зависти к своему соседу. Кроме того, во время диспута возникает версия и о некой человечности Троекурова, так как он первый поехал мириться, «совесть его роптала». Он вообще изначально не видел в словах псаря ничего обидного для своего друга-соседа. Только после наказания Дубровским покровских мужиков в Кириле Петровиче вспыхивает жажда мести.
Обобщая рассуждения, учеников, сопоставляем социальный статус героев, их место в обществе. Затем переключаем внимание ребят на эпизод «Шабашкин у Троекурова». Сопоставление эпизодов первой главы проясняет мысль о том, что человек и власть перед Троекуровым ведут себя по-разному: А.Г. Дубровский осмеливается защищать свое достоинство и чувствовать себя равным, а представитель власти Шабашкин подобострастно служит Троекурову. Человек ведет себя независимо и гордо, а «власть» перед Троекуровым – на коленях. В этом противопоставлении эпизодов ученикам открывается драматизм положения А.Г. Дубровского, посмевшего нарушить «общий закон». Социальный закон вмешивается в отношения людей, нарушает человеческие связи и привязанности. Источник конфликта не только в различии человеческих качеств Дубровского и Троекурова, но и в неравенстве их общественного положения, их прав перед законом. Ни дружба, ни любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы.
В качестве домашнего задания предлагается подумать над вопросом: «Почему герои повести «Барышня-крестьянка» обрели свое счастье, а герои трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» и романа Пушкина «Дубровский» нет?» Также ребятам необходимо найти примеры сходства и различия романа Пушкина и трагедии Шекспира.
На втором уроке предметом обсуждения становятся отношения Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. В начале занятия демонстрируются фрагменты из фильма («Благородный разбойник Владимир Дубровский», 1988 г., режиссер В. Никифоров): встреча отца и сына, Дефорж и медведь, свидание Дубровского и Маши, финальная сцена романа. После просмотра проводится беседа по вопросам:
Какие отношения связывают отца и сына?
Догадались ли вы сразу при чтении, что Дефорж – Дубровский?
Почему в доме Троекурова никто не узнал Владимира?
Как отнеслись к появлению учителя-француза Маша и Кирила Петрович? Как и почему изменилось к нему отношение?
Почему Владимир стал разбойником? Зачем он открылся Маше и Спицыну?
Почему помощь Дубровского не подоспела?
Почему Маша медлила, потом не приняла свободы из рук Дубровского?
Оцените режиссерскую интерпретацию романа Пушкина «Дубровский». Почему у фильма изменено название?
В ходе аналитической беседы по предложенным вопросам ученики создают словесные портреты Дубровского (работа по группам). Выясняется, что герой предстает в романе в трех образах: расточительный и честолюбивый офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и благородный разбойник. Так появляется мотив маски, который присутствует и в повести «Барышня-крестьянка», и в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».
Ученики отмечают также и другие сходства пьесы Шекспира и романа Пушкина:
Маша и Владимир разделены враждой домов, как и влюбленные у Шекспира;
встреча героев тоже происходит как бы на маскараде (образ Дефоржа);
два свидания напоминают две встречи Маши и Владимира;
мотив немилого жениха (Парис и Верейский);
роль случая и опоздание, которое губит влюбленных;
мотив мести, запрещающий любовь: Джульетта не должна любить Ромео, так как он убил ее брата. Дубровский должен питать ненависть к Маше, потому что она является дочерью Троекурова, виновника оскорбления и смерти отца;
чувства героев и у Пушкина, и у Шекспира, вступая в поединок с моралью враждебности, оказываются в конфликте с внешним миром.
Анализируя образ Владимира, ученики сталкиваются с проблемной ситуацией: Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Почему же при всех этих качествах герой не смог добиться успеха в жизни? Почему не спас отца и потерял Кистеневку, не сумел сохранить любовь, расстался с крестьянами? Размышление над этими вопросами приводит класс к выводу о том, что желания героя постоянно сталкиваются с законами общества, которые Владимир Дубровский не смог победить. Ни любовь, ни дружба, ни жажда справедливости не способны преодолеть социальное неравенство. Именно социальная проблематика отличает роман Пушкина от пьесы Шекспира. Ромео и Джульетта преодолевают границы, разделяющие их, заплатив за это жизнью и сохранив свою любовь. Пушкинские герои остаются живы, но не в силах нарушить социальный закон. Поэтому старый и циничный Верейский подчиняет Марью Кириловну своим желаниям, а Владимир бесконечно одинок и несчастен.
В качестве итоговой работы ученикам предлагается письменный ответ на вопрос: «Почему герои повести «Барышня-крестьянка» обрели свое счастье, а герои трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» и романа Пушкина «Дубровский» нет?» Некоторые ребята изъявили желание нарисовать рисунки к изученным произведениям.