СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия в царствование Александра I

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Россия в царствование Алвександра I". Тест для 10 класса. Профильный уровень.

Просмотр содержимого документа
«Россия в царствование Александра I»

Россия в царствование Александра I

Ф.И. _________________________ I вариант

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. 

1) дарование конституции Польше

2) Ве­ли­кая Фран­цуз­ская революция

3) принятие Жалованной грамоты городам





  1. Установите соответствие между событиями и датами:

СОБЫТИЯ

ДАТЫ

А) русско-турецкая война

Б) русско-шведская война

В) Тильзитский мир

Г) русско-персидская война

1) 1806-1808

2) 1808-1809

3) 1807

4) 1806-1812

5) 1804-1813


А

Б

В

Г






3. Ниже при­ведён пе­ре­чень по­ня­тий, тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к пре­об­ра­зо­ва­ни­ям Алек­сандра I.

1) Воль­ные хле­бо­паш­цы, 2) ми­ро­вой по­сред­ник, 3) ми­ни­стер­ства, 4) зем­ства, 5) во­ен­ные по­се­ле­ния.

Найди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

Ответ: ________

4.На­пи­ши­те про­пу­щен­ное сло­во­со­че­та­ние.

«_______________________» П. И. Пе­сте­ля, став­шая про­грам­мой Юж­но­го об­ще­ства, была на­ка­зом Вре­мен­но­му пра­ви­тель­ству, ко­то­рое долж­но было про­ве­сти в жизнь ос­нов­ные по­ло­же­ния этого до­ку­мен­та.

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.

ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ

А) «[Алек­сандр I] со­зна­вал, что ему не­воз­мож­но вы­ска­зать свои чув­ства от­кро­вен­но и про­яв­лять их перед об­ще­ством, столь мало под­го­тов­лен­ным для вос­при­я­тия этих идей.

Чтобы до из­вест­ной сте­пе­ни смяг­чить это пе­чаль­ное про­ти­во­ре­чие с самим собою, Алек­сандр об­ра­зо­вал род ко­ми­те­та, со­став­лен­но­го из лиц, ко­то­рых он счи­тал сво­и­ми лич­ны­ми дру­зья­ми, раз­де­ляв­ши­ми его взгля­ды и убеж­де­ния... Каж­дый нёс туда свои мысли, свои ра­бо­ты, свои со­об­ще­ния о те­ку­щем ходе пра­ви­тель­ствен­ных дел и о за­ме­чен­ных зло­упо­треб­ле­ни­ях вла­сти. Им­пе­ра­тор впол­не от­кро­вен­но рас­кры­вал перед нами свои мысли и свои ис­тин­ные чув­ства. Не было ни од­но­го внут­рен­не­го улуч­ше­ния, ни одной по­лез­ной ре­фор­мы, на­ме­чен­ной или про­ведённой в Рос­сии в цар­ство­ва­ние Алек­сандра, ко­то­рые не за­ро­ди­лись на этих имен­но тай­ных со­ве­ща­ни­ях».

Б) «Всех взбун­то­вав­ших­ся и за­ра­зив­ших­ся сим бун­том Её Ве­ли­че­ства под­дан­ных, из­мен­ни­ков и со­общ­ни­ков его, пред­по­ла­гаю я сим по го­су­дар­ствен­ным за­ко­нам по­сту­пать по ни­же­пи­сан­но­му.

Всех по­се­лян, воз­вращённых сими сред­ства­ми в преж­нюю вер­но­под­да­ни­че­скую вер­ность к все­ми­ло­сти­вей­шей нашей им­пе­ра­три­це и в долж­ное по­ви­но­ве­ние своих на­чаль­ни­ков, по­ме­щи­ков утвер­дить в том це­ло­ва­ни­ем Еван­ге­лия и кре­ста, объ­явив, что, кто и за сим дерзнёт впредь каким-либо об­ра­зом при­об­щать­ся к бун­тов­щи­кам или утвер­ждать са­мо­зван­ца Пет­ром Тре­тьим, ко­то­рый две­на­дцать уже тому лет, всему го­су­дар­ству из­вест­но, под­лин­но скон­чал­ся, или кто сде­ла­ет ма­лей­шее ослу­ша­ние во­е­во­дам, кан­це­ля­ри­ям, вся­ким над собою на­чаль­ни­кам и соб­ствен­ным по­ме­щи­кам, а дру­гие та­ко­вых за­вод­чи­ков или под­сыль­ных от го­су­дар­ствен­ных бун­тов­щи­ков не свя­жут и в бли­жай­шую кан­це­ля­рию или в во­ин­скую ко­ман­ду не пред­ста­вят, за то в самой ско­ро­сти при­слан­ны­ми из войск ко­ман­ды ге­не­ра­ла графа Па­ни­на, все в та­ко­вых се­ле­ни­ях без изъ­я­тия воз­раст­ные му­жи­ки, будут каз­не­ны му­чи­тель­ней­ши­ми смер­тя­ми, жёны и дети их — от­да­ны в раб­ство, а земли — во вла­де­ние в вер­но­сти пре­быв­шим все­гда к Её им­пе­ра­тор­ско­му Ве­ли­че­ству под­дан­ным и по­ме­щи­кам...»

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) При дан­ном пра­ви­те­ле на­ча­лось дви­же­ние де­каб­ри­стов.

2) Этот пра­ви­тель же­сто­ко по­да­вил вы­ступ­ле­ние на Се­нат­ской пло­ща­ди.

3) До­ку­мент по­свя­щен круп­ней­шей Кре­стьян­ской войне XVII в.

4) Пра­ви­тель упо­ми­на­е­мый в до­ку­мен­те – им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на II

5) Этот пра­ви­тель сыг­рал боль­шую роль в со­зда­нии «свя­щен­но­го союза»

6) Со­вре­мен­ни­ком дан­но­го пра­ви­те­ля был Еме­льян Пу­га­чев.

Фраг­мент А

Фраг­мент Б

 

 

 

 

7. Про­чти­те от­ры­вок из до­ку­мен­та.

«Им­пе­ра­тор со­зна­вал, что ему не­воз­мож­но вы­ска­зы­вать свои чув­ства от­кро­вен­но и про­яв­лять их перед об­ще­ством, столь мало под­го­тов­лен­ным к вос­при­я­тию этих идей, ко­то­рое встре­ти­ло бы их с не­до­уме­ни­ем и даже с не­ко­то­рым стра­хом. Вот по­че­му пра­ви­тель­ствен­ная ма­ши­на про­дол­жа­ла функ­ци­о­ни­ро­вать на преж­них ос­но­ва­ни­ях и им­пе­ра­тор волей-не­во­лей был при­нуждён счи­тать­ся с преж­ни­ми те­че­ни­я­ми. Чтобы смяг­чить это пе­чаль­ное про­ти­во­ре­чие с самим собою, он об­ра­зо­вал род тай­но­го со­ве­та, со­став­лен­но­го из лиц, ко­то­рых он счи­тал сво­и­ми лич­ны­ми дру­зья­ми, раз­де­ляв­ши­ми его взгля­ды и убеж­де­ния. Каж­дый нёс туда свои мысли, свои ра­бо­ты, свои со­об­ще­ния о те­ку­щем ходе пра­ви­тель­ствен­ных дел и о за­ме­чен­ных зло­упо­треб­ле­ни­ях вла­сти. Им­пе­ра­тор впол­не от­кро­вен­но рас­кры­вал перед нами свои мысли и свои ис­тин­ные чув­ства. Не было ни од­но­го внут­рен­не­го улуч­ше­ния, ни одной по­лез­ной ре­фор­мы, ко­то­рые не за­ро­ди­лись на этих имен­но тай­ных со­ве­ща­ни­ях».

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Упо­ми­на­е­мый в от­рыв­ке им­пе­ра­тор — Алек­сандр I.

2) Все участ­ни­ки со­ве­та, упо­ми­на­е­мо­го в от­рыв­ке, про­ис­хо­ди­ли из знат­ных бо­яр­ских фа­ми­лий.

3) Совет, о ко­то­ром го­во­рит­ся в от­рыв­ке, — Не­глас­ный ко­ми­тет.

4) Упо­ми­на­е­мый в от­рыв­ке Совет об­ла­дал за­ко­но­да­тель­ны­ми функ­ци­я­ми.

5) Упо­ми­на­е­мый в от­рыв­ке Совет за­ме­нил Сенат.

6) Этот пе­ри­од А. С. Пуш­кин на­звал «дней Алек­сан­дро­вых пре­крас­ное на­ча­ло».




Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

8.На­пи­ши­те на­зва­ние населённого пунк­та, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «2». _________

9.На­пи­ши­те фа­ми­лию пол­ко­вод­ца, ко­ман­до­вав­ше­го ар­ми­ей, обо­зна­чен­ной на схеме циф­рой «3» ____________


10.На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, где со­еди­ни­лись армии, обо­зна­чен­ные циф­ра­ми «1» и «3» ________________

11.Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Участ­ни­ка­ми войны, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме, были А. В. Су­во­ров и П. А. Ру­мян­цев.

2) В на­ча­ле во­ен­ных дей­ствий, изоб­ражённых на схеме, не­при­я­тель об­ла­дал боль­шим чис­лен­ным пре­вос­ход­ством.

3) Общее ко­ман­до­ва­ние вой­ска­ми, дей­ствия ко­то­рых обо­зна­че­ны чёрными стрел­ка­ми, осу­ществ­лял Н. Н. Ра­ев­ский.

4) Пе­ре­ме­ще­ние войск в пункт, обо­зна­чен­ный циф­рой «4», по­лу­чи­ло на­зва­ние «Та­ру­тин­ский манёвр».

5) Участ­ни­ка­ми дви­же­ния, рай­о­ны дей­ствия ко­то­ро­го обо­зна­че­ны точ­ка­ми, были Д. В. Да­вы­дов и А. Н. Се­сла­вин.

6) Вой­ска­ми, дей­ствия ко­то­рых обо­зна­че­ны се­ры­ми стрел­ка­ми, ко­ман­до­вал ко­роль Карл XII.





Россия в царствование Александра I

Ф.И. ________________________ II вариант

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

1) принятие Указа об обязанных крестьянах

2) созыв первого Земского собора

3) захват крестоносцами Константинополя





  1. Установите соответствие между событиями и датами:


СОБЫТИЯ

ДАТЫ

А) деятельность Негласного комитета

Б) учреждение Государственного совета

В )учреждение министерств

Г) указ о «вольных хлебопашцах»

1)1803

2) 1801-1803

3) 1801

4) 1802

5) 1810



4. Ниже при­ведён пе­ре­чень по­ня­тий, тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к пре­об­ра­зо­ва­ни­ям Алек­сандра I.

1) «Воль­ные хле­бо­паш­цы», 2) Не­глас­ный ко­ми­тет, 3) Юрьев день, 4) зем­ства, 5) во­ен­ные по­се­ле­ния.

Найди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

Ответ: ________

5.  На­пи­ши­те про­пу­щен­ное слово. Объ­еди­не­ние пра­ви­те­лей ве­ду­щих ев­ро­пей­ских дер­жав, со­здан­ное после на­по­лео­нов­ских войн для под­дер­жа­ния мира в Ев­ро­пе, укреп­ле­ния мо­нар­хи­че­ско­го строя и по­дав­ле­ния ре­во­лю­ци­он­ных вы­ступ­ле­ний, на­зы­ва­лось _____________________________.

6.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­до­му фраг­мен­ту, обо­зна­чен­но­му бук­вой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие ха­рак­те­ри­сти­ки, обо­зна­чен­ные циф­ра­ми.

ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ

А) «...я по­ру­чил г. Ми­ло­ра­до­ви­чу за­нять с вой­ска­ми 1-й армии сле­ду­ю­щую по­зи­цию: пра­вое крыло 6-го кор­пу­са долж­но было опи­рать­ся на вы­со­ты при де­рев­не Горки; на­прав­ле­ние пер­вой линии на­хо­ди­лось в пря­мой линии от сей точки к де­рев­не Семёнов­ской. Я донёс о всех сих мерах князю Ку­ту­зо­ву; он объ­явил мне свою бла­го­дар­ность, всё одоб­рил и уве­до­мил меня, что при­е­дет в мой ла­герь для ожи­да­ния рас­све­та и воз­об­нов­ле­ния сра­же­ния... Но в пол­ночь по­лу­чил я пред­пи­са­ние, по коему обеим ар­ми­ям сле­до­ва­ло от­сту­пить за Мо­жайск».

Б) «На Яике нашёл он при­бе­жи­ще у не­ко­то­рых из того вой­ска пре­ступ­ни­ков, кои по делам внут­рен­не­го Яиц­ко­го вой­ска то­гдаш­не­го не­со­гла­сия и не­устрой­ства, опа­са­ясь пра­вед­но­го на­ка­за­ния, сами тогда в бегах на­хо­ди­лись. Сии ка­за­ки не толь­ко при­ста­ли к [нему], но и ста­ра­лись по­всю­ду раз­но­сить о нём слух. Когда сие дошло до све­де­ния ко­мен­дан­та Яиц­ко­го го­род­ка, вы­слал он к по­им­ке их ко­ман­ду».

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) В ходе дан­но­го со­бы­тия был смер­тель­но ранен П. И. Баг­ра­ти­он.

2) Со­вре­мен­ни­ком дан­но­го со­бы­тия была Ека­те­ри­на II.

3) После дан­но­го со­бы­тия река Урал по­лу­чи­ла свое со­вре­мен­ное на­име­но­ва­ние.

4) Одной из про­ти­во­сто­я­щих сто­рон дан­но­го со­бы­тия была фран­цуз­ская армия.

5) Дан­ное со­бы­тие про­изо­шло в эпоху двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов.

6) Дан­ное со­бы­тие про­изо­шло в ходе Се­вер­ной войны.

Фраг­мент А

Фраг­мент Б

 

 

 

 

7. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний со­вре­мен­ни­ка.

«[Алек­сандр I] со­зна­вал, что ему не­воз­мож­но вы­ска­зать свои чув­ства от­кро­вен­но и про­яв­лять их перед об­ще­ством, столь мало под­го­тов­лен­ным для вос­при­я­тия этих идей.

Чтобы до из­вест­ной сте­пе­ни смяг­чить это пе­чаль­ное про­ти­во­ре­чие с самим собою, Алек­сандр об­ра­зо­вал род ко­ми­те­та, со­став­лен­но­го из лиц, ко­то­рых он счи­тал сво­и­ми лич­ны­ми дру­зья­ми, раз­де­ляв­ши­ми его взгля­ды и убеж­де­ния... Каж­дый нёс туда свои мысли, свои ра­бо­ты, свои со­об­ще­ния о те­ку­щем ходе пра­ви­тель­ствен­ных дел и о за­ме­чен­ных зло­упо­треб­ле­ни­ях вла­сти. Им­пе­ра­тор впол­не от­кро­вен­но рас­кры­вал перед нами свои мысли и свои ис­тин­ные чув­ства. Не было ни од­но­го внут­рен­не­го улуч­ше­ния, ни одной по­лез­ной ре­фор­мы, на­ме­чен­ной или про­ведённой в Рос­сии в цар­ство­ва­ние Алек­сандра, ко­то­рые не за­ро­ди­лись на этих имен­но тай­ных со­ве­ща­ни­ях».

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Ко­ми­тет, о ко­то­ром го­во­рит­ся в тек­сте, по­лу­чил в ис­то­рии на­зва­ние «Не­глас­ный».

2) Одним из чле­нов ко­ми­те­та был А. А. Арак­че­ев.

3) Ко­ми­тет про­су­ще­ство­вал до 1825 г.

4) Боль­шое вли­я­ние на чле­нов ко­ми­те­та ока­зы­ва­ли идеи Эпохи Про­све­ще­ния.

5) Автор вос­по­ми­на­ний по­зи­тив­но от­но­сит­ся к де­я­тель­но­сти ко­ми­те­та.

6) Участ­ни­ки ко­ми­те­та были сто­рон­ни­ка­ми со­ци­а­ли­сти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний.




Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние



8.На­пи­ши­те имя им­пе­ра­то­ра, пра­вив­ше­го в той стра­не, ко­то­рая была ос­нов­ным про­тив­ни­ком Рос­сии в во­ен­ных дей­стви­ях, обо­зна­чен­ных на карте. __________

9.На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, где со­сто­я­лось по­след­нее сра­же­ние этого им­пе­ра­то­ра__________

10.На­пи­ши­те место про­ве­де­ния ге­не­раль­но­го сра­же­ния, дан­но­го рус­ской ар­ми­ей, обо­зна­чен­но­го циф­рой «1» ___________________

11.Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на карте, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Изоб­ражённые на карте со­бы­тия про­ис­хо­ди­ли в пер­вой чет­вер­ти XIX в.

2) В это время в Рос­сии пра­вил им­пе­ра­тор Ни­ко­лай I.

3) Рос­сия по­бе­до­нос­но за­вер­ши­ла войну, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на карте.

4) По окон­ча­нии во­ен­ных дей­ствий в Вене со­брал­ся кон­гресс ев­ро­пей­ских мо­нар­хов.

5) В честь по­бе­ды в этой войне в Пе­тер­бур­ге был воз­ведён Иса­а­ки­ев­ский собор.

6) Со­бы­тия обо­зна­чен­ных на карте во­ен­ных дей­ствий от­ра­же­ны в ро­ма­не М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го вре­ме­ни».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!