СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия в царствование Петра I

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест "Россия в царствование Петра I" для 10 класса. Профильный уровень.

Просмотр содержимого документа
«Россия при Петре I»

Россия при Петре I

Ф.И. __________________________________________I вариант

1. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия.

1) Смо­лен­ская война

2) на­ча­ло Ре­фор­ма­ции в Гер­ма­нии

3) учре­жде­ние кол­ле­гий




2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми

СО­БЫ­ТИЯ

ГОДЫ

A) объ­еди­не­ние Киева и Нов­го­ро­да под вла­стью Олега

Б) указ о со­зда­нии флота в Рос­сии

B) создание Второго ополчения, освобождение Москвы от польских интервентов

Г) учре­жде­ние Ака­де­мии наук

1) 1725 г.

2) 1989 г.

3) 1612 г.

4) 882 г.

5) 1803 г.

6) 1696 г.

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 


3. Ниже при­ведён ряд имён вид­ных го­су­дар­ствен­ных де­я­те­лей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к XVIII в. Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

1) Мен­ши­ков, 2) Потёмкин, 3) Кан­крин, 4) Орлов, 5) Ру­мян­цев, 6) Бен­кен­дорф.

Ответ: ________________

4. На­пи­ши­те про­пу­щен­ное слово.

Важ­ный в ис­то­рии Рос­сии про­цесс, ха­рак­те­ри­зу­е­мый тер­ми­на­ми «са­мо­дер­жа­вие», «не­огра­ни­чен­ная мо­нар­хия», «цен­тра­ли­за­ция вла­сти и управ­ле­ния», на­зы­ва­ет­ся ста­нов­ле­ни­ем и раз­ви­ти­ем _____________.

5. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий от­но­сят­ся к первой половине XVIII в.?

1) Ган­гут­ское мор­ское сра­же­ние

2) Пол­тав­ская битва

3) Бо­ро­дин­ское сра­же­ние

4) сра­же­ние у де­рев­ни Лес­ная

5) Си­ноп­ский мор­ской бой

6) обо­ро­на Шипки





6. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка.

«Слух об основании города в устье Невы распростра­нился среди западноевропейских купцов, и в ноябре 1703 г. на реке пришвартовался первый иностранный корабль, доставивший соль и вино. На радостях петер­бургский губернатор щедро наградил за отвагу шкипера, рискнувшего пробиться к городу, минуя шведских капе­ров: ему была выдана премия в 500 золотых, а каждый матрос получил по 30 талеров.

Строителям будущей столицы доводилось испыты­вать на себе невзгоды сурового климата и капризы Невы. Все эти неудобства не смущали Петра. В его глазах но­вый город выглядел Парадизом, т. е. раем. В письмах ца­ря встречаются такие фразы: «Не могу не писать вам из здешнего Парадиза...»; «Истинно, что в раю здесь жи­вем...».

Ис­поль­зуя от­ры­вок и зна­ния по ис­то­рии, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния.

  1. Главным креплением города стала Петропавловская крепость

  2. Город в момент основания был назван Санкт-Петербург

  3. События происходили в период русско-турецкой войны

  4. Нева впадает в Финский залив Балтийского моря

  5. В 1735 г. Город стал столицей России

  6. Город в момент основания был назван Петроградом

Ответ: _____________________

Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

7. На­пи­ши­те на­зва­ние войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме. ________________

8. На­пи­ши­те имя рос­сий­ско­го мо­нар­ха, в годы прав­ле­ния ко­то­ро­го шла война, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме. ________________

9. На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, у стен ко­то­ро­го про­изо­шло сра­же­ние, обо­зна­чен­ное на схеме циф­рой «1».

__________________

10. Какие три суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми?

1) В ходе войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме, про­во­ди­лись ре­крут­ские на­бо­ры.

2) Мир­ный до­го­вор, за­вер­шив­ший войну, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме, был под­пи­сан в го­ро­де, обо­зна­чен­ном циф­рой «2».

3) Одну из ре­ша­ю­щих побед в дан­ной войне рус­ская армия одер­жа­ла в сра­же­нии, обо­зна­чен­ном циф­рой «3».

4) След­стви­ем войны, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме, стала утра­та Рос­си­ей ста­ту­са мор­ской дер­жа­вы.

5) После за­вер­ше­ния войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме, Рос­сия стала им­пе­ри­ей.

6) В ре­зуль­та­те этой войны Рос­сия утра­ти­ла за­штри­хо­ван­ные на схеме тер­ри­то­рии




11. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние

Какие два суж­де­ния, свя­зан­ные с кар­ти­ной, ко­то­рую Вы ви­ди­те, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми?

1) С де­я­тель­но­стью царя, изоб­ражённого на кар­ти­не, свя­за­но пре­вра­ще­ние Рос­сии в мор­скую дер­жа­ву.

2) Царь, изоб­ражённый на кар­ти­не, уста­но­вил по­ря­док пре­сто­ло­на­сле­дия стро­го по нис­хо­дя­щей муж­ской линии.

3) Изоб­ражённые на кар­ти­не ис­то­ри­че­ские пер­со­на­жи жили во вто­рой по­ло­ви­не XVIII в.

4) Между ис­то­ри­че­ски­ми пер­со­на­жа­ми, изоб­ражёнными на кар­ти­не, воз­ник кон­фликт, ко­то­рый стал при­чи­ной смер­ти од­но­го из них.

5) Ху­дож­ник, на­пи­сав­ший дан­ную кар­ти­ну, вхо­дил в объ­еди­не­ние «Мир ис­кус­ства».

Ответ: ________________

12. Какие из пред­став­лен­ных ниже ар­хи­тек­тур­ных со­ору­же­ний стро­и­лись по по­ве­ле­нию царя, изоб­ражённого на кар­ти­не? В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­рыми они ука­за­ны.

Ответ: _____________

13. Прочитайте текст. «По­не­же цар­ское ве­ли­че­ство ука­зал по имен­но­му сво­е­му ве­ли­ко­го го­су­да­ря указу, пи­сан­но­му его ве­ли­че­ства соб­ствен­ною рукою, бри­га­ди­ра и лейб-гвар­дии ка­пи­та­на гос­по­ди­на князя Тру­бец­ко­го над здеш­ним и про­чи­ми ма­ги­стра­ты объ­явить обер-пре­зи­ден­том, и чтоб он ведал всех ку­пец­ких людей судом и о их делах до­но­сил се­на­ту.

...Ма­ги­стра­ту граж­да­не над­ле­жат, и в двух гиль­ди­ях со­сто­ят такие: бан­ки­ры (ко­то­рые дают на век­се­ля день­ги), знат­ные купцы, ко­то­рые имеют отъ­ез­жие боль­шие торги, и ко­то­рые раз­ны­ми мно­ги­ми то­ва­ра­ми в рядах тор­гу­ют, го­род­ские док­то­ры, ап­те­ка­ри, ле­ка­ри, ши­пе­ры ку­пе­че­ских ко­раб­лей, зо­ло­та­ри, се­реб­рен­ни­ки, икон­ни­ки, жи­во­пис­цы, порт­ные, са­пож­ни­ки, куз­не­цы, плот­ни­ки, сто­ля­ры, ре­щи­ки, то­ка­ри и сим по­доб­ные из ко­то­рых пер­вой гиль­дии или пер­во­ста­тей­ные со­сто­ят, и от дру­го­го под­ло­го граж­дан­ства при­ви­ле­ги­я­ми и пре­иму­ще­ст­вы суть от­мен­ны; яко бан­ки­ры, знат­ные купцы, ко­то­рые имеют отъ­ез­жие боль­шие торги, и ко­то­рые раз­ны­ми то­ва­ра­ми в рядах тор­гу­ют, го­род­ские док­то­ры, ап­те­ка­ри, ле­ка­ри, ши­пе­ры ку­пе­че­ских ко­раб­лей, зо­ло­та­ри, се­реб­рен­ни­ки, икон­ни­ки, жи­во­пис­цы. Во вто­рой гиль­дии, ко­то­рые ме­лоч­ны­ми то­ва­ра­ми и хар­че­вы­ми вся­ки­ми при­па­сы тор­гу­ют...

И по та­ко­му опре­де­ле­нию каж­дое ху­до­же­ство и ре­мес­ло свои особ­ли­вые цунфты (цехи) или со­бра­ния ре­мес­лен­ных людей, и над оными ал­дер­ма­нов (или стар­шин) по ве­ли­че­ству го­ро­да и по числу ху­дож­ни­ков имеет...

По­не­же ма­ги­страт, яко глава и на­чаль­ство есть всему граж­дан­ству, то оного долж­ность со­сто­ит в том, еже су­ди­ти граж­дан, со­дер­жа­ти в своем смот­ре­нии по­ли­цию, по­ло­жен­ные с них до­хо­ды сби­рать, и от­да­вать по ука­зам, куда от камор-кол­ле­гии будет опре­де­ле­но, учре­ждать всю эко­но­мию (или до­мо­стро­и­тель­ство)го­ро­да, яко ку­пе­че­ство, вся­кое ре­мес­ло, ху­до­же­ство и про­чее, и чи­нить о вся­ких нуж­дах, и что к граж­дан­ской поль­зе при­над­ле­жит, по­треб­ные пред­ло­же­ния до глав­но­го ма­ги­стра­та: того ради [оные] ма­ги­стра­ты гу­бер­на­то­рам и во­е­во­дам не долж­ны под­чи­не­ны быть в том, что до град­ско­го суда и эко­но­мии ка­са­ет­ся, також не над­ле­жит ни граж­дан­ско­му ни во­ен­но­му на­чаль­ни­ку, граж­да­ни­на к сво­е­му суду (в кан­це­ля­рию) по­зы­вать; но над­ле­жит на та­ко­го (ме­ща­ни­на) в ма­ги­стра­те бить челом, и по граж­дан­ским пра­вам у граж­дан­ско­го на­чаль­ства суда на него ис­кать. Також ни­ка­ко­му ко­мен­дан­ту не долж­но квар­ти­ры в го­ро­дах по своей воли рас­по­ла­гать, но над­ле­жит сие чи­нить так, как в 12 главе объ­яв­ле­но. А ежели кто из ма­ги­стра­та в вве­рен­ной ему служ­бе по­ка­жет тща­тель­ное ра­де­ние, и во все время со­дер­жит себя чест­но: та­ко­вым поз­во­ля­ет­ся его цар­ско­му ве­ли­че­ству бить челом, ко­то­рые по за­слу­гам могут быть по­жа­ло­ва­ны шля­хет­ством.»

Ука­жи­те время (с точ­но­стью до чет­вер­ти века), когда по­явил­ся дан­ный до­ку­мент. Какой царь его издал? Какой новый орган управ­ле­ния го­ро­да­ми этот до­ку­мент вво­дил? ___________________________________________________________________________________________

14. В XVIII в. в Рос­сии су­ще­ство­ва­ли гвар­дей­ские полки. Ука­жи­те на­зва­ние од­но­го из них. Объ­яс­ни­те, в чём от­ли­чие гвар­дии XVIII в. от стрель­цов XVII в. (при­ве­ди­те не менее двух от­ли­чий).







Россия при Петре I

Ф.И. __________________________________________II вариант

1. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия.

1) ос­но­ва­ние Санкт-Пе­тер­бур­га

2) Вест­фаль­ский мир

3) при­со­еди­не­ние баш­кир­ских зе­мель к Мос­ков­ско­му го­су­дар­ству






2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми.

СО­БЫ­ТИЯ

ГОД

А) Прут­ский поход

Б) при­ня­тие «Сто­гла­ва»

В) битва на реке Воже

Г) при­со­еди­не­ние Нов­го­ро­да к Мос­ков­ско­му го­су­дар­ству

1) 1240 г.

2) 1378 г.

3) 1551 г.

4) 1649 г.

5) 1711 г.

6) 1478 г.


А

Б

В

Г

 

 

 

 


3. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям XVIII в. Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

1) Сенат, 2) кон­ди­ции, 3) кол­ле­гии, 4) отруб, 5) Синод, 6) Не­глас­ный ко­ми­тет.

Ответ: ___________________

4. На­пи­ши­те про­пу­щен­ное по­ня­тие (тер­мин). Го­су­дар­ствен­ные кре­стья­не, пе­ре­дан­ные в услов­ное вла­де­ние част­ным лицам для ра­бо­ты на их пред­при­я­ти­ях, на­зы­ва­лись ______________.

5. Какие три черты ха­рак­те­ри­зу­ют раз­ви­тие рос­сий­ской эко­но­ми­ки в XVIII в.?

1) раз­ви­тие ураль­ской про­мыш­лен­но­сти

2) раз­ви­тие яр­ма­роч­ной тор­гов­ли

3) по­яв­ле­ние ка­пи­та­ли­сти­че­ских мо­но­по­лий

4) кре­пост­ной труд на ма­ну­фак­ту­рах и за­во­дах

5) раз­ви­тие же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та

6) фор­ми­ро­ва­ние Юж­но­го про­мыш­лен­но­го рай­о­на





6. Про­чти­те про­ше­ние к пра­ви­те­лю: «Все­ми­ло­сти­вей­ший го­су­дарь».

«По­не­же труды Ва­ше­го Ве­ли­че­ства в про­из­ве­де­нии на­ше­го оте­че­ства и под­дан­но­го Ва­ше­го все­рос­сий­ско­го на­ро­да всему свету из­вест­ны, того ради, хотя мы ве­да­ем, что Ва­ше­му Ве­ли­че­ству яко са­мо­держ­цу вся при­над­ле­жит, од­на­ко ж в по­ка­за­ние и знак на­ше­го ис­тин­но­го при­зна­ния, что весь под­дан­ной Ваш народ ничем иным, кроме еди­ных Ваших не­усып­ных по­пе­че­ний и тру­дов об оном, и со ущер­бом дра­жай­ше­го здра­вия Ва­ше­го по­ло­жен­ных, на такую сте­пень бла­го­по­лу­чия и славы в свете про­из­ведён есть, по­мыс­ли­ли мы, по при­ме­ру древ­них, особ­ли­во ж рим­ско­го и гре­че­ско­го на­ро­дов, дерз­но­ве­ние вос­при­ять, в день тор­же­ства и объ­яв­ле­ния за­ключённого Ва­ше­го Ве­ли­че­ства тру­да­ми всей Рос­сии столь слав­но­го и бла­го­по­луч­но­го мира, при­несть своё про­ше­ние к Вам пуб­лич­но, дабы из­во­ли­ли при­нять от нас яко от вер­ных своих под­дан­ных во бла­го­да­ре­ние титул Отца Оте­че­ства, Им­пе­ра­то­ра Все­рос­сий­ско­го... Свя­тей­ший Синод в том с нами со­гла­сен. И тако ожи­да­ем от Ва­ше­го Ве­ли­че­ства ми­ло­сти­во­го нам не­воз­бра­не­ния. Алек­сандр Мен­ши­ков. Канц­лер граф Го­лов­кин. Князь Гри­го­рий Дол­го­ру­кой. Князь Дмит­рий Кан­те­мир. Барон Пётр Ша­фи­ров. Ад­ми­рал граф Апрак­син. Князь Дмит­рий Го­ли­цын. Пётр Тол­стой. Ан­дрей Мат­ве­ев».

Ис­поль­зуя от­ры­вок и зна­ния по ис­то­рии, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния.

1) След­стви­ем под­пи­са­ния упо­ми­на­е­мо­го в тек­сте мир­но­го до­го­во­ра стало по­лу­че­ние Рос­си­ей Бал­тий­ско­го по­бе­ре­жья от Риги до Вы­бор­га.

2) Про­ше­ние под­пи­са­но чле­на­ми со­здан­но­го Пет­ром I Се­на­та.

3) Мир­ный до­го­вор, упо­ми­на­е­мый в тек­сте, за­вер­шил Се­ми­лет­нюю войну.

4) Про­ше­ние ад­ре­со­ва­но Петру I.

5) Упо­ми­на­е­мый в тек­сте Свя­тей­ший Синод был со­здан в конце XVII в.

6) Про­ше­ние было на­пи­са­но в 1725 г.

Ответ: ______________


Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

7. На­пи­ши­те на­зва­ние войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме. _____________

8. На­пи­ши­те имя рос­сий­ско­го мо­нар­ха, в годы прав­ле­ния ко­то­ро­го шла война, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме. _________________

9. На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, у стен ко­то­ро­го про­изо­шло сра­же­ние, обо­зна­чен­ное на схеме циф­рой «1». _______

10. Какие три суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми?

1) В ходе войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме, про­во­ди­лись ре­крут­ские на­бо­ры.

2) Мир­ный до­го­вор, за­вер­шив­ший войну, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме, был под­пи­сан в го­ро­де, обо­зна­чен­ном циф­рой «2».

3) Одну из ре­ша­ю­щих побед в дан­ной войне рус­ская армия одер­жа­ла в сра­же­нии, обо­зна­чен­ном циф­рой «3».

4) След­стви­ем войны, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме, стала утра­та Рос­си­ей ста­ту­са мор­ской дер­жа­вы.

5) После за­вер­ше­ния войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме, Рос­сия стала им­пе­ри­ей.

6) В ре­зуль­та­те этой войны Рос­сия утра­ти­ла за­штри­хо­ван­ные на схеме тер­ри­то­рии




11. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

Какие два суж­де­ния о па­мят­ни­ке ар­хи­тек­ту­ры, изоб­ражённом на фо­то­гра­фии, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми?

1) зда­ние со­бо­ра вы­пол­не­но в стиле ран­не­го клас­си­циз­ма

2) па­мят­ник хра­мо­во­го зод­че­ства со­здан в пер­вой по­ло­ви­не XVIII в.

3) ав­то­ром про­ек­та храма яв­ля­ет­ся До­ме­ни­ко Тре­зи­ни

4) собор по­свящён апо­сто­лу Петру

5) в со­бо­ре по­хо­ро­не­ны рус­ские цари от Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча до Ни­ко­лая II

Ответ: ___________

12. Какие из па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры, пред­став­лен­ных ниже, были по­стро­ены в том же веке, в ко­то­ром был со­здан собор? В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­рыми они ука­за­ны.

Ответ: _________

13. Из до­ку­мен­та XVIII в.

«…1. Всем не­дви­жи­мых вещей, то есть ро­до­вых, вы­слу­жен­ных и куп­лен­ных вот­чин и по­ме­стий, также дво­ров и лавок не про­да­вать и не за­кла­ды­вать, но об­ра­щать­ся оным в род таким об­ра­зом.

2. Кто имеет сы­но­вей и ему же ещё хочет, еди­но­му из оных дать не­дви­жи­мое, чрез ду­хов­ную, тому в на­сле­дии и будет. Дру­гие же дети обо­е­го полу да на­граж­де­ны будут дви­жи­мы­ми име­ни­я­ми, ко­то­рые дол­жен отец их или мать раз­де­лить им при себе, как сы­но­вьям, так и до­че­рям, ко­ли­ко их будет, по своей воле, кроме од­но­го, ко­то­рый в не­дви­жи­мых на­след­ни­ках будет… То же ра­зу­ме­ет­ся и о до­че­рях».

 

Как на­зы­вал­ся до­ку­мент, от­ры­вок из ко­то­ро­го при­ведён? Когда и кем он был издан?

______________________________________________________________________________________


14. Пер­вая чет­верть XVIII в Рос­сии была озна­ме­но­ва­на про­ве­де­ни­ем ши­ро­ко­мас­штаб­ных пре­об­ра­зо­ва­ний. Объ­яс­ни­те, чем была вы­зва­на не­об­хо­ди­мость про­ве­де­ния пет­ров­ских пре­об­ра­зо­ва­ний (при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!