СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП литература 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП литература 7 класс»


Муниципальное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска



«Обсуждено» на заседании МО «Рассмотрено» «Утверждено»

Протокол № 1 на заседании МС директор школы

от «____»_____2020г. от «____»_____2020г. О.И. Елозина _____

Корсикова Г.Ф._____ Чмыхова Я.Ю._____ «____»_____2020г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Литература»













Учитель: Петрова А. А.

Класс: 7

Учебный год 2020-2021










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года, программы по литературе для 5-9 классов (авторы В.Я. Коровина и др.), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ № 28 г. Брянска 2020-2021 г. Учебник под редакцией Коровиной В.Я. (Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.— М.: Просвещение, 2016).

На изучение литературы в 7 классе в учебном плане МБОУ СОШ №28 г. Брянска отводится 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю (на 35 учебных недель).



Цели и задачи:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений; совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

  • воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;

  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (четверти), с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций. Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.

2. Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 века, литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



3. Содержание программы учебного предмета

Содержание учебного предмета

Устное народное творчество (7 ч.)

Введение (1 ч.)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Из древнерусской литературы (2 ч.)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления). «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг».

Из русской литературы XVIII в. (2 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов.

Гавриил Романович Державин. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе.

Из русской литературы XIX в. (27 ч.)

А.С. Пушкин. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

И.С. Тургенев. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Н.А. Некрасов. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Дикий помещик».

Л.Н. Толстой. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

И.А. Бунин. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня».

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы XX в. (25 ч.)

М. Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). . «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Л.Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

А.П. Платонов. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других.

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др.

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Е. И. Носов. «Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Ю.П. Казаков. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Д. С. Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Из зарубежной литературы (6 ч.)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра


Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе



№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата поведения

По плану

По факту

Введение (1 ч.)

1.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1



Устное народное творчество (6 ч.)

2.

Предания как поэтическая автобиография народа.

1



3.

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович».

1



4.

Вн. чт. Русские былины Киевского и Новгородского циклов. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». . Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины.

1



5.

Вн. чт. «Калевала» – карело-финский мифологический эпос.

1



6.

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета «Песни о Роланде».

1



7.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

1



Из древнерусской литературы (2 ч).

8.

Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам»).

1



9.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

1



Из русской литературы XVIII века (2 ч).

10.

М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

1



11.

Г. Р. Державин. Стихи «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание».

1



Из русской литературы XIX века (27 ч).

12.

А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок). Интерес Пушкина к истории России. Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы.

1



13.

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»). Образ Петра I. Воспевание автором «града Петрова».

1



14.

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.

1



15.

А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца как образ древнерусского писателя.

1



16.

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека».

1



17.

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои. Дуня и Минский. Судьба Дуни и притча о блудном сыне.




18.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов.

1



19.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика. Особенности сюжета поэмы.

1



20.

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва». Проблема гармонии человека и природы.

1



21.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. Историческая и фольклорная основа повести. Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей.

1



22.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. Смысл противопоставления Остапа Андрию.

1



23.

Р.р. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

1



24.

И. С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

1



25.

И. С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа.

Мастерство И. С. Тургенева в изображении природы и внутреннего состояния человека.

1



26.

И. С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Стихотворения в прозе как жанр. Понятие о лирической миниатюре.

1



27.

Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин.

1



28.

Вн. чт. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения.

1



29.

А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады.

1



30.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «По весть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира в «Повести…».

1



31.

Вн. чт. М. Е. Салтыков- Щедрин. «Дикий помещик»

1



32.

Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1



33.

Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.

1



34.

Р.р. Сочинение по произведениям Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого».

1



35.

А. П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа.

1



36.

А. П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа. Средства создания комического. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

1



37.

Вн. чт. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». «Грустный» юмор Чехова.

1



38.

Р.р. Стихи русских поэтов о рождной природе. В. А. Жуковский. «Приход весны». И. А. Бунин. «Родина». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…».

2



Из русской литературы XX века (25 ч).

39.

И. А. Бунин. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа. Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

1



40.

Вн. чт. И. А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы. Нравственный облик героев рассказов Бунина.

1



41.

М. Горький. «Детство» (главы): тёмные стороны жизни. Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

1



42.

М. Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.

1



43.

М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Романтический характер легенды.

1



44.

Л. Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения

1



45.

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

1



46.

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя.

1



47.

А. П. Платонов. «Юшка». Краткий рассказ о писателе. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.

1



48.

А. П. Платонов. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека. Осознание необходимости сострадания к человеку.

1



49.

Вн. чт. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других.

1



50.

Р.р. Классное контрольное сочинение

1



51.

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака.

1



52.

А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы.

1



53.

Стихотворения о войне А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А. А. Суркова, А. Т.Твардовского и др.

1



54.

Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе.

1



55.

Е. И. Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.

1



56.

Е. И. Носов. «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека.

1



57.

Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы.

1



58.

Д. С. Лихачёв. «Земля родная». Духовное напутствие молодёжи. Развитие представлений о публицистике. Мемуары как публицистический жанр.

1



59.

Вн. чт. М. М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы. Смешное и грустное в рассказах писателя.

1



60.

Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого и др. Стихи поэтов XX века о родине, родной природе, восприятии окружающего мира.

1



61.

Песни на слова русских поэтов ХХ века. А. Н. Вертинский. «Доченьки». И. Гофф. «Русское поле». Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

1



62.

Письменная контрольная работа. Тестирование.

1



63.

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» и др. стих.

1



Из зарубежной литературы (6 ч.)

64

Вн. чт. Р. Бёрнс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления народа о справедливости и честности.

1



65.

Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна…». Своеобразие романтической поэзии Байрона.

1



66.

Японские хокку (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их единстве на фоне круговорота времён года.

1



67.

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.

1



68.

Р. Д. Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле.

1



69.

Вн. чт. Детективная литература.

1



70.

Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование. Итоги года.

1





Аннотация к рабочей программе по литературе 7 класс (ФГОС)

Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года, программы по литературе для 5-9 классов (авторы В.Я. Коровина и др.), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ № 28 г. Брянска 2020-2021 г. Учебник под редакцией Коровиной В.Я. (Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.— М.: Просвещение, 2016).

На изучение литературы в 7 классе в учебном плане МБОУ СОШ №28 г. Брянска отводится 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю (на 35 учебных недель).

Цели и задачи:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• формирование духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

• сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений; совершенствовать навыки выразительного чтения;

• формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

• обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы

• использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

• воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;

• расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (четверти), с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций. Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.

Место предмета:

Количество учебных часов по предмету: 70,

Количество часов по учебному плану - 70.

Общее количество часов в неделю - 2.

• Развитие речи 4 часов

• Внеклассного чтения – 10 часов

Виды контроля:

• промежуточный; пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

• итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Основные разделы (темы) содержания:

1. Введение – 1 ч.

2. Устное народное творчество – 6 ч.

3. Древнерусская литература – 2 ч.

4. Русская литература 18 века – 2 ч.

5. Русская литература 19 века – 27 ч.

6. Русская литература 20 века – 25 ч.

8. Зарубежная литература – 6 ч.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!