МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: на методическом объединении Протокол № 8 от 06.05.2022 г | Согласовано: на педагогическом совете Протокол № 7 от 13.05.2022 г | Утверждено: приказом директора школы _______/ Рекуновой Н.В. № 65 от 13.05.2022 г |
Рабочая программа
по предмету
«физика»
11 класс
(базовый уровень)
(с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)
Романова Евгения
Ильинична
учитель физики
Санномыск
2022 г.
Программа соответствует учебнику «Физика. Базовый уровень. 11 класс» для общеобразовательных учреждений /Г.Я. Мякишев, М.А. Петрова, С.В. Степанов и др. – 6 – е изд., - М.: Дрофа, 2022. В данной рабочей программе на изучение физики в 11 классе отводится 2 часа в неделю, из расчёта 34 учебных недель – 68 часов в год.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
- готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
- умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты.
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современных техники и технологий, в практической деятельности людей;
- показывать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
-устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
- использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
- различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного исследования (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
- проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность измерения по формулам;
- выполнять исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;
- решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера), используя модели, физические величины и законы; выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
- решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью. На основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
- учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
- применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
- использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические и роль физики в решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины;
- объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему, как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
2. Содержание учебного предмета.
(практическая часть учебного содержания предмета усилена материально-технической базой центра «Точка роста», используемого для реализации образовательных программ в рамках преподавания физики)
Раздел 1. «Электродинамика» (продолжение) (24 ч.).
Глава 1. «Постоянный электрический ток» (9 ч).
Действия электрического тока. Условия существования электрического тока. Сторонние силы. Электрический ток в проводниках. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводника. Зависимость сопротивления от температуры. [Сверхпроводимость.] Соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Измерение силы тока, напряжения и сопротивления в электрической цепи. Электродвижущая сила. Источники тока. Закон Ома для полной цепи
Глава 2. «Электрический ток в средах» (5 ч.).
Экспериментальные обоснования электронной проводимости металлов. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. [Закон электролиза Фарадея.] Электрический ток в газах. [Различные типы самостоятельного разряда. Плазма.] Электрический ток в вакууме. Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы.
Глава 3. «Магнитное поле» (6 ч.). Магнитные взаимодействия. Магнитное поле токов. Индукция магнитного поля. Линии магнитной индукции. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Движение заряженных частиц в магнитном поле. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Глава 4. «Электромагнитная индукция» (4 ч.). Опыты Фарадея. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. [ЭДС индукции в движущемся проводнике.] Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Раздел 2. «Колебания и волны» (26 ч.)
Глава 5. «Механические колебания и волны»» (7 ч.) Условия возникновения механических колебаний. Две модели колебательных систем. Кинематика колебательного движения. Гармонические колебания. Динамика колебательного движения. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Волны в среде. Звук.
Глава 6. «Электромагнитные колебания и волны» (8 ч.). Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Формула Томсона. Процессы при гармонических колебаниях в колебательном контуре. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Действующие значения силы токаи напряжения. Резистор в цепи переменного тока. [Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока. Закон Ома для цепи переменного тока. Резонанс в электрических цепях. Мощность в цепи переменного тока. Трансформатор. [Производство, передача и использование электрической энергии.] Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения.
Глава 7. «Законы геометрической оптики» (5 ч.). Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Закон преломления света. [Явление полного внутреннего отражения.] Линзы. Формула тонкой линзы. Построение изображений в тонких линзах. Глаз как оптическая система. [Оптические приборы]
Глава 8. «Волновая оптика» (4 ч.). Измерение скорости света. Дисперсия света. Принцип Гюйгенса. Интерференция волн. Интерференция света. Дифракция света. [Дифракционная решетка. Поляризация световых волн.]
Глава 9. «Элементы теории относительности» (2 ч.). Законы электродинамики и принцип относительности. Опыт Майкельсона. Постулаты специальной теории относительности. Масса, импульс и энергия в специальной теории относительности.
Раздел 3. «Квантовая физика» (14 ч.)
Глава 10. «Квантовая физика. Строение атома» (5 ч.) Равновесное тепловое излучение. Гипотеза Планка. Законы фотоэффекта. Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза де Бройля. Планетарная модель атома. Опыты Резерфорда. Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. [Лазеры.]
Глава 11. «Физика атомного ядра. Элементарные частицы» (9 ч.) Методы регистрации заряженных частиц. Естественная радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Изотопы. Искусственное превращение атомных ядер. Протонно-нейтронная модель атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Биологическое действие радиоактивных излучений. Применение радиоактивных изотопов. Термоядерные реакции. [Термоядерный синтез.] Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Раздел 4. Астрономия(4 ч)
Глава 12. «Элементы астрофизики» (4 ч.) Солнечная система. Солнце. Звезды. Наша Галактика. [Другие галактики.] Простран-ственно-временны е масштабы наблюдаемой Вселенной. Представления об эволюции Вселенной. [Темная материя и темная энергия.]
Лабораторная работа: (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра «Точка роста»)
№ 1 «Исследование зависимости сопротивления полупроводника от температуры.
№ 2 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
№ 3 «Изготовление гальванического элемента и испытание его в действии»
№ 4 «Исследование колебаний пружинного маятника»
№ 5 «Исследование колебаний нитяного маятника»
№ 6 «Определение скорости звука в воздухе»
№7 «Определение скорости света в веществе»
№ 8 «Исследование явлений интерференции и дифракции света»
№ 9 «Наблюдение сплошных и линейчатых спектров»
№ 10 «Измерение естественного радиационного фона»
Контрольная работа:
№ 1 по теме «Постоянный электрический ток»;
№ 2 по темам «Магнитное поле», «Электромагнитная индукция»;
№ 3 по темам «Механические колебания и волны», «Электромагнитные колебания»;
№ 4 по темам «Законы геометрической оптики», «Волновая оптика»;
№ 5 по теме «Квантовая физика»;
№ 6 по теме «Элементы астрофизики»
3. Тематическое планирование
11 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. « Электродинамика» (продолжение) (24 часа) Постоянный электрический ток (9 часов) |
1 | Условия существования электрического тока. Электрический ток в проводниках | 1 |
2 | Закон Ома для участка цепи. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Лабораторная работа № 1 «Исследование зависимости сопротивления полупроводника от температуры. | 1 |
3 | Соединение проводников. | 1 |
4 | Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца | 1 |
5 | Измерение силы тока, напряжения и сопротивления в электрической цепи | 1 |
6 | Электродвижущая сила. Источники тока | 1 |
7 | Закон Ома для полной цепи | 1 |
8 | Лабораторная работа № 2 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 1 |
9 | Контрольная работа № 1 по теме «Постоянный электрический ток». | 1 |
Электрический ток в средах (5 ч) |
10 | Экспериментальные обоснования электронной проводимости металлов | |
11 | Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Закон электролиза. Лабораторная работа № 3 «Изготовление гальванического элемента и испытание его в действии». | 1 |
12 | Электрический ток в газах | 1 |
13 | Электрический ток в вакууме | 1 |
14 | Электрический ток в полупроводниках | 1 |
Магнитное поле (6 ч) |
15 | Магнитные взаимодействия. Магнитное поле токов | 1 |
16 | Индукция магнитного поля | 1 |
17 | Линии магнитной индукции | 1 |
18 | Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера | 1 |
19 | Движение заряженных частиц в магнитном поле. Сила Лоренца. | 1 |
20 | Магнитные свойства вещества | 1 |
Электромагнитная индукция (4 ч) |
21 | Опыты Фарадея. Магнитный поток | 1 |
22 | Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле | 1 |
23 | Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока | 1 |
24 | Контрольная работа № 2 по темам «Магнитное поле», «Электромагнитная индукция» | 1 |
Раздел 2. Колебания и волны (26 ч) |
Механические колебания и волны (7 ч) |
25 | Условия возникновения механических колебаний. Две модели колебательных систем | 1 |
26 | Кинематика колебательного движения. Гармонические колебания | 1 |
27 | Динамика колебательного движения Лабораторная работа № 4 «Исследование колебаний пружинного маятника» | 1 |
28 | Превращение энергии при гармонических колебаниях. Затухающие колебания Лабораторная работа № 5 «Исследование колебаний нитяного маятника» | 1 |
29 | Вынужденные колебания. Резонанс | 1 |
30 | Механические волны | 1 |
31 | Волны в среде. Звук Лабораторная работа № 6 «Определение скорости звука в воздухе» | 1 |
Электромагнитные колебания и волны (8 ч) |
32 | Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур | 1 |
33 | Процессы при гармонических колебаниях в колебательном контуре | 1 |
34 | Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток | 1 |
35 | Резистор в цепи переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения | 1 |
36 | Трансформатор | 1 |
37 | Электромагнитные волны | 1 |
38 | Принципы радиосвязи и телевидения | 1 |
39 | Контрольная работа № 3 по темам «Механические колебания и волны», «Электромагнитные колебания» | 1 |
Законы геометрической оптики (5 ч) |
40 | Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света | 1 |
41 | Закон преломления света | 1 |
42 | Линзы. Формула тонкой линзы | 1 |
43 | Построение изображений в тонких линзах | 1 |
44 | Глаз как оптическая система | 1 |
Волновая оптика (4 ч) |
45 | Измерение скорости света. Дисперсия света. Лабораторная работа №7 «Определение скорости света в веществе» | 1 |
46 | Принцип Гюйгенса. Интерференция волн | 1 |
47 | Интерференция света. Дифракция света Лабораторная работа №8 «Исследование явлений интерференции и дифракции света» | 1 |
48 | Контрольная работа № 4 по темам «Законы геометрической оптики», «Волновая оптика» | 1 |
Элементы теории относительности (2 ч) |
49 | Законы электродинамики и принцип относительности Постулаты специальной теории относительности | 1 |
50 | Масса, импульс и энергия в специальной теории относительности | 1 |
Раздел 3. Квантовая физика (14ч) |
Световые кванты. Атомная физика (5 ч) |
51 | Равновесное тепловое излучение | 1 |
52 | Законы фотоэффекта | 1 |
53 | Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм | 1 |
54 | Планетарная модель атома | 1 |
55 | Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору Лабораторная работ № 9 «Наблюдение сплошных и линейчатых спектров» | 1 |
Физика атомного ядра. Элементарные частицы (9 ч) |
56 | Методы регистрации заряженных частиц | 1 |
57 | Естественная радиоактивность | 1 |
58 | Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Изотопы | 1 |
59 | Искусственное превращение атомных ядер. Протонно-нейтронная модель атомного ядра | 1 |
60 | Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер | 1 |
61 | Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор | 1 |
62 | Биологическое действие радиоактивных излучений Лабораторная работа № 10 «Измерение естественного радиационного фона». | 1 |
63 | Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия | 1 |
64 | Контрольная работа № 5 по теме «Квантовая физика» | 1 |
Раздел 4. Астрономия (4ч) |
| Элементы астрофизики (4 ч) | |
65 | Солнечная система. | 1 |
66 | Солнце. Звезды. | 1 |
67 | Наша Галактика | 1 |
68 | Контрольная работа № 6 по теме «Элементы астрофизики» | 1 |