Министерство образования и науки
Луганской Народной Республики
ГОУ СПО ЛНР «Луганский колледж строительства, экономики и права»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
08.02.10 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»
Луганск
2018
Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии профессиональной подготовки по социально-правовым специальностям, безопасности жизнедеятельности.
Протокол № ___ от ______________ 2018 г.
Разработана на основе государственного образовательного стандарта СПО ЛНР специальности среднего профессионального образования «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство».
Председатель цикловой комиссии Ю.А. Иосифов
Заместитель директора по учебной работе Н.А. Титаренко
Разработчик: Башкатов Р.В., преподаватель ГОУ СПО ЛНР «Луганский колледж строительства, экономики та права»
Содержание | |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4-6 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7-10 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 11-12 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ | 14 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалиста среднего звена в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности 08.02.10 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство».
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла, реализуя вариативную часть ППССЗ.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
законодательные, нормативные правовые акты, регулирующие правовые отношения в процессе профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать:
общими компетенциями:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей);
профессиональными компетенциями:
ПК 3.5. Проводить автоматизированную обработку информации.
ПК 4.3. Проводить контроль качества выполняемых работ при технической эксплуатации, обслуживании, ремонте, строительстве пути и искусственных сооружений.
ПК 4.4. Обеспечивать соблюдение техники безопасности и охраны труда на производственном участке, проводить профилактические мероприятия и обучение персонала.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальная учебная нагрузка обучающегося - 51 часа,
в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 34 часов;
- самостоятельная работа обучающегося - 17 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | - |
курсовые работы (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | 17 |
В том числе: подготовка рефератов, презентаций, составление конспектов на тему: | |
Содержание правоотношений. | 1 |
Анализ развития индивидуального предпринимательства в ЛНР | 2 |
Представительство и доверенность. Сроки в гражданском праве. | 1 |
Договор страхования. | 2 |
Принципы предпринимательского права. | 1 |
Понятие, виды и форма хозяйственных договоров. | 1 |
Содержание общеправовых и отраслевых принципов трудового права. Особенности источников трудового права. | 2 |
Условия коллективного договора: необходимые и факультативные. | 1 |
Система оплаты труда. Страховой стаж. Общий трудовой стаж. | 2 |
Формы реализации административно-правовых норм. | 1 |
Виды административно-правовой ответственности. | 1 |
Итоговая аттестация: VIII семестр – дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов | Количество часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
VIII семестр | | | |
Тема 1. Правовой аспект системы социальных и экономических норм. | Содержание учебного материала. Основы правового статуса человека и гражданина. Конституционные гарантии предпринимательской и иной экономической деятельности Понятие и виды социальных норм. Взаимодействие прав и других норм. | 2 | 2 |
Тема 2. Метод и способы государственно-правового регулирования. | Содержание учебного материала. Понятие государственно-правового регулирования. Метод и типы государственно-правового регулирования. Механизм государственно-правового регулирования. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Содержание правоотношений. | 1 | 3 |
Тема 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала. Понятие и признаки субъектов предпринимательской деятельности. Виды субъектов предпринимательского права. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Анализ развития индивидуального предпринимательства в ЛНР | 2 | 3 |
Практическое занятие № 1. Правоотношения по социальному обеспечению. | 2 | 3 |
Тема 4. Общая характеристика гражданского права. | Содержание учебного материала. Понятие, предмет, метод, принципы и функции гражданского права. Субъекты и объекты гражданского права. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Представительство и доверенность. Сроки в гражданском праве. | 2 | 3 |
Практическое занятие № 2. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. | 2 | 3 |
Тема 5. Гражданско-правовой договор. | Содержание учебного материала. Понятие, виды и содержание договоров. Заключение, изменение и расторжение договора. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Отдельные виды гражданско-правовых договоров. | 2 | 3 |
Практическое занятие № 3. Договор страхования. | 2 | 3 |
Тема 6. Хозяйственное право. Субъекты хозяйственного права, их правовой статус. | Содержание учебного материала. Понятие, предмет, метод хозяйственного права. Понятие хозяйственных правоотношений, их признаки, особенности, виды. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Принципы предпринимательского права. | 1 | 3 |
Тема 7. Организационно-правовые формы деятельности субъектов хозяйственного права. | Содержание учебного материала. Юридические и физические лица, как субъекты хозяйствования. Предприятия, учреждения, организации, как основной хозяйствующий субъект. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Понятие, виды и форма хозяйственных договоров. | 1 | 3 |
Практическое занятие № 4. Субъекты хозяйственных правоотношений и их правовой статус. | 2 | 3 |
Тема 8. Понятие, предмет, метод, принципы трудового права. | Содержание учебного материала. Правовое значение труда в современных рыночных отношениях. Понятие, предмет, метод трудового права. Понятие, виды и значение источников и принципов трудового права. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Содержание общеправовых и отраслевых принципов трудового права. Особенности источников трудового права. | 2 | 3 |
Тема 9. Трудовой договор. Коллективный договор. | Содержание учебного материала. Понятие и содержание трудового и коллективного договора (соглашения). Порядок заключения и расторжения трудового договора. Проверка исполнения коллективного договора. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Условия коллективного договора: необходимые и факультативные. | 2 | 3 |
Практическое занятие № 5. Заключение и расторжение трудового договора. | 2 | 3 |
Тема 10. Заработная плата. Трудовой стаж. | Содержание учебного материала. Правовое определение понятия оплаты труда. Организация оплаты труда. Понятие трудового стажа, его юридическое значение и виды. Выслуга лет военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Непрерывный трудовой стаж. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Система оплаты труда. Страховой стаж. Общий трудовой стаж. | 2 | 3 |
Тема 11. Административное право. Субъекты административного права. | Содержание учебного материала. Понятие, предмет метод административного права. Функции и принципы административного права. Виды административно-правовых норм и пределы их действия. Понятие субъектов административного права и их виды: индивидуальные, коллективные субъекты административного права. Специальный субъект административного права | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Формы реализации административно-правовых норм. Виды административно-правовой ответственности. | 2 | 3 |
Тема 12. Порядок урегулирования хозяйственны споров. Порядок рассмотрения экономических споров арбитражным судом. | Содержание учебного материала. Досудебный порядок урегулирования хозяйственных споров. Судебный порядок урегулирования хозяйственных споров. Понятие экономических споров и их виды. Рассмотрение споров в арбитражном суде. Возбуждение и рассмотрение дела. Исковая давность. Понятие исковой давности. Сроки и порядок восстановления исковой давности. | 2 | 3 |
Дифференцированный зачет | 2 |
Всего за VIII семестр | Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 | |
| Обязательная аудиторная нагрузка (всего) | 34 | |
| В том числе: | | |
| лабораторные занятия | - | |
| практические занятия | 10 | |
| контрольные работы | - | |
| курсовая работы | - | |
| Самостоятельная работа обучающихся (всего) | 17 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета, учебно-методического комплекса по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные материалы, нормативные акты, учебно-методические пособия;
Технические средства обучения:
- ноутбуки с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;
- мультимедийные средства обучения (презентации, таблицы), комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Нормативно-правовые акты:
Основной Закон (Конституция) Луганской народной республики от 18 мая 2014 года №1-І (с изменениями и дополнениями).
Трудовой кодекс Луганской Народной Республики от 30 апреля 2015 № 23-II.
Закон ЛНР «О Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 25 сентября 2015 № 68-II.
Закон ЛНР «О назначении и выплате пенсий на территории Луганской Народной Республики от 27 марта 2015 № 14-II.
Закон ЛНР «О системе государственной службы Луганской Народной Республики» от 15 мая 2015 № 27-II.
Закон ЛНР «О государственной гражданской службе Луганской Народной Республики» от и: 27 марта 2015 № 29-ПЗ/15.
Указ Главы Луганской Народной Республики "Об утверждении Реестра должностей государственной гражданской службы Луганской Народной Республики" от 14 декабря 2015 № 658/01/12/15.
Гражданский кодекс Луганской Народной Республики// https://nslnr.ru.
Гражданский кодекс ЛНР// https://nslnr.ru.
Закон ЛНР «О государственной регистрации юридических и физических лиц-предпринимателей» от 1 октября 2014 года № 27-І.
Закон ЛНР «О концессионной деятельности» от 6 августа 2015 года № 56-ІІ).
Положение «О Комитете по вопросам бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политики, экономики, торговли и внешних связей, развития малого и среднего бизнеса» от 11 сентября 2015 года № 265)// https://nslnr.ru.
Закон ЛНР «О профессиональных союзах» от 30 июня 2014 года № 16- I.
Кодекс об административных правонарушениях Луганской Народной Республики от 15 июля 2016 года № 109-II.
Учебники:
Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник / М.А. Гуреева. — 2-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2016. — 220 с. — (Среднее профессиональное образование);
Право социального обеспечения: краткий курс лекций / И. В. Григорьев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 211 с. — Серия : Хочу все сдать!
Гражданское право: Учебник. В 2т/ Под. Ред. Б.М. Гонгало. - М.: Статут, 2015.
Гражданское право: Учебник/ Под ред. Алексеева С.С. - М.: 2009. — 528 с.
Трудовое право: учебник/под ред. В.В. Жернакова. – Х.: Право, 2012. – 496с.
Трудовое право в схемах и таблицах: учеб. Пособие/С.М. ПрилипкоО.М, О.М. Ярошенко. – М.:Финнов, 2015 – 557 с.
Гончарова Г.С., Жернакова В.В., Прилипко С.А. Трудовое право в вопросах и ответах: Учебно-справочное пособие. – Шестое изд., перераб. И доп. – М.: Одиссей, 2009 – 776 с.
Административное право. Учебник под ред. Н.Ю. Хаманевой – М.: Проспект, 2011;
Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник – М.:Эксмо, 2011;
Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Уч. для ср. уч. зав./ Под ред. Д.О.Тузова и В.С.Аракчеева - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2004 г. - 384с.
Прудников Е.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Уч. для вузов - 2 изд. - М.: РИОР, 2008 г. - 241с.
Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник для ссузов. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 192с.
Интернет-ресурсы:
http://www.garant.ru
https://nslnr.ru
http:// www.nbuv.gov.ua
http://www.elibrary.ru
http://lucl.lucl.kiev.ua
http://www.univer.kharkov.ua
http://korolenko.kharkov.com
http://www.lawbook.by.ru
http://www.pravoznavec.com.ua
http://abris.crimea.ua
http://www.odnb.odessa.ua
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами самостоятельной работы, выполнения мультимедийных презентаций, рефератов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умение анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения; умение защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством; умение использовать нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность; | ОК 1- ОК 10, ПК 3.5, 4.2, 4.3 | опрос, тестирование, оценка качества выполнения практических работ; устный контроль и самоконтроль, письменный контроль и самоконтроль, практический контроль и самоконтроль; |
знание видов административных правонарушений и административной ответственности; знание классификации, основных видов и правил составления нормативных документов; знание норм защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров; знание организационно-правовых форм юридических лиц; знание основных положений Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики, действующих законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности; знание норм дисциплинарной и материальной ответственности работника; знание понятия правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; знание порядка заключения трудового договора и основания для его прекращения; знание прав и обязанностей работников в сфере профессиональной деятельности; знание прав и свобод человека и гражданина, механизма их реализации; знание правового положения субъектов предпринимательской деятельности; знание роли государственного регулирования в обеспечении занятости населения | ОК 1- ОК 10, ПК 3.5, 4.2, 4.3 | индивидуальный и фронтальный опрос, тестирование, самостоятельные письменные работы, диктанты, зачеты по практическим работам, защита творческих работ |
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ
Уровни учебных достижений | Балл (оценка) | Общие требования к знаниям, умениям и навыкам студентов |
Критичный уровень | 1 балл (критично) | Студент различает объекты изучения; обладает только отдельными фрагментарными знаниями по дисциплине; отказывается от ответа без объяснения причин |
Начальный уровень | 2 балла (неудовле-творительно) | Студент воспроизводит незначительную часть учебного материала, имеет нечеткие представления об объекте изучения; имеются значительные пробелы в знаниях; не решена типовая, много раз отработанная учебная задача |
Средний уровень | 3 балла (удовлетвори-тельно) | Студент воспроизводит основной учебный материал, способен с ошибками и неточностями дать определение понятий, сформулировать правило; ответы в целом правильны, однако недостаточно осмыслены |
Достаточный уровень | 4 балла (хорошо) | Знания студента являются достаточными; применяет изученный материал в стандартных ситуациях, пытается анализировать, устанавливать существенные связи и зависимости между явлениями, фактами, делать выводы, в общем контролирует свою деятельность; ответы логические, хотя и имеют неточности |
Высокий уровень | 5 баллов (отлично) | Студент имеет системные, прочные знания в объеме и в пределах требований учебных программ, осознанно использует их в стандартных и нестандартных ситуациях. Умеет самостоятельно анализировать, оценивать, обобщать материал, самостоятельно пользоваться источниками информации, принимать решения |