СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РРазличные техники работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения на уроках технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различные формы работы с обучающимися с ОВЗ в условиях дистанционного урока технологии.

Просмотр содержимого документа
«РРазличные техники работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения на уроках технологии»

Различные техники работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения на уроках технологии

Одним из важнейших направлений работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья выступает обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Трудовое обучение, как важный и социально значимый предмет, направлен на социально-трудовую адаптацию и предполагает совершенствование организации учебного процесса, научное обоснование содержания обучения, уровня его методического обеспечения.

В настоящее время наука и техника развиваются весьма стремительно, и информационные технологии используются практически во всех отраслях жизни общества, науке, быту и повседневной жизни. Важно, чтобы человек умел грамотно находить и использовать информацию, правильно мыслить и умело организовать свою деятельность.

Чтобы достичь положительных результатов овладения знаниями, умениями, навыками, на уроках технологии использую современные образовательные технологии:

1. Технология разноуровневого обучения

2. Коррекционно - развивающие технологии

3. Технология проблемного обучения

4. Проектная деятельность

5. Игровые технологии

6. Информационно-коммуникационные технологии

7. Здоровьесберегающие технологии

Для плодотворной и эффективной деятельности на уроках технологии с детьми с ОВЗ характерны и нетрадиционные формы проведения занятий.

В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Главной задачей становится не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникших задач. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, и незаметно вести их к решению проблемы.

Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. У нас в центре уроки технологии ведутся дистанционно с использованием ИКТ. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей с ОВЗ к проведению уроков технологии. Общение с компьютером вызывает у учеников нашего центра интерес - сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность.

Каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересным для учащихся, поэтому ставлю перед ними конкретные задачи и помогаю находить их решения, даю простор для проявления творческой самостоятельности.

Для формирования трудовых навыков и последующей социальной адаптации учащихся с ОВЗ применяют следующие приемы:

  • создание ситуации успеха;

  • игровые моменты;

  • музыкальное сопровождение во время выполнения практических работ;

  • создание положительного психологического настроя;

  • мотивация труда ученика с ОВЗ через поощрение учащихся в процессе работы, показ значимости выполняемых учениками работ;

  • заинтересованность учащихся трудовыми действиями, работой с материалами и инструментами,

  • обеспечение привлекательности результатов труда;

  • предоставление ученику возможность видеть конкретный результат своего труда;

  • соответствие продолжительности работы возрасту и физическим возможностям ребенка;

  • побуждение учащихся трудиться вместе со взрослыми, а впоследствии самостоятельно;

  • обеспечение необходимой организации трудовой деятельности;

  • оказание помощи учащимся в процессе выполнения практических операций, контроль качества выполнения учащимися трудовых действий.

Трудовое обучение, как важный и социально значимый предмет, направлен на социально-трудовую адаптацию. В своей практике мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: все школьники с ОВЗ имеют разные стартовые возможности, способности, склонности, степень самостоятельности, а также индивидуальную траекторию развития.

На своих уроках применяю адекватные по сложности, личностно ориентированные, вариативные задания, направленные на создание ситуации успеха, а следовательно, и условий для развития самостоятельности, творческой активности и мотивации к обучению. В этом состоит главная особенность развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

На уроках технологии (дистанционные уроки) применяю необычные виды работ, нетрадиционные техники, т.к. детям с ОВЗ работать с ножницами не всегда получается, я применяю другие виды работы с бумагой для аппликаций.

Одной из интересных техник для детского творчества является обрывная аппликация. Смысл этой техники заключается в формировании изображения при помощи обрывков бумаги. В процессе такой деятельности активно задействована вся мускулатура кисти, что положительно влияет на развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ. Кроме того, создание картинки напоминает сборку пазла, а это полезно для развития творческого и пространственного мышления у ребенка.

Создание поделки из бумажных деталек делает ребенка более собранным и усидчивым мастером. Несомненным плюсом именно обрывной техники является ее доступность детям-инвалидам, поскольку при работе не нужны ножницы. Можно не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Одним из любимых материалов детей является пластилин. Это очень пластичный материал. Но и с ним можно выполнять не совсем обычные поделки. Например, можно заготовить образец нарисованной ветки и ученикам предложить долепить осенние листочки.  Данная техника может сочетаться уже с известной техникой – мятая бумага.

Или скатать пластилиновые шарики разных цветов и выложить любое понравившееся изображение (пластилиновая мозаика). Или рисование пластилином на картоне.

Пластилинография – это новый  вид  в изобразительной деятельности, нетрадиционная техника использования пластилина. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня:

- «графия» - создавать, изображать;

- «пластилин» - подразумевает материал, при помощи которого осуществляется замысел.

  Пластилин привлекает детей любого возраста, но новая нетрадиционная техника  рисования - пластилинография, стала для детей интересна вдвойне. До определенного времена ни взрослые ни дети и не подозревали, что пластилином можно будет рисовать. Работа в технике платилинографии способствует:

-  развитию мелкой моторики рук, а именно укрепляется сила рук и пальчиков, движение обоих рук становится согласованными, а это в дальнейшем служит для освоения письма;

- развитию психических развитий – это память, внимание, восприятие, воображение, мышление, развитие творческих способностей.

Лепка и сам процесс помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию).

Аппликация из крупы. Для детей с ОВЗ полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам с ОВЗ интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из ватных дисков – прекрасный способ сделать объемную открытку или же мягкую рельефную картинку. Готовая аппликация выглядит очень эффектно и наглядно, что вызывает долговременный интерес к этому виду деятельности. Ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве продуктивной деятельности детей, а в том, что они получают радость от самого процесса, у них стимулируется положительная мотивация, они не утомляются. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественных экспериментов существенно расширяется. 

Аппликация из салфеток. Очень интересный материал для детского творчества - салфетки. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления креатива.

Тестопластика или лепка из соленого теста способствует развитию мелкой моторики кистей обеих рук, зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов, формирования умений и навыков работы с пластичными материалами, а также содействует развитию творческих способностей школьников.  Тестопластика также развивает детское творчество и фантазию. Это особенный процесс, потому что лепка из теста -  самый осязаемый вид художественного творчества. Благодаря тому,  что с помощью лепки появляется предмет, ребенок может воспринимать его с разных сторон, соответственно формируя его полный образ, давая свободу своему воображению.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Со старшеклассниками мы делаем оригинальные маленькие деревца, для изготовления которых используются натуральные материалы, так называемые топиарии.

Они прекрасно вписываются в любой интерьер и служат украшением дома. Эти волшебные деревца украшают различными материалами: лентами, камешками, зернами кофе и многим другим. Более того, топиарии называют «деревьями счастья», и поэтому топиарий - хороший подарок для любого праздника. Творческий процесс у каждого мастера своеобразен, но существуют основные этапы этого процесса:

1. возникновение идеи, замысла

2. вынашивание замысла

3. реализация замысла

4. появление художественного образа

Поделки из бросового материала является прекрасным средством для развития умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления, выдумки и фантазии. Конечно, все это можно приобрести, но изделие, сделанное своими руками, намного ценнее покупной вещи.

Художники всего мира создают свои творения в модной технике треш-арт («треш» в переводе с английского – «мусор»). Это возможность неравнодушным и увлеченным людям всего мира использовать повторно бросовый материал (фольгу; пластиковую и одноразовую посуду; ватные диски, ватные палочки; фантики; газеты и журналы; CD диски; карандашная стружка; поролон; пенопласт; втулки от туалетной бумаги и скотча; упаковки от яиц; спичечные коробки; обрезки от цветной бумаги, перегоревшие лампочки). Это течение набирает обороты с каждым годом.

Работа с бросовым материалом учит как взрослых, так и детей не только творить и развиваться, но также находить нестандартные решения. Учит бережливости и любви к окружающей среде. Прежде чем отправлять какой-либо предмет, пришедший в негодность, в мусор, стоит приглядеться к нему внимательно. А может, это вовсе не бросовый материал, а основа будущего шедевра. Выбросить то, что уже не нужно, можно всегда, а вот подарить вторую жизнь – это уже искусство.

Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т. к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.

Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Удаётся воспитать у детей практичность, приучить их беречь и ценить каждую вещь и применять всё к делу, формировать гуманное и ответственное отношение к природе. В процессе работы с этими материалами у детей развиваются чувства цвета, ритма, тренируются мышцы кистей рук, глазомер, сенсомоторика, воспитываются усидчивость, наблюдательность, культура труда и эстетическое восприятие мира, формируются понятия о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала, любовь и бережное отношение к природе.

Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Нельзя не отметить положительного влияния папье-маше на развитие таких личностных качеств детей, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность. Овладевая техникой папье-маше, ребенок учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности.

Папье-маше – как вид прикладного искусства является способом психологической разгрузки; влияет на развитие творческого воображения и мышления; способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов; способствует концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье-маше влияет на развитие эмоционально-волевой сферы личности, формируя ряд положительных личностных качеств. С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата, в свою очередь, развивая и мотивационную сферу. Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение.

Работа с бумагой позволяет развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона.

Таким образом, данные техники не утомляют школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Различные техники и средства позволяют ребенку выразить чувства и эмоции, дают свободу выбора и вселяют уверенность в своих силах. Если школьник владеет разными техниками и способами изображения окружающего мира, то развивается его креативность мышления.

Работа с нетрадиционными техниками на уроках технологии стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед изготовлением поделки, боязнь не справиться с процессом. Поэтому, на своих уроках технологии, занятиях внеурочной деятельностью я использую нетрадиционные техники работы с привычными материалами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!