СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русь и Золотая Орда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русь и Золотая Орда»

Открытый урок


Дата – 21.02.20 г.

Класс – 6


Тема: «Русь и Золотая Орда»


Тип – изучение нового

Вид –


Цели: 1) образовательная –

2) развивающая –

3) воспитательная –


Оборудование:


Оформление доски:


Карта «Русь и завоеватели

XII – XIII вв.»





«Русь и Золотая Орда»

Диаграмма



Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время, оборудование

I Организационный момент

Приветствие детей

Приветствие гостей

Проверка подготовки уч-ся к уроку: учебник, закладки, тетради, дневник, портфели

Подготовка к уроку

1 мин.

II Мотивация.

Вступительное слово учителя:




III Проверка дом. задания

- Как Русь развивалась до монголо – татарского нашествия?


- Как развивалась территория нашего района?






























































































































- Покажите на карте и расскажите о походах Батыя на Русь. Как вели себя в русских землях монголы?


- Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?


Работа с документами:

«Ясы» - свод правил Чингисхана

«Никто из подданных империи не имеет права иметь монгола слугой или рабом.

Каждыё из мужчин обязан службой в армии.

Всякий, не участвующий лично в войне, обязан в течение некоторого времени поработать на пользу государства без возражения.

После нас род наш будет носить златом шитые одежды, есть жирные и сладкие яства, ездить на добронравных лошадях…

Запрещается заключать мир с монархом, князем и народом, пока они не изъявили полной покорности.


Наслаждение и блаженство человека состоит в том, чтобы подавить возмутившегося и победить врага, заставить вопить служителей их, заставить течь слёзы по лицу и носу их…»


Владимир Мономах (1053 – 1125) «Поучение детям»

«


«Русская Правда»








Работа с диаграммой

Была ли Русь обречена на поражение?


«ЗА» (Монгольская империя сильней)

  • Русские князья действовали несогласованно

  • Раздробленность (нет политического единства среди русских князей)

  • Многочисленная армия среди монголо – татар (35 – 75 тыс. чел.)

  • Отсутствие взаимопонимания среди русских князей

  • Прошлые походы монголо – татар, использование ими научных и военных достижений других государств

  • Использование стенобитных орудий, камнемётных машин

  • Тактика Батыя – разделение войска на части (при захвате Владимиро – Суздальской земли)

  • Русские князья не дооценивали свои силы и силы противника

  • Бегство князей (Даниила Романовича в Галич из Киева)


«Против» (Русские князья сделали всё, чтобы отразить нападение)

  • Новгород процветал

  • Храбрость дружины Евпатия Коловрата в Суздальской земле

  • Героическая оборона г. Торжка (подготовка, сожгли запасы хлеба)

  • Хорошо укреплённый Новгород

  • Двухмесячная осада Козельска «злой город»
























Какие факты свидетельствуют о том, что Батый организовал нашествие, а не набег степняков на Русь?


(Выступление эксп6ертов)

В ходе обследования долины р. Пахры (территория между сёлами Ям и Новое Съяново) были открыты четыре селища домонгольского времени, расположенных компактной группой.

В домонгольский период вятичи, проживавшие на территории нынешнего Ленинского района, занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством. В сельских поселениях развивались ремёсла: гончарное дело, деревообработка, кузнечное и ювелирное, обработка кожи, прядение и ткачество. Главным же занятием, определявшим весь жизненный уклад населения, было пашенное земледелие. В XII веке было положено начало широкому освоению под пашню лесных ландшафтов Подмосковья. Важной отраслью хозяйство было животноводство. Славянское население так же занималось рыболовством, которое на протяжении длительного времени служило важным источником дополнительного питания в Древней Руси.

Одним из основных ремесленных занятий вятичей в начале XII века было гончарное дело.

Кроме гончаров в этот период вы­делились и другие ремесленники. Это так называемые кричники, добывав­шие железо из болотной руды, и кузнецы. Часто они жили в одном поселении, т.к. два этих ремесла не­разрывно связаны друг с другом.

Одним из показателей уровня раз­вития ремесла являются предметы вооружения. Самыми многочислен­ными находками на рассматривае­мых памятниках являются железные наконечники стрел (селища Десна, Писково). Кроме них, найдено ору­жие ближнего боя - боевой топор, су-лица. К предметам конского снаряже­ния относятся удила и подковы.

В поселениях получи­ла довольно широкое распростране­ние специальность, которую мы сей­час называем ювелирным делом, мастера знали свойства та­ких металлов, как медь, цинк, олово, свинец; умели составлять сложные сплавы.

Через территорию Видновского края в Х-ХШ вв. проходил магист­ральный торговый путь с юга на север. Поэтому его жители являлись потребителями импортных предме­тов, поступавших на Русь. Находки предметов ввоза позволяют нам су­дить о социальном составе участни­ков «гостьбы». Потребителями това­ров выступали в основном сельские ремесленники и крестьянское населе­ние, доход которых не позволял при­обретать предметы роскоши.

Путь их проникновения на Русь шел через Волжскую Булгарию.












































Задача уч-ся приводить аргументы «За» и «Против» того, что Русь обречена на поражение.












































Вывод по диаграмме:

Русь была обречена на поражение.


Но: 1) четырёхлетнее сопротивление русского народа ослабило силы захватчиков

2) монголы не дошли до Адриатического моря, в 1242 г. план Чингисхана о создании мировой монгольской державы от Тихого до Атлантического океана был сорван






Отрывок из книги «Видновский край» стр. 78


































































































































































Диаграмма, синие и красные полоски, надписи «Русь» и «Монгольские завоеватели»
































Изображение стенобитного орудия

IV Изучение нового


























Эмоциональный момент




Воспитательная функция

- Назовите государство, которое создал Батый после покорения Руси.


- Укажите столицу Золотой Орды?



- В чём проявилась зависимость Руси от Золотой Орды?

1 – политическая


2- экономическая


- Какая из них отразилась более серьёзно на развитии Руси?


- Как боролся русский народ с Золотой Ордой?


Трагедия князя Михаила Черниговского



- Каковы последствия ордынского владычества на Руси?


Физминутка для глаз



Демонстрация отрывка из Х/ф «Н.М. Карамзин. История государства Российского»



Часть Монгольской империи – Золотая Орда

Сарай – в переводе «дворец»



















Картина кн. Михаил в Золотой Орде







Портрет Н.М. Карамзина

V Краеведческий акцент

- Что представляла собой территория нашего района и посёлка после нашествия татаро-монгол?


Работа с отрывком из кн. А. Бугрова «Наследие княжеских родов»

ВХП в. на месте поселка разместился небольшой городок, центр округи из нескольких славянских сел. Мы не знаем его названия - он был мал и не привлекал внимание летописцев. В декабре 1237 г. войско хана Батыя, продвигаясь по льду Москва-реки по направлению к небольшому городу Москов, разорило и сожгло окрестные селения. В их число попал, видимо, и наш городок. Брошенные глиняные горшки и железные ножи - немногочисленные немые свидетели, найденные в земле археологами.


В 1237-1238 гг. нынешнее Подмос­ковье подверглось опустошительному нашествию татаро-монгол. После разо­рения Рязани основная часть войска Батыя направилась в декабре 1237 г. на Зарайск и Коломну. Захватив и разграбив эти города, войска татаро-монгол пошли вверх по Москве-реке на Москву. На их пути лежали поселе­ния нынешнего Ленинского района. На площадках многих селищ, возник­ших в начале XIII в., нет культурного слоя второй половины XIII - начала XIV вв. Жизнь здесь возобновляется лишь к середине XIV в.


VI Постановка проблемы

- Действительно ли Русь остановилась в своём развитии?



- Что стало культурным наследием русского государства во время монголо – татарского владычества?


- Было ли осуществлено взаимопроникновение культур?

Послушаем наших экспертов, которые …


Рассказ уч-ся:

________ и _____




VII Итог

Раздробление, монгольское порабощение Древнерусского государства не привело к упадку культуры, более того она получила новые источники для своего развития. Появились местные культурные центры.

В них стали складываться собственные культурные традиции. Но – это предмет исследования следующего урока.


Отметки



VIII Дом. задание

П. 16






















































В ходе обследования долины р. Пахры (территория между сёлами Ям и Новое Съяново) были открыты четыре селища домонгольского времени.

В домонгольский период вятичи, проживавшие на территории нынешнего Ленинского района, занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством. В сельских поселениях развивались ремёсла: гончарное дело, деревообработка, кузнечное и ювелирное, обработка кожи, прядение и ткачество. Главным же занятием, определявшим весь жизненный уклад населения, было пашенное земледелие. В XII веке было положено начало широкому освоению под пашню лесных ландшафтов Подмосковья. Важной отраслью хозяйство было животноводство. Славянское население так же занималось рыболовством, которое на протяжении длительного времени служило важным источником дополнительного питания в Древней Руси.

Одним из основных ремесленных занятий вятичей в начале XII века было гончарное дело.

Кроме гончаров в этот период вы­делились и ремесленники, добывав­шие железо из болотной руды, и кузнецы. Часто они жили в одном поселении, т.к. два этих ремесла не­разрывно связаны друг с другом.

Самыми многочислен­ными находками на рассматривае­мых памятниках являются железные наконечники стрел (селища Десна, Писково). Кроме них, найдено ору­жие ближнего боя - боевой топор, сулица. К предметам конского снаряже­ния относятся удила и подковы.

В поселениях получи­ла довольно широкое распростране­ние специальность, которую мы сей­час называем ювелирным делом, мастера знали свойства та­ких металлов, как медь, цинк, олово, свинец; умели составлять сложные сплавы.

Через территорию Видновского края в Х-ХШ вв. проходил магист­ральный торговый путь с юга на север. Поэтому его жители являлись потребителями импортных предме­тов, поступавших на Русь. Потребителями това­ров выступали в основном сельские ремесленники и крестьянское населе­ние, доход которых не позволял при­обретать предметы роскоши.

Путь их проникновения на Русь шел через Волжскую Булгарию.




ВХП в. на месте современного поселка Володарского разместился небольшой городок, центр округи из нескольких славянских сел. Мы не знаем его названия - он был мал и не привлекал внимание летописцев. В декабре 1237 г. войско хана Батыя, продвигаясь по льду Москва-реки по направлению к небольшому городу Москов, разорило и сожгло окрестные селения. В их число попал, видимо, и наш городок. Брошенные глиняные горшки и железные ножи - немногочисленные немые свидетели, найденные в земле археологами.


В 1237-1238 гг. нынешнее Подмос­ковье подверглось опустошительному нашествию татаро-монгол. После разо­рения Рязани основная часть войска Батыя направилась в декабре 1237 г. на Зарайск и Коломну. Захватив и разграбив эти города, войска татаро-монгол пошли вверх по Москве-реке на Москву. На их пути лежали поселе­ния нынешнего Ленинского района. На площадках многих селищ, возник­ших в начале XIII в., нет культурного слоя второй половины XIII - начала XIV вв. Жизнь здесь возобновляется лишь к середине XIV в.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!