СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская народная праздничная одежда

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по изобразительному искусству.  5 класс. По теме: "Народный праздничный костюм"

Просмотр содержимого документа
«Русская народная праздничная одежда»

Изобразительное искусство Русская народная праздничная одежда Урок № 6 5 класс Сучкова Валентина Николаевна Учитель ИЗО МБОУ СОШ № 29 Славянского района Краснодарского края

Изобразительное искусство

Русская народная праздничная одежда

Урок № 6

5 класс

Сучкова Валентина Николаевна

Учитель ИЗО

МБОУ СОШ № 29

Славянского района

Краснодарского края

Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветие. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветие. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай»

Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай»

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций

Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого серебристо-белого льняного или конопляного полотна, которое ткали в крестьянских домах

Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого серебристо-белого льняного или конопляного полотна, которое ткали в крестьянских домах

Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но и оберегала, защищала женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи «сенокосицы» (в которой косили).

Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но и оберегала, защищала женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи «сенокосицы» (в которой косили).

Рубаха была до пят и надевалась без сарафана. Прикасаясь к земле и травам изукрашенным подолом, женщина надеялась, что передаёт земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама получает взамен жизненные силы .

Рубаха была до пят и надевалась без сарафана. Прикасаясь к земле и травам изукрашенным подолом, женщина надеялась, что передаёт земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама получает взамен жизненные силы .

В северных и центральных губерниях России поверх рубахи девушки и женщины носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной («княжей») полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью (тонкой металлической нитью), и узорными пуговицами.

В северных и центральных губерниях России поверх рубахи девушки и женщины носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной («княжей») полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью (тонкой металлической нитью), и узорными пуговицами.

На сарафан надевали короткую епанечку на лямках, а в холода душегрею .

На сарафан надевали короткую епанечку на лямках, а в холода душегрею .

На юге России вместо сарафана женщины поверх рубахи носили понёву – домотканую клетчатую шерстяную юбку из двух полотнищ. Понёву тоже обшивали лентами и тесьмой.

На юге России вместо сарафана женщины поверх рубахи носили понёву – домотканую клетчатую шерстяную юбку из двух полотнищ. Понёву тоже обшивали лентами и тесьмой.

К понёве полагался передник (запон, занавеска). Передник иногда был сплошь украшен узорными полосами и нёс символику, связанную с землёй ( ромбы, волнистые линии – знаки воды; образы матери-земли, птиц, дерева жизни).

К понёве полагался передник (запон, занавеска). Передник иногда был сплошь украшен узорными полосами и нёс символику, связанную с землёй ( ромбы, волнистые линии – знаки воды; образы матери-земли, птиц, дерева жизни).

Поверх понёвы и передника надевали навершник (верхняя короткая одежда без рукавов) из нарядной ткани, украшенной вышивкой. Он делал женщину величавой, статной .

Поверх понёвы и передника надевали навершник (верхняя короткая одежда без рукавов) из нарядной ткани, украшенной вышивкой. Он делал женщину величавой, статной .

Сравните женский народный костюм северных и южных губерний России. Найдите отличительные особенности.

Сравните женский народный костюм северных и южных губерний России. Найдите отличительные особенности.

Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы, её семейное положение: девушка на выданье, молодая женщина, женщина в возрасте, старушка

Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы, её семейное положение: девушка на выданье, молодая женщина, женщина в возрасте, старушка

Сорока с мохрами сборник повязка кокошники Девичьи повязки, венцы, коруны скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми. С момента замужества ходить с непокрытой головой запрещалось .

Сорока с мохрами

сборник

повязка

кокошники

Девичьи повязки, венцы, коруны скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми. С момента замужества ходить с непокрытой головой запрещалось .

Женщины прятали волосы под повойник - холщёвую шапочку, а сверху надевали кокошник , который в разных местах называли по-своему: сорока, кика рогатая, ряска или каблучок

Женщины прятали волосы под повойник - холщёвую шапочку, а сверху надевали кокошник , который в разных местах называли по-своему: сорока, кика рогатая, ряска или каблучок

Образный строй головных уборов был связан в народных представлениях с небом. Свисающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали струи, капли росы, падающие на землю-матушку.

Образный строй головных уборов был связан в народных представлениях с небом. Свисающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали струи, капли росы, падающие на землю-матушку.

Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ей из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой .

Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ей из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой .

Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты , которые завязывались на шнурке вокруг пояса. Порты заправляли в сапоги или обёртывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти.

Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты , которые завязывались на шнурке вокруг пояса. Порты заправляли в сапоги или обёртывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти.

Поверх рубахи обычно надевали зипун , служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна либо войлока .

Поверх рубахи обычно надевали зипун , служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна либо войлока .

Задание Выполни эскиз народного праздничного костюма северных и южных районов России, женский или мужской (по выбору).

Задание

Выполни эскиз народного праздничного костюма северных и южных районов России, женский или мужской (по выбору).

Домашнее задание Найди вместе с родителями в книгах, журналах, Интернете два-три образца народной праздничной одежды разных регионов России или ближайшего зарубежья, сравни их общие и отличительные признаки. Расскажи, как в форме костюма и отдельных деталей, в цветовом решении, орнаментах проявляются черты национального своеобразия, связь с природой.

Домашнее задание

Найди вместе с родителями в книгах, журналах, Интернете два-три образца народной праздничной одежды разных регионов России или ближайшего зарубежья, сравни их общие и отличительные признаки.

Расскажи, как в форме костюма и отдельных деталей, в цветовом решении, орнаментах проявляются черты национального своеобразия, связь с природой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!