СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Русская печка" - презентация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Русская печка" помогла ребятам окунуться в старину. Мы ее используем и внеурочной деятельности "Народные промыслы России.

Просмотр содержимого документа
«"Русская печка" - презентация»

РУССКАЯ ПЕЧКА «Печь греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу».

РУССКАЯ ПЕЧКА

«Печь греет и варит, печёт и жарит.

Она накормит, обсушит и порадует душу».

Ру́сская печь  — массивная  печь  с лежанкой (полатями), используемая для приготовления пищи и обогрева помещений, широко распространённая в России, Белоруссии, на Украине.

Ру́сская печь  — массивная  печь  с лежанкой (полатями), используемая для приготовления пищи и обогрева помещений, широко распространённая в России, Белоруссии, на Украине.

«Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка,  в мучке Жучка.  Что это такое?»  Подобные загадки нередко загадывали в старину своим детям крестьяне.

«Стоит терем,

в тереме ящик,

в ящике мучка,

в мучке Жучка.

Что это такое?»

Подобные загадки нередко загадывали

в старину своим детям крестьяне.

 Русская печь, особенно если она расписана или облицована изразцами, сродни сказочному терему. Под «ящиком» в загадке подразумевалась горнушка — небольшое углубление в поде русской печи. В него хозяйки сгребали раскаленный уголь и засыпали сверху на ночь золой, чтобы сохранить огонь до следующей топки. Нетрудно догадаться, что «Жучка», сидящая в ящике, — это раскаленные, пышащие жаром угли, а «мучка» — укрывающая их печная зола.

Русская печь, особенно если она расписана или облицована изразцами, сродни сказочному терему. Под «ящиком» в загадке подразумевалась горнушка — небольшое углубление в поде русской печи. В него хозяйки сгребали раскаленный уголь и засыпали сверху на ночь золой, чтобы сохранить огонь до следующей топки. Нетрудно догадаться, что «Жучка», сидящая в ящике, — это раскаленные, пышащие жаром угли, а «мучка» — укрывающая их печная зола.

 Печь хранила древние верования, через неё человек продолжал поклоняться огню и вообще - силам природы. Она находилась как бы на границе христианского мира и мира народных верований.  Считалось, например, что через трубу в дом может влететь ведьма. Полагали, что в важные для семьи дни души умерших предков слетаются к печи.  Верили, что в подпечье или за печью живет домовой - покровитель дома, и когда семья перебиралась на новое место жительства, под печь ставили лапоть, чтобы домовой как на саночках, уехал вместе со всеми.

Печь хранила древние верования, через неё человек продолжал поклоняться огню и вообще - силам природы. Она находилась как бы на границе христианского мира и мира народных верований.

Считалось, например, что через трубу в дом может влететь ведьма. Полагали, что в важные для семьи дни души умерших предков слетаются к печи.

Верили, что в подпечье или за печью живет домовой - покровитель дома, и когда семья перебиралась на новое место жительства, под печь ставили лапоть, чтобы домовой как на саночках, уехал вместе со всеми.

Печь «Музея Ремесел» г. Коломны  Уж лучше хлебом не корми, а с печи не гони… Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть

Печь «Музея Ремесел» г. Коломны

Уж лучше хлебом не корми, а с печи не гони…

Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть

Осенним вечером в крестьянской избе  Когда темнело и работы на дворе заканчивались, все собирались в избе. Дети забирались на полати, там играли, возились, смеялись над разными шутками.   Один, например, начинал:    - Где ты, брат Иван?  - В горнице.  - А что делаешь?  - Петру помогаю.  - А Петр что делает?  - Да на печи лежит.  - Где ты, брат Иван?  - В горнице.  - А что делаешь?  - Петру помогаю.  - А Петр что делает?  - Да на печи лежит.

Осенним вечером в крестьянской избе

Когда темнело и работы на дворе заканчивались, все собирались в избе. Дети забирались на полати, там играли, возились, смеялись над разными шутками.

Один, например, начинал:

- Где ты, брат Иван?

- В горнице.

- А что делаешь?

- Петру помогаю.

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит.

  • - Где ты, брат Иван? - В горнице. - А что делаешь? - Петру помогаю. - А Петр что делает? - Да на печи лежит.
О представителях старшего поколения, которые, с одной стороны, близки уже к миру предков и заслуживают уважения и почета детей и внуков, но не способны, как прежде, активно участвовать в хозяйстве, говорили: «На печке и дед – герой». Была такая поговорка: «Русская кость тепло любит».

О представителях старшего поколения, которые, с одной стороны, близки уже к миру предков и заслуживают уважения и почета детей и внуков,

но не способны, как прежде, активно участвовать в хозяйстве, говорили:

«На печке и дед – герой».

Была такая поговорка:

«Русская кость тепло любит».

 Были пословицы и поговорки о печи связанные с календарной темой:  «В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся»… «На печи все красное лето».  Были и приметы:  «Печь класть в новолуние –  теплее будет»

Были пословицы и поговорки о печи связанные с календарной темой:

«В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся»…

«На печи все красное лето».

Были и приметы:

«Печь класть в новолуние –

теплее будет»

Были пословицы и поговорки о печи, связанные с погодой: «Кошка в печурке –  стужа во двор».  «Дым из трубы столбом –  к морозу, коромыслом – к теплу».  «Перед морозом дрова в печи  горят с сильным треском».

Были пословицы и поговорки о печи, связанные с погодой:

«Кошка в печурке –

стужа во двор».

«Дым из трубы столбом –

к морозу, коромыслом – к теплу».

«Перед морозом дрова в печи

горят с сильным треском».

 Изба, где печь топилась «по-черному», называлась курной. Летом, в пору гнуса и комарья, дым легко выживал из избы эту многочисленную тварь, и в ней не было ни тараканов, ни клопов, а прокопченные бревна сруба не так сильно подвергались гниению и атакам жуков-древоточцев.  Кроме того, постоянное окуривание играло роль своеобразной дезинфекции, защищая жителей от страшных эпидемий чумы и оспы. Возможно, именно благодаря обилию курных очагов Россия гораздо меньше других стран Европы страдала от опустошительных эпидемий .

Изба, где печь топилась «по-черному», называлась курной. Летом, в пору гнуса и комарья, дым легко выживал из избы эту многочисленную тварь, и в ней не было ни тараканов, ни клопов, а прокопченные бревна сруба не так сильно подвергались гниению и атакам жуков-древоточцев.

Кроме того, постоянное окуривание играло роль своеобразной дезинфекции, защищая жителей от страшных эпидемий чумы и оспы. Возможно, именно благодаря обилию курных очагов Россия гораздо меньше других стран Европы страдала от опустошительных эпидемий .

Был такой обычай …  Вблизи печи вешать образ Божией Матери с кустом терновника «Неопалимая Купина», который испокон века оберегал русские дома от пожара.  Петр I своим указом в 1708 году запретил строить курные печи в домах Петербурга, а четыре года спустя этот запрет был распространен и на Москву.    Знаете ли Вы что …  Печурка – это небольшая выемка в наружной или боковой стенке печи для сушки и хранения мелких предметов .

Был такой обычай …

Вблизи печи вешать образ Божией Матери с кустом терновника «Неопалимая Купина», который испокон века оберегал русские дома от пожара.

Петр I своим указом в 1708 году запретил строить курные печи в домах Петербурга, а четыре года спустя этот запрет был распространен и на Москву.

Знаете ли Вы что

Печурка – это небольшая выемка в наружной или боковой стенке печи для сушки и хранения мелких предметов .

 Печь ассоциировалась с женщиной, а её духовка с чревом, поскольку печь тоже давала жизнь. Недаром, когда женщина рожала, в крестьянском доме открывали не только двери, окна, сундуки, но и печную заслонку.   Печь была той пуповиной, которой человек был привязан к дому.

Печь ассоциировалась с женщиной, а её духовка с чревом, поскольку печь тоже давала жизнь. Недаром, когда женщина рожала, в крестьянском доме открывали не только двери, окна, сундуки, но и печную заслонку.

Печь была той пуповиной, которой человек был привязан к дому.

Без печки - холодно,     без хлеба – голодно!   В Горицком монастыре Вологодской области все помещения отапливаются печами – дров нужно много.   И вся пища готовиться тоже исключительно в печах.

Без печки - холодно,

без хлеба – голодно!

В Горицком монастыре Вологодской области все помещения отапливаются печами – дров нужно много.

И вся пища готовиться тоже исключительно в печах.

  А вот еще интересная поговорка: «Рождество на крылечке,  на Пасху у печки».   Связана она с тем, что на Рождество колядовали и гуляли на улице, а Пасха предполагает пир, застолье дома.  Печь служит одним из сакральных центров дома. «Печь в дому — то же, что алтарь в церкви: в ней печется хлеб».

А вот еще интересная поговорка: «Рождество на крылечке,

на Пасху у печки».

Связана она с тем, что на Рождество колядовали и гуляли на улице, а Пасха предполагает пир, застолье дома.

Печь служит одним из сакральных центров дома. «Печь в дому — то же, что алтарь в церкви: в ней печется хлеб».

 Для выпечки хлеба, когда в горниле остаются одни угли, вьюшку в дымоходе закрывают, а заслонку топки приоткрывают. В таком состоянии печь выдерживают 10—15 минут, после чего проверяют температуру пода, бросив на него немного муки.  Если мука чернеет — значит, под перегрет, и его продолжают охлаждать. Коричневый цвет свидетельствует о нормальном нагреве, когда в горнило можно сажать хлеб.

Для выпечки хлеба, когда в горниле остаются одни угли, вьюшку в дымоходе закрывают, а заслонку топки приоткрывают. В таком состоянии печь выдерживают 10—15 минут, после чего проверяют температуру пода, бросив на него немного муки.

Если мука чернеет — значит, под перегрет, и его продолжают охлаждать. Коричневый цвет свидетельствует о нормальном нагреве, когда в горнило можно сажать хлеб.

Пеки, пока печь горяча. Выпашу чисто поле, нагоню черных овец (хлеб в печи). Выпашу, выпашу чистое поле; нагоню, нагоню белых лебедей (хлебы в печь сажать).
  • Пеки, пока печь горяча.
  • Выпашу чисто поле, нагоню черных овец (хлеб в печи).
  • Выпашу, выпашу чистое поле; нагоню, нагоню белых лебедей (хлебы в печь сажать).
 На Украине, в Белоруссии и в Польше было принято, вынув хлеб или другую пищу из печи, положить туда одно, два или три полена. Делали это в основном для того, чтобы хлеб не выводился, «чтобы не зевала печь», т.е. не было голода в хате.   На ночь в печь клали полено и ставили горшок с водой, чтобы у печи или у огня было что есть и пить .

На Украине, в Белоруссии и в Польше было принято, вынув хлеб или другую пищу из печи, положить туда одно, два или три полена. Делали это в основном для того, чтобы хлеб не выводился, «чтобы не зевала печь», т.е. не было голода в хате.

На ночь в печь клали полено и ставили горшок с водой, чтобы у печи или у огня было что есть и пить .

Придумывали загадки не только о печи целиком, но и об отдельных её частях. Сидит Арина, рот разиня (печная труба). Сидит барыня (баба) на печке в белой епанечке (труба).

Придумывали загадки не только о печи целиком, но и об отдельных её частях.

  • Сидит Арина, рот разиня (печная труба).
  • Сидит барыня (баба) на печке в белой епанечке (труба).
В своей печи и дрова ярче горят .

В своей печи и дрова ярче горят .

 Мать толста, дочь красна, сын храбер (кудреват), в поднебесье ушел.  Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд. (печь, огонь и дым).

Мать толста, дочь красна, сын храбер (кудреват), в поднебесье ушел.

Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд.

(печь, огонь и дым).

 Несмотря на то, что домашний огонь выполняет культурные функции, он сохраняет свою связь со стихией небесного огня и при необходимости может противостоять ей.  Например, в Вологодской губернии затапливали печь, чтобы утишить грозу. Как средство против грозы и других стихийных бедствий у славянских народов использовалась и печная утварь. При приближении градовой тучи выбрасывали на двор хлебную лопату или кочергу либо складывали их крест-накрест, чтобы защитить посевы от града.

Несмотря на то, что домашний огонь выполняет культурные функции, он сохраняет свою связь со стихией небесного огня и при необходимости может противостоять ей.

Например, в Вологодской губернии затапливали печь, чтобы утишить грозу. Как средство против грозы и других стихийных бедствий у славянских народов использовалась и печная утварь. При приближении градовой тучи выбрасывали на двор хлебную лопату или кочергу либо складывали их крест-накрест, чтобы защитить посевы от града.

Музей под открытым небом. Переяславль Хмельницкий. Украина .

Музей под открытым небом. Переяславль Хмельницкий. Украина .

Музей под открытым небом. Переяславль Хмельницкий. Украина .

Музей под открытым небом. Переяславль Хмельницкий. Украина .

 Печь служила связью поколений :  хлопоча возле неё, мать передавала своё умение  дочерям.  Обслуживание печи предполагало определённое умение. Перерасход топлива или продуктов был недопустим. Конечно, навыки прививались с детства, но неумелость хозяйки нигде не была так заметна, как у печи.  Потому и говорили:  «Бабья дорога – от печи до порога».

Печь служила связью поколений :

хлопоча возле неё, мать передавала своё умение дочерям.

Обслуживание печи предполагало определённое умение. Перерасход топлива или продуктов был недопустим. Конечно, навыки прививались с детства, но неумелость хозяйки нигде не была так заметна, как у печи.

Потому и говорили:

«Бабья дорога – от печи до порога».

Бабий кут Музей под открытым небом. Переяславль Хмельницкий. Украина.

Бабий кут

Музей под открытым небом. Переяславль Хмельницкий. Украина.

 А еще были такие приметы:    «Каша из горшка вылезает из печи – к худу, в печь – к добру».  «Кирпич выпал из печи – к худу».  «Уголья, искры, головня из печи – к гостям».  «Хлеб в печи раздвоился – к отлучке одного из семьян».  «Поколе хлеб в печи, не садись на печь, то хлебы спортяться» - вот такое уважительное отношение было к хлебу, когда его выпекали.

А еще были такие приметы:

«Каша из горшка вылезает из печи – к худу, в печь – к добру».

«Кирпич выпал из печи – к худу».

«Уголья, искры, головня из печи – к гостям».

«Хлеб в печи раздвоился – к отлучке одного из семьян».

«Поколе хлеб в печи, не садись на печь, то хлебы спортяться» - вот такое уважительное отношение было к хлебу, когда его выпекали.

 С русской печью связано очень много обрядов, например, свадебных, когда сваты, зайдя в дом первым делом крестились на иконы, а затем прикладывали руки к печи. Согретые сокровенным телом дома, они уже не могли сделать этому дому зло, так как доброта обезоруживает.   Это символизировало приобщение через печь чужих людей к семье.   Поэтому после того, как человек поспал на печи, он считался «своим».

С русской печью связано очень много обрядов, например, свадебных, когда сваты, зайдя в дом первым делом крестились на иконы, а затем прикладывали руки к печи. Согретые сокровенным телом дома, они уже не могли сделать этому дому зло, так как доброта обезоруживает.

Это символизировало приобщение через печь чужих людей к семье.

Поэтому после того, как человек поспал на печи, он считался «своим».

Свадебные приметы и обряды,  связанные с очагом у разных народов Во время свадьбы у южных славян, когда молодая впервые входила в новый дом, ее вели к очагу, который она целовала, трижды обходила, ворошила в нем угли, зажигала огонь, прикасалась к кухонной утвари, мешала и солила еду.  В Сербии, Хорватии невеста одаривала очаг деньгами или яблоком с воткнутой в него монетой. У македонцев в районе Охрида кум трижды ударял молодую головой о камин или заслонку, чтобы она всегда была привязана к дому и была хорошей женой. В Болгарии известны случаи, когда убежавшая без согласия родителей девушка разрыхлила угли в доме своего избранника, и домашние не могли ее вернуть в родительский дом, т.к. брак считался состоявшимся. В Словакии невеста приносила с собой пепел из отцовского очага и тайно высыпала его в печь в доме своего мужа. У белорусов молодая, оставляя дом родителей, причитала: « Добрая доля, да идзи за мной, с печи пламенем, з хаты камином!»

Свадебные приметы и обряды, связанные с очагом у разных народов

Во время свадьбы у южных славян, когда молодая впервые входила в новый дом, ее вели к очагу, который она целовала, трижды обходила, ворошила в нем угли, зажигала огонь, прикасалась к кухонной утвари, мешала и солила еду.

В Сербии, Хорватии невеста одаривала очаг деньгами или яблоком с воткнутой в него монетой.

У македонцев в районе Охрида кум трижды ударял молодую головой о камин или заслонку, чтобы она всегда была привязана к дому и была хорошей женой.

В Болгарии известны случаи, когда убежавшая без согласия родителей девушка разрыхлила угли в доме своего избранника, и домашние не могли ее вернуть в родительский дом, т.к. брак считался состоявшимся.

В Словакии невеста приносила с собой пепел из отцовского очага и тайно высыпала его в печь в доме своего мужа.

У белорусов молодая, оставляя дом родителей, причитала:

« Добрая доля, да идзи за мной, с печи пламенем, з хаты камином!»

Наставления молодым Молодежь наставляли: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» Невесте на свадьбе велели: «Мети, мети, да из избы не выноси, а сгребай под лавку да клади в печь, чтоб дымом вынесло». Человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь.

Наставления молодым

Молодежь наставляли: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи»

Невесте на свадьбе велели: «Мети, мети, да из избы не выноси, а сгребай под лавку да клади в печь, чтоб дымом вынесло».

Человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь.

 Процесс поддержания огня и приготовления хлеба, и, в частности, действия с кочергой и хлебной лопатой, в загадках и свадебных обрядах осмысляются как супружеские отношения.  Формирование плода в материнской утробе также может уподобляться выпеканию хлеба, украинское выражение «у печурце родився» — о счастливом человеке, белорусское «и в старой печи огонь хорошо гориць» — о стариках, у которых родятся дети.

Процесс поддержания огня и приготовления хлеба, и, в частности, действия с кочергой и хлебной лопатой, в загадках и свадебных обрядах осмысляются как супружеские отношения.

Формирование плода в материнской утробе также может уподобляться выпеканию хлеба, украинское выражение «у печурце родився» — о счастливом человеке, белорусское «и в старой печи огонь хорошо гориць» — о стариках, у которых родятся дети.

 А вот еще одна интересная загадка: «Зимой все жрет,     а летом спит; тело теплое,      а крови нет; сесть на нее сядешь,  а с места тебя не свезет».

А вот еще одна интересная загадка:

«Зимой все жрет,

а летом спит;

тело теплое,

а крови нет;

сесть на нее сядешь,

а с места тебя не свезет».

Положительные персонажи сказок часто любят сидеть  или лежать на печи… Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни.

Положительные персонажи сказок часто любят сидеть

или лежать на печи…

Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни.

Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи.(Вопреки народной загадке.)

Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи.(Вопреки народной загадке.)

 Печка иногда наделяется человеческими чертами, способностью разговаривать: например, в сказке «Гуси-лебеди» девочка в поисках пропавшего брата набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у неё совета.  Печь предлагает ей отведать пирожков…

Печка иногда наделяется человеческими чертами, способностью разговаривать:

например, в сказке «Гуси-лебеди» девочка в поисках пропавшего брата набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у неё совета.

Печь предлагает ей отведать пирожков…

… а впоследствии, на обратном пути, прячет девочку и её братца от погони .

а впоследствии, на обратном пути,

прячет девочку и её братца от погони .

Бытовали пословицы и поговорки о печи, описывающие качества человека: О слабом и безвольном человеке отзывались: «Всем бит, и о печку бит, разве только печкой не бит». Над человеком, взявшемся не за свое дело, подшучивали: «Петр в печке пёк печенье, да перепек всю выпечку». Про опытного человека говорили «Он из семи печей хлебы едал».

Бытовали пословицы и поговорки о печи, описывающие качества человека:

  • О слабом и безвольном человеке отзывались: «Всем бит, и о печку бит, разве только печкой не бит».
  • Над человеком, взявшемся не за свое дело, подшучивали: «Петр в печке пёк печенье, да перепек всю выпечку».
  • Про опытного человека говорили «Он из семи печей хлебы едал».
 Внешняя отделка печи сводилась, в основном, к ее побелке и украшению незатейливыми рисунками.

Внешняя отделка печи сводилась, в основном,

к ее побелке и украшению незатейливыми рисунками.

Украинцы. Интерьер хаты. Конец XIX – начало XX века. РЭМ.

Украинцы. Интерьер хаты. Конец XIX – начало XX века. РЭМ.

 Печи зажиточных людей украшали цветными рельефными изразцами.  Русские мастера проявляли всю свою изобретательность, чтобы печи были максимально эффективны и удобны в работе.  В эпоху Петра I издаются обязательные правила кладки отдельных элементов печей. В это время стали изготавливаться гладкие изразцы по голландской технологии. По этой причине облицованные ими печи стали называть голландками .  Вплоть до XIX в. образцы печей, созданные российскими умельцами, считались лучшими в Европе.

Печи зажиточных людей украшали цветными рельефными изразцами.

Русские мастера проявляли всю свою изобретательность, чтобы печи были максимально эффективны и удобны в работе.

В эпоху Петра I издаются обязательные правила кладки отдельных элементов печей. В это время стали изготавливаться гладкие изразцы по голландской технологии. По этой причине облицованные ими печи стали называть голландками .

Вплоть до XIX в. образцы печей, созданные российскими умельцами, считались лучшими в Европе.

«Сказочные печи», облицованные изразцами. Царское Село.

«Сказочные печи», облицованные изразцами.

Царское Село.

  Самая большая печь в мире : высота этой печи составляет 11 метров,  длина – 9 метров и ширина – 6 метров.   Находится музей русской печи   в культурно-образовательном туристическом центре  «Этномир».

Самая большая печь в мире : высота этой печи составляет 11 метров,  длина – 9 метров и ширина – 6 метров.

Находится музей русской печи

в культурно-образовательном туристическом центре  «Этномир».

ЛИТЕРАТУРА, ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Русская_печь https://www.youtube  https://www.youtube   https://www.culture.ru

ЛИТЕРАТУРА, ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/ Русская_печь
  • https://www.youtube
  • https://www.youtube

https://www.culture.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!