2 АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ | Актуализирует знания прошлых тем. 1) Проверка знаний о морфемах (название, формулировка определения). И так, сейчас вам предстоит выполнить задание на сопоставление понятий и их определений. Для этого, вам нужно вспомнить определение этих слов (корень, окончание, форма слова, приставка, суффикс, основа, однокоренные слова,) На доске вы видите эти понятие и разбросанные определения, соедините их. (Прил1) Если кто-то затрудняется, можете воспользоваться учебником. Мне нужен один помощник, который поможет мне проверить правильность вашей работы. (слайд) 2) Проверяет знания о составе слова. А как же найти эти морфемы в словах? Сейчас мы будем исследовать с вами слово ПОДСНЕЖНИКИ. Выпишите это слово, выделите корень, окончание, приставку, суффикс и основу. Проверим, правильно ли вы справились с заданием | Вспоминают темы, которые входят в состав слова. Соединяют понятия с определениями. Выходит один ученик и проверяет соединение слов со значением по эталону. Ученики выходят по цепочке к доске и объясняют, как найти морфемы в слове, после выделяют ее. | Личностные УУД: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками. | Беседа Сравнение Проверка по эталону |
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Целеполагание 3.2. Открытие нового знания 3.3.Первичное закрепление Физминутка 3.4.Самостоятельная работа 3.5.Повторение и включение в систему знаний | Подводит к теме урока. Ребята, я загадала слово, которое помогло бы нам определить тему нашего исследования. На слайде будут появляться слова, в которых будут спрятаны буквы. Вам нужно будет выписать эти слова и подчеркнуть букву, которую я скажу. Если правильно выполните мои указания, то вы справитесь. Будьте внимательны! Подчеркните: 1. Первое слово - безударную гласную (погода); 2. Второе слово - вторую букву (краски); 3. Третье слово – парные согласные в конце слова (шкаф); 4. Четвертое слово - безударную гласную (погода); 5. Пятое слово – проверяемая согласная в корне слова (мягкий) 6. Шестое слово – первую букву (ранец) 7. Седьмое слово – первый слог (ананас) 8. Восьмое слово – удвоенные согласные (килограмм) 9. Девятое слово – окончание (сказка) Проверьте по эталону (слайд) По выделенным (подчёркнутым) буквам читайте полученное слово и запишите с новой строки. - Какое слово у вас получилось? - Знакомо ли вам это слово? Что это значит? -А где в слове может быть орфограмма? Сегодня нам предстоит разобраться: «В каких значимых частях слова есть орфограммы?» Обратите внимание на слайд. Из всех причисленных целей, выберете только те, которые подходят нам: 1. уметь грамотно читать словарные слова. 2. уметь объяснять орфограмму. 3. уметь находить орфограмму в слове. 4. уметь редактировать текст. 5. уметь подбирать к слову синонимы. 6.уметь подбирать к слову проверочные слова. 7. уметь различать омонимы. Наш первый вывод (слайд) Орфограммы - это буквы в слабой позиции. Организует работу с учебником. И мы начинаем исследовательскую работу. Сейчас вам нужно на с. 102 в упр. 192 найти слова с орфограммой. -Прочитайте их. -Назовите части слова, в которых выделены буквы. -Почему надо проверять написание выделенных букв? -Прочитайте ниже, на что надо обратить внимание. -В какой части слова может быть буква, обозначающая безударный гласный? Итак, наше следующие открытие (слайд) Буква, обозначающий безударный гласный звук, может быть в любой значимой части слова. А теперь, вам нужно соединить начало и конец пословиц. (слайд) -Объясните их смысл. -Спишите пословицы. -Прочитайте слова с орфограммами. -Назовите части слова, в которых выделены буквы. -Прочитайте на с. 103, на что надо обратить внимание. -В какой части слова может быть буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук? 3-й вывод (слайд) Буква, обозначающая парный по звонкости - глухости согласный звук, может быть в любой значимой части слова. Организует работу со словарным словом Назовите четвёртый день недели. Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. Русское название происходит от числа «четыре», поскольку четверг — четвёртый день «по неделе» (после воскресенья) Cлoвa-oбpaзы для зaпoминaния: день – чeтвepг, нeдeля - чeтвepг B cлoвax-oбpaзax бyквa, кoтopaя являeтcя coмнитeльнoй в cлoвapнoм cлoвe "чeтвepг", нaxoдитcя пoд yдapeниeм. Пoэтoмy, чтобы пpaвильнo нaпиcaть cлoвapнoe cлoвo "чeтвepг", нeoбxoдимo вcпoмнить cлoвo-oбpaз «дeнь». Составьте со словом четверг предложение, запишите. Запомните написание этого слова. Организует работу с учебником А мы продолжаем нашу исследовательскую работу. В каких значимых частях слова могут быть орфограммы? Как вы думаете, что нужно сделать, если орфограмма в приставке или суффиксе? Что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? А если это непроверяемая орфограмма? Откройте с. 103 и прочитайте таблицу. Правильно ли вы ответили на вопросы? 4-й вывод (слайд) -Если орфограмма в приставке или суффиксе, нужно вспомнить их написание и проверить по словарю. -Если орфограмма находится в корне, то нужно подобрать проверочное слово. -Если в слове непроверяемая орфограмма, то нужно проверить по словарю. Проводит физминутку Организует самостоятельную работу А сейча вам предстоит поработать самостоятельно, а потом в парах. У вас на столах лежат карточки. (прил1) Прочитайте задания. Задайте вопросы. После того, как вы выпишите слова и вставите в них пропущенные буквы, обсудите с соседом по парте второй вопрос. Выполняйте. Давайте проверим по эталону. Обменяйтесь тетрадками и поставьте друг другу оценки. (слайд) Ребята, в конце любого исследования необходимо сделать выводы, как учёные вы должны поделиться своими открытиями. В каких значимых частях слова могут быть орфограммы? Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или суффиксе? Что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? Какое задание сегодня на уроке было самым интересным? Что показалось трудным? Д.З- с.105, упр 195(вторую часть) | 1. погода 2. краски 3. шкаф 4. погода 5. мягкий 6. ранец 7. ананас 8 килограмм 9. сказка Проверяют по эталону Орфограмма Орфограммы - это буквы в слабой позиции. Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. -В корне, окончание, приставке и в суффиксе. Записывают тему урока -уметь объяснять орфограмму. - уметь находить орфограмму в слове. - уметь подбирать к слову проверочные слова. -Пришел, заморозок, надышал, холодом, стёкла, посыпал, зернистым, крыши, захрустел, ногами. -Что бы удостовериться в правильности написания орфограммы -Читают правила В приставке, в корне, в суффиксе и в окончании Объясняют смысл пословиц 1.Не нужно занимать достоинство перед человеком и нахваливать просто так. 2.Если ты будешь трудолюбив то будешь выносливее и не будешь маяться, хотеть спать. 3.Сказать мы можем всё что угодно, но при этом мы даже не можем этого сделать.4. Один ты не справишься с очень тяжелой работой. Тебе нужно работать с другими людьми. 5. Главное, чтобы было чем поживиться, а уж желающие это сделать всегда найдутся. -Встречай, ленив, сонлив, легко, сделать, столбов, пирог, едок. -Называют -в любой - Четверг Придумывают предложения и записывают, потом зачитывают по желанию -В приставке, корне, суффиксе Вспомнить их написание Подобрать проверочное слово Проверить по словарю Рассматривают таблицу Выполняют упражнения Работают самостоятельно Обсуждают вопросы с напарником В любых Вспомнить их написание Подобрать проверочное слово Отвечают на вопросы | Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Познавательные: воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов Познавательные УУД: строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; Регулятивные УУД: оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, общей беседе. Личностные: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. | Беседа Постановка системы перспектив Организация работы с учебником Беседа Организация работы с учебником Беседа Организация работы с учебником Беседа Упражнение Самостоятельная работа Временная работа в паре Повторение Беседа |