СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 3 класс. Тема урока: «В каких значимых частях слова есть орфограммы?».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс, предмет: 3 , русский язык

Тема урока: «В каких значимых частях слова есть орфограммы?».

Тип: урок «открытия нового знания»

Форма урока: урок – исследование.

Цель: уметь находить орфограммы в слове, объяснять правильность написания орфограмм.

Задачи:

- освоение знаний о видах орфограмм;

- овладение умением подбирать проверочные слова;

- развитие орфографической зоркости, речи, наблюдательности, мышления.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 3 класс. Тема урока: «В каких значимых частях слова есть орфограммы?».»

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону

«Школа №7 имени Береста Алексея Прокопьевича»













ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока русского языка


















Класс, предмет: 3 , русский язык

Тема урока: «В каких значимых частях слова есть орфограммы?».

Тип: урок «открытия нового знания»

Форма урока: урок – исследование.

Цель: уметь находить орфограммы в слове, объяснять правильность написания орфограмм.

Задачи:

- освоение знаний о видах орфограмм;

- овладение умением подбирать проверочные слова;

- развитие орфографической зоркости, речи, наблюдательности, мышления.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

Метапредметные результаты

Учащиеся научатся:

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

Познавательные УУД:- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов

Коммуникативные УУД:- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

-применять ранее изученные правила правописания;

- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

-применять разные способы проверки правописания слов: подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;


Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник, тетрадь, карточки с самостоятельной работой, карточки для рефлексии.

Материалы для учителя (оборудование): учебник, технологическая карта, доска, карточки с самостоятельной работой, презентация, карточки для рефлексии.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы обучения

1 МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Организационный этап)

Создаёт эмоциональный настрой

Добрый день, дорогие ребята! Как ваше настроение? Я рада, что у всех хорошее настроение!

Сегодня мы с вами будем исследователями.

- Кто такие исследователи?

- Какими близкими по значению словами их можно заменить?  

И первое наше исследование начнется после того, как вы откроете тетради, запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя





Люди, которые что-либо исследуют


-путешественник, первопроходец

Открывают тетрадки, записывают число и классную работу.

Личностные УУД: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.


Формирование готовности восприятия учебного материала


2 АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Актуализирует знания прошлых тем.

1) Проверка знаний о морфемах (название, формулировка определения). 

И так, сейчас вам предстоит выполнить задание на сопоставление понятий и их определений. Для этого, вам нужно вспомнить определение этих слов (корень, окончание, форма слова, приставка, суффикс, основа, однокоренные слова,)

На доске вы видите эти понятие и разбросанные определения, соедините их. (Прил1)

Если кто-то затрудняется, можете воспользоваться учебником.

Мне нужен один помощник, который поможет мне проверить правильность вашей работы. (слайд)

2) Проверяет знания о составе слова.

А как же найти эти морфемы в словах?

Сейчас мы будем исследовать с вами слово ПОДСНЕЖНИКИ. Выпишите это слово, выделите корень, окончание, приставку, суффикс и основу.

Проверим, правильно ли вы справились с заданием

Вспоминают темы, которые входят в состав слова.





Соединяют понятия с определениями.





Выходит один ученик и проверяет соединение слов со значением по эталону.




Ученики выходят по цепочке к доске и объясняют, как найти морфемы в слове, после выделяют ее.




Личностные УУД: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.





Беседа



Сравнение





Проверка по эталону










3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Целеполагание





























3.2. Открытие нового знания




































3.3.Первичное закрепление


















Физминутка



3.4.Самостоятельная работа







3.5.Повторение и включение в систему знаний

Подводит к теме урока.

Ребята, я загадала слово, которое помогло бы нам определить тему нашего исследования.

На слайде будут появляться слова, в которых будут спрятаны буквы. Вам нужно будет выписать эти слова и подчеркнуть букву, которую я скажу. Если правильно выполните мои указания, то вы справитесь. Будьте внимательны!

Подчеркните: 1. Первое слово - безударную гласную (погода);

2. Второе слово - вторую букву (краски);

3. Третье слово – парные согласные в конце слова (шкаф);

4. Четвертое слово - безударную гласную (погода);

5. Пятое слово – проверяемая согласная в корне слова (мягкий)

6. Шестое слово – первую букву (ранец)

7. Седьмое слово – первый слог (ананас)

8. Восьмое слово – удвоенные согласные (килограмм)

9. Девятое слово – окончание (сказка)

Проверьте по эталону (слайд)

 По выделенным (подчёркнутым) буквам читайте полученное слово и запишите с новой строки.

- Какое слово у вас получилось? 

- Знакомо ли вам это слово? 

Что это значит?







-А где в слове может быть орфограмма?


Сегодня нам предстоит разобраться: «В каких значимых частях слова есть орфограммы?»

Обратите внимание на слайд. Из всех причисленных целей, выберете только те, которые подходят нам:

1. уметь грамотно читать словарные слова.

2. уметь объяснять орфограмму.

3. уметь находить орфограмму в слове.

4. уметь редактировать текст.

5. уметь подбирать к слову синонимы.

6.уметь подбирать к слову проверочные слова.

7. уметь различать омонимы.

Наш первый вывод (слайд) Орфограммы - это буквы в слабой позиции.



Организует работу с учебником.

И мы начинаем исследовательскую работу.

Сейчас вам нужно на с. 102 в упр. 192 найти слова с орфограммой.

-Прочитайте их.

-Назовите части слова, в которых выделены буквы.

-Почему надо проверять написание выделенных букв?

-Прочитайте ниже, на что надо обратить внимание.

-В какой части слова может быть буква, обозначающая безударный гласный?

Итак, наше следующие открытие (слайд) Буква, обозначающий безударный гласный звук, может быть в любой значимой части слова.


А теперь, вам нужно соединить начало и конец пословиц. (слайд)

  • -Объясните их смысл.

  • -Спишите пословицы.












-Прочитайте слова с орфограммами.

-Назовите части слова, в которых выделены буквы.

-Прочитайте на с. 103, на что надо обратить внимание.

-В какой части слова может быть буква, обозначающая пар­ный по глухости-звонкости согласный звук?

3-й вывод (слайд) Буква, обозначающая парный по звонкости - глухости согласный звук, может быть в любой значимой части слова.

  1. Организует работу со словарным словом

  • Назовите четвёртый день недели.

  • Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

  • Русское название происходит от числа «четыре», поскольку четверг — четвёртый день «по неделе» (после воскресенья)

  • Cлoвa-oбpaзы для зaпoминaния:

  • день – чeтвepг, нeдeля - чeтвepг

  • B cлoвax-oбpaзax бyквa, кoтopaя являeтcя coмнитeльнoй в cлoвapнoм cлoвe "чeтвepг", нaxoдитcя пoд yдapeниeм. Пoэтoмy, чтобы пpaвильнo нaпиcaть cлoвapнoe cлoвo "чeтвepг", нeoбxoдимo вcпoмнить cлoвo-oбpaз «дeнь».

  • Составьте со словом четверг предложение, запишите.

  • Запомните написание этого слова.


Организует работу с учебником

А мы продолжаем нашу исследовательскую работу.

  • В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?

  • Как вы думаете, что нужно сделать, если орфограмма в приставке или суф­фиксе? 

  • Что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? 

  • А если это непроверяемая орфограмма? 

  • Откройте с. 103 и прочитайте таблицу.

  • Правильно ли вы ответили на вопросы?

4-й вывод (слайд) -Если орфограмма в приставке или суффиксе, нужно вспомнить их написание и проверить по словарю.

-Если орфограмма находится в корне, то нужно подобрать проверочное слово.

-Если в слове непроверяемая орфограмма, то нужно проверить по словарю.


Проводит физминутку



Организует самостоятельную работу

А сейча вам предстоит поработать самостоятельно, а потом в парах. У вас на столах лежат карточки. (прил1) Прочитайте задания. Задайте вопросы.

После того, как вы выпишите слова и вставите в них пропущенные буквы, обсудите с соседом по парте второй вопрос. Выполняйте.

Давайте проверим по эталону. Обменяйтесь тетрадками и поставьте друг другу оценки. (слайд)



 Ребята, в конце любого исследования необходимо сделать выводы, как учёные вы должны поделиться своими открытиями.

В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?

  • Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или суф­фиксе? 

  • Что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? 

  • Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

  • Что показалось трудным?

  • Д.З- с.105, упр 195(вторую часть)








1. погода

2. краски

3. шкаф

4. погода

5. мягкий

6. ранец

7. ананас

8 килограмм

9. сказка



Проверяют по эталону




Орфограмма

Орфограммы - это буквы в слабой позиции.

Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю.

-В корне, окончание, приставке и в суффиксе.


Записывают тему урока




-уметь объяснять орфограмму.

- уметь находить орфограмму в слове.

- уметь подбирать к слову проверочные слова.








-Пришел, заморозок, надышал, холодом, стёкла, посыпал, зернистым, крыши, захрустел, ногами.


-Что бы удостовериться в правильности написания орфограммы

-Читают правила



В приставке, в корне, в суффиксе и в окончании




Объясняют смысл пословиц

1.Не нужно занимать достоинство перед человеком и нахваливать просто так.

2.Если ты будешь трудолюбив то будешь выносливее и не будешь маяться, хотеть спать.

3.Сказать мы можем всё что угодно, но при этом мы даже не можем этого сделать.4. Один ты не справишься с очень тяжелой работой. Тебе нужно работать с другими людьми.

5. Главное, чтобы было чем поживиться, а уж желающие это сделать всегда найдутся.

-Встречай, ленив, сонлив, легко, сделать, столбов, пирог, едок.

-Называют




-в любой







- Четверг












Придумывают предложения и записывают, потом зачитывают по желанию








-В приставке, корне, суффиксе


Вспомнить их написание


Подобрать проверочное слово


Проверить по сло­варю

Рассматривают таблицу









Выполняют упражнения





Работают самостоятельно


Обсуждают вопросы с напарником












В любых


Вспомнить их написание


Подобрать проверочное слово


Отвечают на вопросы








Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;















Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;









Познавательные: воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов











Познавательные УУД: строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;










Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;








Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;














Регулятивные УУД: оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;


Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, общей беседе.




Личностные: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.



Беседа






















Постановка системы перспектив





Организация работы с учебником







Беседа


Организация работы с учебником






Беседа













Организация работы с учебником














Беседа








Упражнение


Самостоятельная работа


Временная работа в паре






Повторение


Беседа

4 РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А сейчас, ребята, оцените  свою работу на уроке, и расскажите, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в парах,  довольны ли вы своей работой.

- Продолжите фразу:

- На уроке я узнал…

- Мне на уроке удалось…

- Мне бы хотелось похвалить…

- Самым интересным на уроке было…

- Урок для меня показался  …

- За урок я  … - Мое настроение  …






Продолжают фразы




Регулятивные УУД: оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;





Поощрение

Оценка своей деятельности

Приложение 1

Корень

-это главная значимая часть слова. В нем заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Окончание

- это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Форма слова

-это варианты одного и того же слова, которые отличаются грамматическими значениями.

Приставка

-это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Суффикс

- это значимая часть слова, которая стоит после корнем и служит для образования слов

Однокоренные слова

- это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Основа слова

- это часть слова без окончания. В нем заключено его лексическое значение.

Приложение 2

Задание: 1. Спишите вставляя попущение буквы:

С…лить, с…лённый; к…рмить, к…рмушка; б..льной, заб…леть; д…лёкий, д…леко; м…лчать, м…лчун; в…рить, в…ренье; ск…зать, переск…зать; с…сновый, с…сна.


2. Обсудите с соседом по парте: докажите, что каждая пара слов – это однокоренные слова.

Подберите для каждого однокоренного слова проверочное. Запишите проверочные слова к себе в тетрадь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!