I.Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. Повторение правил посадки и письма. | - Здравствуйте ребята! Меня зовут…, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! - Проверим готовность к уроку, на партах у вас должен лежать учебник, пенал, дневник. - Начнём урок с проверки правильной посадки. - Ноги вместе стоят на полу, спина упирается в спинку стула. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
Словарная работа (закрепление ранее изученных словарных слов) Знакомство с новым словарным словом | - На следующей строке напишите слово: «Словарь», с заглавной буквы и поставьте двоеточие. - На слайде вы видите словарные слова, сейчас вы по цепочке с комментированием будете записывать слова, выделять ударный слог, подчеркивать орфограмму, которую нужно запомнить. (прекрасно; календарь, багаж, комбайн, комбайнер, горизонт, хозяин.) - Посмотрите на слайд, что изображено? (библиотека) - А еще? (библиотекарь) - Это новые словарные слова, с которыми мы сегодня познакомимся. - Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования. - А кто же такой библиотекарь? Библиотекарь - это сотрудник, который работает в библиотеке. - Давайте произнесем слово орфоэпически, так как слышим- «библиатека» - А теперь произнесем слово орфографически, так как пишем библиотека. Запишем его в тетрадь и выделите орфограммы. - Произнесем орфоэпически слово библиотекарь – библиатекарь - А теперь орфографически – библиотекарь. Запишите его в тетрадь и выделите орфоргаммы - Откройте учебники на странице 44, прочитаем происхождение новых словарных слов. | Определяет целевую установку, проводит орфографическую и лексическую работу со словами Осуществляет знакомство с новыми словарными словами. | Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически. Знакомятся с новыми словарными словами; определяют орфограмму, записывают, выделяя орфограмму графически. |
III. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Определение темы и задач урока | - Откройте учебники на странице 44, посмотрите на упражнение 62 - Прочитаем стихотворение -Кто знает, как называются выделенные слова? (иностранные слова) - Ребята, а какие словари вы знаете? -Существует словарь иностранных слов, который объясняет лексическое значение слов. В учебнике он находится на 158 странице. - Давайте объясним лексическое значение слова жокей, для этого обратимся к словарю иностранных слов Жокей - профессиональный всадник, работающий на ипподроме, человек, который управляет лошадью на скачках. - Вы догадались, какая будет тема нашего урока? - Тема нашего урока это углублённое представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов устаревших и новых словах, заимствованных словах. | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач |
| Работа с иностранными словами (упр. 63) Работа со словарём иностранных слов Закрепление знаний о многозначных словах (упр. 65) Повторение прямого и переносного значения слов (упр. 66) | - Ребята, посмотрите на упражнение №63 - Прочитайте заголовки в каждом столбике и скажите, из каких языков к нам пришли слова -Давайте поработаем с группой слов, пришедших к нам из греческого языка, и запишем их по алфавиту по цепочке. Греческий язык: библиотека, горизонт, каталог, кровать, театр, телефон. - Ребята, кто знает лексическое значение слова дирижер? - Найдём его в словаре иностранных слов, на 158 странице. Дирижер-человек, управляющее хором певчих или оркестром музыкантов -Запишем в тетрадь, пишем, дирижер с большой буквы, ставим тире, после тире пишем с маленькой буквы. Вывод: какие знания помогли нам выполнить это упражнение? (знания алфавита и алгоритма работы со словарями) - Посмотрите на упражнение 65, необходимо найти многозначные слова, объяснить в каких значениях они могут употребляться и записать их. Продолжим работу по цепочке. - Запишите в тетрадь упражнение 65 Идти (имеет значения "двигаться", "об осадках: падать"), золотой (цвет, сделан из золота), дупло (пустота в стволе дерева, отверстие в зубе), салат (растение, еда), класс (группа, помещение), бежать (быстро двигаться, о часах: идти вперед), кнопка (для прикрепления, для замыкания), чай (напиток, высушенные листья), корень (часть растения, морфема), молния (природное явление, застежка). - Назовём однозначные слова, что они обозначают? Клен, дружба, салат, суффикс, октябрь, чай, хоккей, торт. Вывод: что такое многозначные слова? (Многозначные слова — слова, у которых есть два и более лексических значения) - Ребята, что такое прямое значение? (Прямое значение слова — это его основное лексическое значение.) - А кто знает, что такое переносное значение? (Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого.) Выполним упражнение 66 - Найдите многозначные слова, которые употреблены в прямом значении, а какие в переносном. В прямом значении: снежная гора (много снега), серебристый тополь (цвет листьев), самолет летит, тихий звук, железный гвоздь (гвоздь из железа), синее море (море синего цвета), держаться за периллы. В переносном значении: гора книг (много книг), серебристый голосок (красивый голос), время летит (время быстро идет), тихий человек (спокойный человек), железная дисциплина (хорошее поведение), море цветов (много цветов), держаться уверенно (вести себя уверенно). - Теперь запишите в тетрадь упражнение № 66 - Самостоятельно запишите словосочетания, в которых многозначные слова употребляются в прямом значении. - Сейчас у доски разберем выделенные слова по составу - На следующей рабочей строке через запятую будем записывать слова. К доске выходит … - Что найдём сначала? (окончание) - А что нужно чтобы определить окончание? (изменить форму слова) - Что выделим после? (основу слова) - А затем? (корень, суффиксы, приставку, если есть) Г ора, серебристый ,лететь,, тихий , железный , море ,держаться. За эту работу оценки получают… Вывод: так какие, слова называют иностранными? Что такое переносное значение и прямое? ( Иностранными называют слова иноязычного происхождения, прямое значение слова — это его основное лексическое значение, переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого.) | Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала, подводит учащихся к выводам, обобщает. | Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание |