СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык, 4 класс. Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов устаревших и новых словах, заимствованных словах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык, 4 класс. Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов устаревших и новых словах, заимствованных словах»



Урок русского языка в 4 «А» классе (УМК «Школа России»)


Тема

Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов устаревших и новых словах, заимствованных словах

Педагогическая цель

Воспроизводить знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах.

Тип урока

Закрепление.

Планируемые результаты (предметные)

Научатся различать однозначные и многозначные слова.

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила;

Познавательные: самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель;

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, строить работу с партнёрами, правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы.

Основные понятия и термины

Однозначные, многозначные слова

Методы, формы работы

Фронтальная, коллективная, индивидуальная, словесный, практический

Образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1; м/м презентация.





Технологическая карта урока


Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие


Эмоциональный настрой


Проверка готовности к уроку.





Повторение правил посадки и письма.

- Здравствуйте ребята! Меня зовут…, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!


- Проверим готовность к уроку, на партах у вас должен лежать учебник, пенал, дневник.

- Начнём урок с проверки правильной посадки.

- Ноги вместе стоят на полу, спина упирается в спинку стула.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Минутка чистописания (5-7)

Цель: совершенствовать начертание букв и их соединений





Оформление рабочей страницы в тетради

-Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Контролирует оформление рабочей стр. тетради.

Оформляют тетрадь.

Словарная работа

(закрепление ранее изученных словарных слов)




Знакомство с новым словарным словом

- На следующей строке напишите слово: «Словарь», с заглавной буквы и поставьте двоеточие.

- На слайде вы видите словарные слова, сейчас вы по цепочке с комментированием будете записывать слова, выделять ударный слог, подчеркивать орфограмму, которую нужно запомнить. (прекрасно; календарь, багаж, комбайн, комбайнер, горизонт, хозяин.)

- Посмотрите на слайд, что изображено? (библиотека)

- А еще? (библиотекарь)

- Это новые словарные слова, с которыми мы сегодня познакомимся.

- Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования.

- А кто же такой библиотекарь?

Библиотекарь - это сотрудник, который работает в библиотеке.

- Давайте произнесем слово орфоэпически, так как слышим-

«библиатека»

- А теперь произнесем слово орфографически, так как пишем библиотека. Запишем его в тетрадь и выделите орфограммы.

- Произнесем орфоэпически слово библиотекарь – библиатекарь

- А теперь орфографически – библиотекарь. Запишите его в тетрадь и выделите орфоргаммы

- Откройте учебники на странице 44, прочитаем происхождение новых словарных слов.

Определяет целевую установку, проводит орфографическую и лексическую работу со словами

Осуществляет знакомство с новыми словарными словами.

Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически.

Знакомятся с новыми словарными словами; определяют орфограмму, записывают, выделяя орфограмму графически.

Работа с предложением

-Составим предложение со словом библиотека

В библиотеке я взял интересную книгу.

-Запишите предложение в тетрадь, подчеркните орфограммы, выполним разбор предложения по членам предложения.

В библиотеке я взял интересную книгу

Определяет учебную задачу и контролирует её выполнение всеми учениками

Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.


Определение темы и задач урока

- Откройте учебники на странице 44, посмотрите на упражнение 62

- Прочитаем стихотворение

-Кто знает, как называются выделенные слова? (иностранные слова)

- Ребята, а какие словари вы знаете?

-Существует словарь иностранных слов, который объясняет лексическое значение слов. В учебнике он находится на 158 странице.

- Давайте объясним лексическое значение слова жокей, для этого обратимся к словарю иностранных слов

Жокей - профессиональный всадник, работающий на ипподроме, человек, который управляет лошадью на скачках.

- Вы догадались, какая будет тема нашего урока?

- Тема нашего урока это углублённое представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов устаревших и новых словах, заимствованных словах.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

Физкультминутка


А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко

И отправились в дорожку за знаниями

Осуществляет профилактику утомления

Выполняют движения по тексту за учителем


Работа с иностранными словами (упр. 63)








Работа со словарём иностранных слов










Закрепление знаний о многозначных словах (упр. 65)
















Повторение прямого и переносного значения слов (упр. 66)

- Ребята, посмотрите на упражнение №63

- Прочитайте заголовки в каждом столбике и скажите, из каких языков к нам пришли слова

-Давайте поработаем с группой слов, пришедших к нам из греческого языка, и запишем их по алфавиту по цепочке.


Греческий язык: библиотека, горизонт, каталог, кровать, театр, телефон.

- Ребята, кто знает лексическое значение слова дирижер?

- Найдём его в словаре иностранных слов, на 158 странице.

Дирижер-человек, управляющее хором певчих или оркестром музыкантов

-Запишем в тетрадь, пишем, дирижер с большой буквы, ставим тире, после тире пишем с маленькой буквы.

Вывод: какие знания помогли нам выполнить это упражнение? (знания алфавита и алгоритма работы со словарями)


- Посмотрите на упражнение 65, необходимо найти многозначные слова, объяснить в каких значениях они могут употребляться и записать их. Продолжим работу по цепочке.

- Запишите в тетрадь упражнение 65


Идти (имеет значения "двигаться", "об осадках: падать"), золотой (цвет, сделан из золота), дупло (пустота в стволе дерева, отверстие в зубе), салат (растение, еда), класс (группа, помещение), бежать (быстро двигаться, о часах: идти вперед), кнопка (для прикрепления, для замыкания), чай (напиток, высушенные листья), корень (часть растения, морфема), молния (природное явление, застежка).

- Назовём однозначные слова, что они обозначают?

Клен, дружба, салат, суффикс, октябрь, чай, хоккей, торт.

Вывод: что такое многозначные слова? (Многозначные слова — слова, у которых есть два и более лексических значения)


- Ребята, что такое прямое значение? (Прямое значение слова — это его основное лексическое значение.)

- А кто знает, что такое переносное значение? (Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого.)

Выполним упражнение 66

- Найдите многозначные слова, которые употреблены в прямом значении, а какие в переносном.

В прямом значении: снежная гора (много снега), серебристый тополь (цвет листьев), самолет летит, тихий звук, железный гвоздь (гвоздь из железа), синее море (море синего цвета), держаться за периллы.


В переносном значении: гора книг (много книг), серебристый голосок (красивый голос), время летит (время быстро идет), тихий человек (спокойный человек), железная дисциплина (хорошее поведение), море цветов (много цветов), держаться уверенно (вести себя уверенно).

- Теперь запишите в тетрадь упражнение № 66

- Самостоятельно запишите словосочетания, в которых многозначные слова употребляются в прямом значении.

- Сейчас у доски разберем выделенные слова по составу


- На следующей рабочей строке через запятую будем записывать слова.

К доске выходит …

- Что найдём сначала? (окончание)

- А что нужно чтобы определить окончание? (изменить форму слова)

- Что выделим после? (основу слова)

- А затем? (корень, суффиксы, приставку, если есть)


Г ора, серебристый ,лететь,, тихий , железный , море ,держаться.

За эту работу оценки получают…

Вывод: так какие, слова называют иностранными? Что такое переносное значение и прямое?

( Иностранными называют слова иноязычного происхождения, прямое значение слова — это его основное лексическое значение, переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого.)

Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала, подводит учащихся к выводам, обобщает.

Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание

Закрепление изученного метариала (10-15)

Цель: систематизировать знания учащихся, закрепить ранее изученный материал.












Самостоятельная работа

-Сейчас вы поработаете самостоятельно, Вам необходимо списать последнее предложение в упражнении 67 и разобрать полностью по членам предложения.

З ашумел в лесу золотой дождь.

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу

Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль.

1.Обобщающая беседа,

-Что повторили на уроке?

- Какие слова называют заимствованными?

- Что такое переносное значение?

- Что такое прямое значение?

Задает вопросы, подводит итог урока.


Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока

Итог урока

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

2.Домашнее задание

-Откройте дневники и запишите домашнее задание упр 67, пометьте цифрой 2 слово «спинки», «золотыми», «потекли». Вам необходимо дополнительно к словам, которые у вас помечены в учебнике цифрой 2, разобрать по составу слова, которые я вам сейчас озвучила.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Слушают учителя, записывают в дневниках домашнее задание.

3. Рефлексия

- Необходимо дополнить высказывания

-Я не знал…

- Теперь я знаю….

- Вы все хорошо поработали. Спасибо за урок!

Проводит рефлексию деятельности.

Отвечают на вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи. Оценивают свою работу на уроке.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!