СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык и культура речи. Лекция № 1. Введение. Язык как средство общения. Язык и общество.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык и культура речи. Лекция № 1. Введение. Язык как средство общения. Язык и общество.»




ВВЕДЕНИЕ.









Язык как средство общения. Язык и общество.

I. В соответствии с Конституцией РФ (1993 г.) русский язык является государственным языком РФ на всей ее территории. Одновременно русский язык яв­ляется государственным или официальным языком ря­да республик, входящих в РФ, наряду с языком корен­ного населения этих республик.

Как государственный язык РФ русский язык актив­но функционирует6 во всех сферах общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость. На русском язы­ке работают центральные учреждения РФ, осуществля­ется официальное общение между субъектами Федера­ции, а также в армии, издаются центральные россий­ские газеты и журналы.

Русский язык преподается во всех школах и высших учебных заведениях России (в республиках, входящих в ее состав, — наряду с родным языком), а также во многих учебных заведениях государств СНГ и других стран. (В. В. Лопатин, И. С. Улуханов.)


II. В любом многонациональном государстве сущест­вует объективная необходимость выбора одного из наи­более развитых и распространенных языков для преодо­ления языкового барьера между гражданами, для под­держания нормального функционирования государства и всех его институтов6, для создания благоприятных условий совместной деятельности представителей всех наций и народностей, для развития экономики, культу­ры, науки и искусства. Общий для всех язык межна­ционального общения обеспечивает каждому граждани­ну страны, независимо от национальности, возможность постоянного и многообразного контактирования с пред­ставителями других этнических групп.

Среди социальных факторов заметное место занима­ет роль в истории человечества того народа, язык кото­рого выдвигается в качестве средства межнационального общения. Лучшие представители русского народа обогатили мировую науку и культуру выдающимися открытиями в различных областях науки и техники, незаурядными литературными, музыкальными и живо­писными произведениями, внесли огромный вклад в просвещение своего и других народов.

Выдвижение, становление и функционирование рус­ского языка как средства межнационального общения проходили в разных исторических условиях и на раз­личных этапах развития общества. Употребление русско­го языка как неродного для преодоления языкового барьера между представителями разных этносов насчи­тывает не одно столетие, поэтому в истории русского языка как средства межнационального общения условно можно выделить три периода, каждый из которых ха­рактеризуется своими специфическими особенностями: первый период — до начала XX в. в России и Россий­ской империи; второй период — до конца 80-х гг. в СССР; третий период — с начала 90-х гг. в РФ и стра­нах ближнего зарубежья. (В. Н. Белоусов.)

Русский язык — один из наиболее распространенных и богатых языков мира, на которых говорят за пре­делами основной территории их распространения предста­вители разных народов, общаясь не только с исконными5 носителями этих языков, но и между собой.

Английский, русский и некоторые другие, так назы­ваемые мировые, языки характеризуются не только спе­цификой общественных функций... но и сознательным выбором этих языков для изучения и использования (признание «иностранным языком», то есть предметом преподавания в школах и вузах большинства стран; юридическое признание «рабочим языком» в междуна­родных организациях, прежде всего в ООН, на между­народных конгрессах и т. д.).

Русский язык по абсолютному числу владеющих5чим занимает пятое место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков), од­нако этот признак не является главным при определе­нии «мирового языка». Для «мирового языка» сущест­венно не само число владеющих им, особенно родным, но глобальность расселения носителей языка, охват им разных, максимальных по числу стран, а также наибо­лее влиятельных социальных слоев населения в разных странах (например, научно-технической и творческой интеллигенции, административного аппарата). Большое значение имеет общечеловеческая значимость художест­венной литературы, всей культуры, созданной на дан­ном языке.

Как и другие языки широкого международного изучения и употребления, русский язык вошел в «клуб мировых языков» в силу действия социальных и лингвис­тических факторов. Социальные факторы связываются со значением народа — носителя данного языка в исто­рии человечества и его ролью, авторитетом в современ­ном мире.

Русский язык и другие «мировые языки» отличают­ся высокой информативностью, то есть способностью хранить в своей системе максимальный опыт общения и словесного творчества, опробованных средств и воз­можностей выражения и передачи мысли. Информаци­онная ценность есть качество самих элементов языка, но, естественно, она находится в тесной зависимости от количества и качества информации, изложенной на дан­ном языке в оригинальных и переводных публикаци­ях. (В. Г. Костомаров.).


Язык и культура.

Каждое общество, обслуживаемое данным языком, имеет и национально-своеобразную культуру. Эта культура получает отражение в языке. Поэтому овладе­ние языком означает, с одной стороны, овладение теми культурными ценностями которые накопило данное об­щество, а с другой стороны, освоение этих ценностей (не)возможно без знания языка - язык хранитель культу­ры, с его помощью культура наследуется новыми поколениями людей данного общества.

Сам термин культура должен пониматься здесь до­статочно широко. Это не только богатства литературы и искусства накопленные (в)течение многих веков раз­вития данного общества, но и традиции человеческого общежития, обряды, обычаи, общепринятые формы по­вседневной деятельности. Все эти проявления культу­ры бывают в значительной степени национально своеобразными).

Носители того или иного языка, (с детства овладевая словарем, грамматикой, системой произносительных норм данного языка, постепенно (и чаще всего незамет­но для самих себя) впитывают и национальные формы материальной и духовной культуры.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!