СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык и культура речи. Лекция № 2.1. Фонетические единицы языка. Ударение словесное и логическое.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык и культура речи. Лекция № 2.1. Фонетические единицы языка. Ударение словесное и логическое.»




Раздел 2

ФОНЕТИКА








ТЕМА. Фонетические единицы языка. Ударение словесное и логическое.

Фонетика — раздел языкознания, который изучает звуки речи, способы их образования, классификацию, ударение, особенности; деления слов на слоги.

Звуки образуются в речевом аппарате человека при выдыхании воздуха благодаря активной работе языка, губ и голосовых связок. Звуки делятся на две группы: гласные и согласные. Главная функ­ция звуков — оформлять слова в устной речи и различать их зна­чение: полка — палка пилка; дочка кочка почка — точка — тучка — Жучка — ручка и т.п.

Давайте попробуем определить самостоятельно, почему все зву­ки речи можно поделить на две группы. Возьмите зеркальце понаблюдайте, как образуются гласные звуки [а], [о], [э], [и], [ы], [у] и согласные звуки [б], [в], [в’], [г], [г’], [ж], [з], [з’], [п], [п’] [р], [р’] и др.

Гласные образуются при помощи струи воздуха, беспрепятствен­но выходящей из наших легких и встречающей преграду в виде напряженных голосовых связок.

А как образуются согласные? Что же общего? А в чем разница?

В образовании согласных участвуют и другие органы нашего речевого аппарата: язык, нёбо, губы, зубы. Произнесение или, как говорят ученые, артикуляция, зависит от широты раствора рта, от участия или неучастия языка, губ и т. п.

При образовании гласных звуков воздух в полости рта не встре­чает на своем пути преград. В образовании гласных звуков уча­ствуют только голос и положение губ. Согласные звуки образуют­ся при помощи голоса или шума, а также при участии языка, губ, зубов. Гласные звуки образно называют «рторазмыкателями», а со­гласные звуки — «ртосмыкателями».

Гласных звуков в русском языке всего шесть: [а], [о], [э], [и], [ы], [у].

Согласных звуков значительно больше — их тридцать шесть, и у них несколько классификаций:

• по участию голоса и шума (табл. 3):

Таблица 3

Сонорные

Шумные


Звонкие

Глухие

образуются при помощи голоса и

небольшого шума

образуются при

помощи шума в

сопровождении голоса

образуются только при помощи шума

[j], [л], [л], [м], [м'], [н], [н’], [р], [Р’]

[б], [б], [в], [в'], [г], [г’], [д], [д’], [з] [з’]

[п], [п'], [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х’], [ц], [ш], [ч'], [ ]

• по твердости — мягкости (табл. 4):

Таблица 4



Твердые звуки

Мягкие звуки

Парные звуки

[ж], [ш], [ц]

[j], [ч’],[ ]

[б]-[б'], [в]-[в'], [г]-[г'], [д]-[д’], [з]-[з’], [к]-

[к’], [л]-[л'], [м]-[м’], [н]-[н’], [п]-[п’],

[р]-[р], [с]-[c], [т]-[т'], [Ф]-[Ф’], [x]-[х’]






Однако наша устная речь состоит не просто из звуков, а из слов и предложений, произносимых при помощи звуков. Поэто­му мы по-разному слышим звуки: одни — отчетливо, другие — не очень ясно. Это зависит от их положения в слове или фразе. Для гласных важно ударение, это их сильная позиция, для согласных сильная позиция — их место перед гласными или перед сонорны­ми согласными звуками. В слабой позиции звуки слышатся неяс­но, поэтому их называют редуцированными (измененными).

Редукция — ослабленное, менее отчетливое произношение глас­ного звука в безударном положении, а согласного — при стечении других согласных или на конце слова. И здесь нам необходимы еще два фонетических понятия: ударение и слог.

Ударение — это выделение слога в слове большей силой голоса.

Слог — это часть слова, произносимая одним толчком выдыха­емого воздуха. По количеству слогов слова могут быть: 1) одно­сложными (том, спорт, Крым, дай и т.д.); 2) двусложными (сте­на, тра-вма, ко-шка и т.д.); 3) многосложными (кни-же-чка, ка­-ру-сель, до-мо-вла-де-лец и т.д.).

Понаблюдаем за гласными звуками. Прочитайте два слова: ба­рабан, городок.

Теперь запишем, как звучат эти слова по всем правилам фоне­тики:

[бърлбан] [гърлдок]

Такая запись — изображение звучащего слова — называется транскрипцией.

У одного звука есть несколько вариантов произношения, и за­висит оно от места звука по отношению к ударению. Некоторые из них имеют сходное звучание в определенном безударном положении.

Все варианты одного звука называют фонемой.

Фонема — единица фонетики. Греческий корень - phon- пере­водится как «звук» (он встречается во многих заимствованных сло­вах русского лексикона: телефон, граммофон, магнитофон, фоно­тека и т.п.). Эта единица позволяет учитывать все варианты про­изношения одного звука речи: не только те, которые мы слышим отчетливо, но и редуцированные (измененные иногда до неузна­ваемости, иногда до полного исчезновения, как с непроизноси­мыми согласными). Фонема необходима для того, чтобы понимать, как правильно произносить звуки в слове, соблюдать нор­мы произношения и правописания, установленные для вашей родной речи системой русского языка. Каждая фонема имеет свое собственное письменное изображение — графему, т.е. букву. Гра­фема — абстрактное понятие, совокупность графических знаков, посредством которых звук речи обозначается на письме.

Давайте все, что мы узнали о фонемах, соберем в одну таблицу.

Место в слове (позиция)

Гласные фонемы

Сильная позиция (под ударением)

[о]

[а] после

тв. согл.

[’а] после

мягк. согл.

[э]

[и]

[ы]

[у]



Слабая позиция

(без

ударения)

самое начало слова

[л]

[л]

[э]

[и]


[у]

Первый пред – ударный слог

[л]

[л]

э]

э]

[и]

[ы]

[у]

далеко от ударения (до и после ударного

слога)

[ъ]

1ъ]

[ь]

[ь]

[и]

[ы]

[у]





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!