СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык и культура речи. Лекция № 2. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Русский литературный язык и языковые нормы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык и культура речи. Лекция № 2. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Русский литературный язык и языковые нормы.»





РАЗДЕЛ 1


ЯЗЫК И РЕЧЬ




ТЕМА. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Русский литературный язык и языковые нормы.


Введение.

Знаете ли вы русский язык? Тот самый язык, который для вас является родным и на котором вы каждый день говорите с друзьями, родителями, учителями, соседями, которых вы каждый день слышите от друзей, родителей, учителей, телеведущих, героев фильмов, на котором вы каждый день читаете учебники, комиксы, сказки, рассказы и другие книги, на котором пишете лекции, упражнения, записки и, может быть, письма?

А вы замечали, какой он разный – наш родной язык? Ведь совсем по-разному выглядит беседа, когда в школе разговаривают сверстники и когда – учителя… А в поликлинике: разговор с мамой или с доктором… А на улице: разговор с друзьями или с чужими людьми, прохожими… Почему одних слушать приятно и интересно, а других нет? От чего зависит настроение в разговоре? А настрой на разговор? А вы когда-нибудь об этом думали? А что происходит, когда человек думает? И где это происходит, а главное, как?

Благодаря родному языку мы можем читать, говорить, понимать себя и других. Данный раздел посвящен языку и речи: мы попробуем разобраться с этими и другими вопросами, читая, думая, понимая, говоря и сочиняя на родном языке, о родном языке.


Основные единицы языка. Понятие речевой

коммуникации, виды речевой деятельности.


Речь – это результат мысли (мышления). Мы говорим и создаем, производим речь. Речь – это мое, твое, наше произведение, произведение большой и сложной работы ума, который, как специальная машина, «переплавляет» мысль при помощи звуков, слов, предложений и законов их соединения в «слиток» речи – текст. Звуковой строй слова, грамматика, синтаксис – это те средства языка, без которых не создать речевое произведение.

Давайте посмотрим, как можно представить разговор или, как выражаются ученые-языковеды, речевую ситуацию, в которой создают, слушают (или читают) и понимают речь.

Автор – это тот, кто производит речь, т.е. говорящий или пишущий. Он – первое лицо в разговоре, поэтому чаще всего говорит: «Я…» или «Мы…». Лингвисты называют его адресатом.

Его произведение и есть текст. Это может быть и коротенькая записка, и шпаргалка, и огромный роман (как те, которые вы читаете на занятиях по литературе), и письмо, и официальный документ (например, приказ или распоряжение какого-нибудь начальника), и ответ у доски на уроке и т.д.

И у всех этих текстов есть слушатель или читатель – адресат – второе лицо в разговоре (ты или вы), т.е. тот, кто будет читать или слушать, а главное, понимать то, ради чего этот текст создавали: произносили речь или писали роман (приказ, письмо и т.д.).

Эта работа по пониманию происходит в сознании человека. Ученые -психолингвисты занимаются исследованием того, как происходит рождение речи, как она взаимодействует с мыслительными процессами.

  1. чистого мышления, где зарождаются смыслы, идеи, замыслы;

  2. внутренней речи, где происходит оформление этих смыслов в привычные для человеческого сознания формы – картинки, слова, понятия, образы и т.п.;

  3. внешней речи, который и служит «фабрикой» текстов – здесь из картинок, слов, образов и т.п. строится текст для адресата.

То, о чем автор говорит, создает свою устную или письменную речь, называется объектом или предметом речи.

Другими словами, объект, или предмет, речи, - это то, о чем рассказывает автор (адресант) и что надо понять слушателю или читателю (адресату).

Как же происходит работа ума, или, как говорят ученые, мышления?

И автор, и адресат проделывают сложную умственную (мыслительную) работу. И вы тоже делаете эту работу на каждом занятии и по математике, и по биологии, и по другим предметам. Отвечая или выполняя письменное задание, вы являетесь автором; слушая лекцию, объяснение преподавателя, становитесь адресатом.

Мы говорим, а разговор – это общение или коммуникация. Можно ли назвать слова общение и коммуникация синонимами? В принципе да, но!.. Ученые придумывают термины – слова, называющие определенный предмет или определенное явление, не просто так. Они это делают для того, чтобы избежать многозначности. Ведь для науки самое важное – точность! Поэтому за термином всегда закреплено одно значение, в науке его называют определением.

Так вот, общение – многозначное слово, общеупотребительное. Процесс общения ни к чему не обязывает: хочешь слушай, отвечай, а не хочешь – молчи, уходи. Когда же люди начинают какое-то совместное дело, то прежде им надо договориться. Не договорившись, люди не могут продуктивно заниматься делом. Деловые переговоры – это коммуникация. Урок, защита дипломной работы, покупка товара, строительство зданий, создание законов – все это коммуникация. Коммуникация по определению предполагает речевое взаимодействие при помощи языковых средств с единой целью для всех участников: понять друг друга.

Значит, общаясь, участники разговора могут отвлекаться от текста собеседника, думать о чем-то постороннем, но если между ними происходит речевое взаимодействие – коммуникация, то возникает необходимость понимать или быть понятым.

Итак, речь – это сложная деятельность человека, связанная с мышлением и умелым употреблением языков средств. А язык – это многоуровневая система знаков, тех самых средств, без которых невозможна речевая деятельность. Именно поэтому мы изучаем родной язык: глубокое знание русского языка обеспечивает развитие мыслительных способностей человека, его душевных качеств. И самое главное, от умения грамотно говорить и писать, читать и слушать, т.е. от речевого поведения, зависит успех профессиональной деятельности человека.

Речевое поведение человека характеризует его мировоззрение, т.е. систему жизненных ценностей, определяемых воспитанием, и речевые навыки, т.е. знания и умения осуществлять речевое взаимодействие.

Правильное речевое поведение определяется культурой речи, специальным научным предметом, описывающим нормы литературного языка, критерии хорошей (грамотной) речи. Там же можно найти научно обоснованные рекомендации, как построить речевую коммуникацию сообразно с целями, языковыми средствами, адресатом и условиями, в которых происходит речевое взаимодействие.

В науке выделяют четыре вида речевой деятельности: говорение, слушание (или аудирование), чтение и письмо. Два из них относятся к устной форме речи (говорение и слушание), а два – к письменной (чтение и письмо).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!