СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык и культура речи. Лекция 3.1. Слово в лексической системе языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык и культура речи. Лекция 3.1. Слово в лексической системе языка.»


Раздел 3

Лексика и фразеология









Тема 3.1. Слово в лексической системе языка.

Слово обладает необыкновенной силой. Об этом говорят пословицы разных народов.

Ветер горы разрушает, слово народы подни­мает (русская).

Слово может спасти человека, может и убить (русская).

Слово — ключ, открывающий сердца (китай­ская).

Стрела ранит тело, а слово — душу (осетинская). Рана, нанесенная мечом, — заживает, рана, на­несенная словом, — не заживает (ассирийская, курдская, калмыкская, киргизская).

Доброе слово опускает саблю (лакская). Доброе слово железные ворота открывает (грузинская, турецкая).

Доброе слово гору с места сдвинуло (чечен­ская, ингушская).

В чем же заключается особенность слова? Каково его назначение?

Слово по своей природе многозначимо, оно мо­жет заключать в себе самую разнообразную инфор­мацию.

Знаменательно то, что уже в «Библии» («Ветхий завет»), в которой повествуется о сотворении мира, говорится о появлении слов и их исконном назначе­нии. Процитируем:

И сказал Бог; да будет, рвет. И стал свет. И увидел Бог свет,

что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет

днем, а тьму ) ночью. И был вечер, и было утро: день один.

Как видно из текста, процессе творения, создания сопровождается процессом наименования. Эти два жизненно важных действия органически связаны, одно из них обуславливает появление другого. Все, что со­здает человек, изобретает, открывает, находит, позна­ет, должно иметь название Вот в чем заключается ос­новное назначение слова — быть наименованием, зна­ком, выполнять номинативную функцию.

В результате каждое знаменательное слово имеет лексическое значение. Например: балерина «ар­тистка балета; танцовщица».

Помимо лексического значения слово может заключать в себе эмоциональную, экспрессивную оцен­ку и стилистическую окраску.

Слова русского языка имеют еще одну особен­ность. Многие из них обладают образностью. Слово называет предмет и одновременно передает его об­раз. Всем понятно кого и почему называют губошлепом, слюнтяем, медведем.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!